Курс "Заниматика 4.5-5.5 лет"
Начать заниматься в нашей виртуальной школе вы можете в любое время, кроме зимних и летних каникул.
Вы хотите, чтобы ваш ребенок познавал мир с блестящими глазами?
Чтобы он не заучивал догмы, а учился думать и рассуждать?
Только вы знаете, в каком темпе заниматься вашему ребенку. Только вы можете повторять и повторять с ним любимые развивающие игры.
Создать вместе с ним уникальную, только вашу цифровую азбуку.
Вы просто играете, и вдруг становятся очевидными важные математические закономерности.
Заниматика - это подробно расписанные занятия для вас и вашего ребенка.
Четырнадцать лет я веду занятия математики и развивающих игр с малышами.
Успешный ранний старт - и с благодарностью приходят родители, рассказывая, что математика остается любимым предметом в школе. Что дети с легкостью участвуют и побеждают в математических олимпиадах. И самое главное, они это делают с удовольствием.
Потому что главное в этом курсе - разбудить интерес к размышлениям. Научиться думать и находить решения. Много решений.
Курс рассчитан на шесть месяцев.
Восемь занятий в месяц, иллюстрации, поясняющие материал. Каждый урок состоит из математического и логического блока, подвижной разминки и опытов и экспериментов.
Ответы на все ваши вопросы. Советы курсантов друг другу. Совместные размышления.
Это один из уроков курса Заниматика для детей 4,5 – 5,5 лет.
Каждый урок «Заниматики» мы начинаем повторяющимися ритуалами. Дети любят повторения. Они чувствуют себя уверенней, совершая знакомые действия, а в их память все прочнее и прочнее впечатываются числовые ряды.
Занятие № 1.
1. « Поиграем – посчитаем».
- Мы кладем руки на коленки и начинаем шагать ладошками по воображаемой лестнице вверх, считая ступеньки:
1, 2, 3, 4, 5, 6......9,10!
На десятой поплясали, потанцевали ( ладошки прыгают над головой) и начинаем спрыгивать вниз (одновременно двумя ладошками) 10, 9, 8,.....3, 2, 1. Прыг на землю!
Взрослый перед началом счета рисует яркий словесный образ, выполнять упражнения становится интересно и ребенок понимает, ЗАЧЕМ он считает.
- Теперь мы лезем на скалу, высотой 100 метров. На скале каждые 10 метров отмечены флажками. Считаем десятками! 10, 20, 30....90, 100! Добрались!!! (жестами показываем, как цепляемся за уступы, подтягиваясь)
- На заснеженной вершине скалы мы увидели - лыжи! Пристегиваем их к ботинкам, проверяем крепления (все это обозначаем жестами) и, отталкиваясь лыжными палками каждые 100 метров, съезжаем со склона: 100, 200, 300.... 800, 900, 1000!
- Перед нами ракета! Снимаем лыжи, надеваем скафандры, прикрепляем кислородные баллоны. Космонавты, к старту готовы? (ладошки прижимаем друг к другу и делаем из них ракету). Начинаем отсчет для запуска корабля : 5, 4, 3, 2, 1, 0 пуск!
Ракета взмыла вверх! ( Руки поднимаем вверх). Повернула налево, направо (ладошки ведем влево, вправо, можно побегать по комнате, уклоняясь от крупных метеоритов) и.... ПРИЗЕМЛИЛАСЬ! Смотрим в иллюминатор. (Руку приставляем к глазам). Смотрим вперед, назад, влево, вправо, вверх, вниз... и выходим из космического корабля.
Мы попали на планету «НЕ». И скоро вы узнаете, почему она так называется.
2. «Планета отрицания».
Разложите перед собой геометрический набор. (Если у вас нет готового, вы легко сможете сделать его из цветного картона. Дайте ребенку шаблон и он обведет нужные фигурки).
Четыре вида фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник и круг. Они четырех цветов – желтый, красный, синий, зеленый. Удобнее раскладывать табличкой, желтый столбик, красный и т.д... Строчка квадратов, кружков......
У вас есть такой же набор, или несколько фигур из набора. Вы берете одну фигуру, ребенок не должен ее видеть, кладете в мешочек и говорите: «Моя фигура НЕ СИНЯЯ, НЕ ЗЕЛЕНАЯ, НЕ КРАСНАЯ – значит, она.....»
«У моей фигуры нет ни одного угла».
Посмотрите, какую фигуру поднимет ребенок. Пусть обведет круг пальчиком, палец скользит свободно, углов у круга нет, пустит его катиться. Потом, когда малыш поймет, как нужно исключать названные цвета и брать оставшийся, пауз после отрицаний цвета можно не делать, сразу переходить к свойствам фигур.
«Следующая фигура НЕ ЗЕЛЕНАЯ, НЕ ЖЕЛТАЯ и НЕ КРАСНАЯ! Сторон у нее на одну меньше, чем у квадрата».
«Моя фигура НЕ ЖЕЛТАЯ, НЕ СИНЯЯ, НЕ КРАСНАЯ! У нее четыре одинаковые стороны. Все углы прямые. ( Не бойтесь давать незнакомые термины, если будет ребенку непонятно – он спросит, или просто запомнит).»
«В мешочке лежит НЕ ЖЕЛТАЯ, НЕ СИНЯЯ, НЕ ЗЕЛЕНАЯ фигура! Сторон у нее столько же, сколько и у квадрата, но две стороны длинные, а две короткие!»
Фантазируйте, придумывайте все новые и новые способы описания фигур, если ребенок умеет считать – количество сторон задавайте примерами...
Потом поменяйтесь с ребенком местами! Он описывает свойства фигур, а вы отгадывайте!
3. «Запрещенное число» на пальцах.
Мы договариваемся, что запрещенное число будет, например, шесть.
Т.е. можно показывать на пальцах все числа, кроме заданного. Ведущий называет разные числа, показывая их на пальцах, игроки их быстро показывают, но если он скажет ШЕСТЬ, все сразу руки прячут за спину. В следующем раунде запрещенное число меняется.
Эта игра на внимание, но она позволяет натренироваться БЫСТРО показывать числа на пальцах, да и числа больше пяти хорошо запоминаются как пять и один, пять и два.
4. НЕ забывайте через каждые две игры побегать по комнате, сделать пальчиковую гимнастику, или проговорить стишки с движениями, например:
Буратино потянулся (потягиваемся),
Раз – нагнулся, два – нагнулся! (нагибаемся),
Руки в сторону развел (разводим руки дискретно, как деревянный человечек),
Ну, а ключик не нашел (пожимаем, расстроено, плечами).
Чтобы ключик нам достать (тянемся руками вверх),
На носочки нужно встать (становимся на носочки и достаем ключик)!
Сразу же пытаемся вставить ключик в замок, но у нас не получается. Мы тогда прочно сцепляем руки в замок и говорим:
На двери висит замок.
Кто ее открыть бы мог.
Постучали (делаем жестами все, о чем говорим),
Покрутили,
Поятнууууули -
и открыли! (расцепляем пальчики)
5. «Делай как я».
Возьмите чистый лист бумаги и разделите его вертикальной чертой на две части. Посадите ребенка рядом. Правая половина листа ваша, левая - ребенка (или наоборот).
Расскажите основное правило игры - малыш должен повторить ваши действия в точности.
Для начала пригодятся самые обычные предметы, которыми мы пользуемся ежедневно, например, чайные ложки (они должны быть совершенно одинаковыми). Вы начинаете. Положите ложку на середину листа строго вертикально. Сможет ли ваш малыш сделать то же самое, не ошибившись?
Если да, то несколько раз поменяйте расположение предмета: вертикально у правой стороны листа, у левой, горизонтально посередине, горизонтально у верхнего края листа, у нижнего, по диагонали справа налево и слева направо.
Если ребенку легко дается это задание, предложите взять сразу несколько предметов. Не убирайте ваш образец до тех пор, пока малыш не закончит работу. При возможной неточности попросите ребенка описать расположение его и вашего предмета, только так он сможет заметить ошибку и исправить ее.
6. Игра «Почтальон» - одна из самых увлекательных.
Сделайте с ребенком перед занятиями маленькие конвертики. Можно просто на маленьком листочке с одной стороны нарисовать конверт с маркой. А можно склеить из цветной бумаги, показав ребенку, как из развертки странной формы получается прямоугольник. На стульчиках, диване или на полу рассадите любимые игрушки и положите перед ними номера домов - Два, Три, Четыре, Пять.
Обязательно приготовьте сумку почтальона! Это может быть и мамина сумка с длинными ручками, а может быть детская сумочка с привязанной веревочкой, чтобы ее вешать через плечо.
В сумку кладете конвертики. Вместо адреса нарисованы кружки. Сколько кружков – такой и номер дома. Разнести все письма по адресатам.
Если ваш ребенок не знает цифр – походите с ним, посчитайте его пальчиком кружки и покажите, где цифра, обозначающая их количество. В игре все запоминается быстрее.
Если ребят несколько – сделайте конвертики разного цвета – так вы легко увидите, кто ошибся, и поможете ему.
Завершаем занятие тоже разминкой:
Мы считали и устали.
А теперь тихонько встали.
Ножками потопали - раз, два, три!
Ручками похлопали – раз, два, три!
Сели – встали, сели – встали!
Вот теперь мы не устали!
Скачут зайки на лужайке
Прыг-скок, прыг-скок!
Да на беленький снежок
Приседают, слушают
Не идет ли серый волк?
Этим летом я вела Заниматику в лагере на Балтийской косе. Очень удачно проходили у нас занятия.
Мы говорили о кривых и прямых линиях, делали улицу из домов с четными и нечетными номерами, играли в чет-нечет, проводили горизонтальные и вертикальные линии. Играли в магазин «на диване», отсчитывая двойками монеты. Успели познакомится со многими математическими понятиями.
Вот как мы говорили о замкнутых линиях:
Помнишь историю про точку и циркуля. Слушай, что было дальше... Отправились точка и циркуль путешествовать. Шли они,
шли... видят, впереди замок стоит... Подошли поближе. Замок окружен глубоким рвом с водой. Вот таким :
Нарисуй, пожалуйста, у себя в альбоме такой замок.
А вокруг линию, замкнутую в кольцо. Раньше глубокий ров с водой защищал замок от врагов.
Как же люди выходили из замка? Для этих случаев в замках был подъемный мост. Его опускали и поднимали на цепях. Но наша история не об этом.
ЗАМКНУТАЯ линия... Послушай слово.. ЗАМКНУТАЯ...
когда ты услышишь это слово, сразу представь себе ров вокруг замка, он не пускает проникнуть внутрь. Проведи пальцем вокруг этой линии... Палец не может найти вход... Эта линия закрыта на замок. Она замкнута....
А теперь нарисуй в альбоме линию, которая не замкнута....
Пусть эта линия будет похожа на букву С. Мы ведем пальцем вдоль нее и попадаем внутрь. Линия не замкнута.
Давай поселим в замке буквы, цифры, фигуры, которые представляют собой замкнутую линию... а вне линии - фигуры, и буквы, которые не являются замкнутыми...
Нарисуй, пожалуйста, круг. Это замкнутая фигура? Куда мы его поселим? А цифру 3? Букву М? Квадрат? Букву П?
Букву О? Треугольник? Посмотрите, какие буквы мы поселили в замок.
Точка сказала обрадовано: - Теперь я знаю новую линию – это Замкнутая линия. Я знаю ПРЯМУЮ и КРИВУЮ линии, ВЕРТИКАЛЬНУЮ и ГОРИЗОНТАЛЬНУЮ, еще я знаю луч и отрезок. А еще линии могут пересекаться. Нарисуй все линии, которые назвала точка.
А еще недавно мы очень интересно поговорили с Александром Боровиком, который увидел в моих занятиях возвращение к первоначальному смыслу математики.
Уважаемая Юлия,
я очень надеюсь, что Вы не возражаете против того, что я пишу о Вашем
сайте "На ладошке" в своем (англоязычном) блоге,
http://www.maths.manchester.ac.uk/~avb/micromathematics/2007/09/proportions-by-mouth.html
Ваш подход к математике для малышей замечательно интересен. Я хотел бы
знать о нем больше, например, для книги о математическом мышлении,
которую я пишу.
Огромное спасибо
Professor Alexandre Borovik * www.maths.manchester.ac.uk/~avb/