Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)Источник: Mikhail Lemkhin. Joseph Brodsky. Leningrad. Fragments. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1998. Книга для сканирования предоставлена разработчику Ольгой Шамфаровой 07.07.2008. - Спасибо, Оля!
"Золотой мост" (мост Понто Веккьо, построенный в 1345 году архитектором Таддео Гадди) - Иосиф Бродский ОСТАНОВКА В ПУСТЫНЕ Теперь так мало греков в Ленинграде, что мы сломали Греческую церковь, дабы построить на свободном месте концертный зал. В такой архитектуре есть что-то безнадежное. А впрочем, концертный зал на тыщу с лишним мест не так уж безнадежен: это — храм, и храм искусства. Кто же виноват, что мастерство вокальное дает сбор больший, чем знамена веры? Жаль только, что теперь издалека мы будем видеть не нормальный купол, а безобразно плоскую черту. Но что до безобразия пропорций, то человек зависит не от них, а чаще от пропорций безобразья. Прекрасно помню, как ее ломали. Была весна, и я как раз тогда ходил в одно татарское семейство, неподалеку жившее. Смотрел в окно и видел Греческую церковь. Все началось с татарских разговоров; а после в разговор вмешались звуки, сливавшиеся с речью поначалу, но вскоре — заглушившие ее. В церковный садик въехал экскаватор с подвешенной к стреле чугунной гирей. И стены стали тихо поддаваться. Смешно не поддаваться, если ты стена, а пред тобою — разрушитель. К тому же, экскаватор мог считать ее предметом неодушевленным и, до известной степени, подобным себе. А в неодушевленном мире не принято давать друг другу сдачи. Потом — туда согнали самосвалы, бульдозеры... И как-то в поздний час сидел я на развалинах апсиды. В провалах алтаря зияла ночь. И я — сквозь эти дыры в алтаре — смотрел на убегавшие трамваи, на вереницу тусклых фонарей. И то, чего вообще не встретишь в церкви, теперь я видел через призму церкви. Когда-нибудь, когда не станет нас, точнее — после нас, на нашем месте возникнет тоже что-нибудь такое, чему любой, кто знал нас, ужаснется. Но знавших нас не будет слишком много. Вот так, по старой памяти, собаки на прежнем месте задирают лапу. Ограда снесена давным-давно, но им, должно быть, грезится ограда. Их грезы перечеркивают явь. А может быть земля хранит тот запах: асфальту не осилить запах псины. И что им этот безобразный дом! Для них тут садик, говорят вам — садик. А то, что очевидно для людей, собакам совершенно безразлично. Вот это и зовут: «собачья верность». И если довелось мне говорить всерьез об эстафете поколений, то верю только в эту эстафету. Вернее, в тех, кто ощущает запах. Так мало нынче в Ленинграде греков, да и вообще — вне Греции — их мало. По крайней мере, мало для того, чтоб сохранить сооруженья веры. А верить в то, что мы сооружаем, от них никто не требует. Одно, должно быть, дело нацию крестить, а крест нести — уже совсем другое. У них одна обязанность была. Они ее исполнить не сумели. Непаханное поле заросло. «Ты, сеятель, храни свою соху, а мы решим, когда нам колоситься». Они свою соху не сохранили. Сегодня ночью я смотрю в окно и думаю о том, куда зашли мы? И от чего мы больше далеки: от православья или эллинизма? К чему близки мы? Что там, впереди? Не ждет ли нас теперь другая эра? И если так, то в чем наш общий долг? И что должны мы принести ей в жертву? первая половина 1966Источник: http://www.rvb.ru/np/publication/01text/12/02brodsky.htm Петербург Бенардаки(Окончание. Начало в № ...) Признаюсь, волновалась, когда отправилась в «Дом Бенардаки». Одно дело остров, куда вход никому не заказан. И другое — Дом актера: может быть, входят туда только по пропускам, а для фотосъемки нужно специальное разрешение? На парадной лестнице идет ремонт. Пробираюсь под деревянными «лесами», увертываюсь от кусков старой штукатурки, которые сыпятся откуда-то сверху. Когда я представилась и объяснила цель своего визита работнику охраны, он направил меня к художественному руководителю Дома актера Нелли Аркадьевне Бродской. Она с интересом выслушала мой рассказ о сормовском периоде жизни Бенардаки и, в свою очередь, рассказала, что сотрудники Дома почитают Дмитрия Егоровича и как строителя этого здания, и как выдающегося человека своей эпохи, что в прошлом году из Франции приезжали потомки Бенардаки и посещали этот дом. А потом, вооружившись внушительной связкой ключей, повела по тем комнатам и залам, где еще сохранился «дух Бенардаки». И с энтузиазмом помогала проводить фотосъемку: включала освещение, раздвигала тяжелые шторы, советовала, какой ракурс лучше выбрать, с какой точки эффектнее будет выглядеть та или иная деталь декора. «Из зала в зал переходя», продолжаем разговор о неординарной личности бывшего хозяина этого дома. Речь зашла о Греческой церкви, где был похоронен Бенардаки, и которую взорвали в 1962 году. Задаю давно волнующий вопрос: — Что стало с останками Бенардаки, известно ли место его перезахоронения? Нет, о судьбе останков Бенардаки сотрудникам Дома актера, к сожалению, ничего не известно. — А вы знаете, — говорит Нелли Аркадьевна, — у Иосифа Бродского есть малоизвестное стихотворение «Взорвали Греческую церковь». Попробуйте найти в его четырехтомнике... Волковское кладбищеСледующий маршрут — Волковское кладбище с его знаменитыми Литераторскими мостками. Здесь похоронены мать и сестры В.И.Ленина. Здесь, в семейном склепе при соборе Спаса Нерукотворного, нашла место последнего упокоения жена Бенардаки, Анна Егоровна, урожденная Кипури. Анна Егоровна была моложе Дмитрия Егоровича на 8 лет, и так же как и он, происходила из греческой семьи с юга России. Брак подарил им 8 детей — 3 сыновей и 5 дочерей. Бенардаки рано овдовел: Анна Егоровна умерла в 1846 году, в возрасте 39 лет... В 1935 году собор Спаса Нерукотворного закрыли и передали под один из цехов завода «Монументскульптура». Все погребения при соборе были вскрыты, а останки лежавших там людей похоронили в общей могиле... Выходной день. Завод «Монументскульптура», находящийся в центре Волковского кладбища, обнесен трехметровой кирпичной стеной. Где-то в глубине заводской территории здание бывшего собора. Его белый купол едва виден сквозь густую зелень старых кленов и лип. Глухие металлические въездные ворота, проходная. Звоню. На звонок выходит охранник, мои объяснения выслушивает хмуро, но не перебивает. Разрешения на съемку собора с территории завода не дает — не положено. Поясняет, что в церкви захоронений давно нет, что все гробницы и склепы вынесены за периметр заводского забора еще в середине 30-х годов. — Походите, посмотрите по периметру забора, может, что и отыщите... Двухчасовые поиски успехом не увенчались. Все же удалось найти единственную точку, где деревья немного расступаются, и в небольшом просвете виднеется белый купол собора Спаса Нерукотворного. Делаю его снимок и еще нескольких безымянных гробниц и усыпальниц, вплотную примыкающих к кирпичной кладке заводского забора. Так, на всякий случай. Как знать, может, одна из них и служила некогда семейным склепом Бенардаки... «Взорвали греческую церковь...»После кончины Д.Е.Бенардаки за границей в 1870 году, принимая во внимание его заслуги и пожелания детей, АлександрII именным указом разрешил похоронить его в Греческой посольской церкви Петербурга и даже сам лично встречал на Николаевском вокзале поезд с телом покойного... К счастью, старая фотография запечатлела внешний вид Греческой церкви. В 1962 году ее взорвали и в 1967-м на ее месте построили Большой концертный зал «Октябрьский». Отправляюсь на Лиговский проспект, с этим местом связана одна из самых волнующих и таинственных страниц жизни и смерти Дмитрия Бенардаки... После сноса церкви под остатками ее основания рабочие обнаружили гранитную плиту, а под ней нишу с металлическим гробом. Внутри его был еще один, деревянный, в котором лежало хорошо сохранившееся мумифицированное тело богато одетого мужчины, а в свинцовой коробочке — биография покойного. Около ста лет пролежало под сводами Греческой церкви тело Д.Е.Бенардаки, пока не потревожили его покой. Мумию доставили в судебно-медицинский морг Ленинграда. Что стало с останками Д.Е.Бенардаки после завершения медицинских исследований, не известно. Был ли он захоронен, и если был, то где?.. Напоследок делаю снимок концертного зала и нескольких типичных для времени Бенардаки домов на Греческом проспекте вблизи «Октябрьского». С большой долей вероятности можно предположить, что это и есть те доходные дома, которые принадлежали Бенардаки. Это не первая публикация в нашей газете, посвященная основателю Сормовского завода. И думаем, не последняя. В жизни Бенардаки еще остались неизвестные нам страницы, и исследователя его биографии ждет немало интересных открытий. Маргарита ФИНЮКОВА Фото автора и из архива редакции. Автор выражает благодарность В.С.Корнееву за помощь в организации фотосъемки. |
Борис Чичибабин * * * Я почуял беду и проснулся от горя и смуты, и заплакал о тех, перед кем в неизвестном долгу,— и не знаю, как быть, и как годы проходят минуты... Ах, родные, родные, ну чем я вам всем помогу? Хоть бы чуда занять у певучих и влюбчивых клавиш, но не помнит уроков дурная моя голова, а слова — мы ж не дети,— словами беды не убавишь, больше тысячи лет, как не Бог нам диктует слова. О как мучает мозг бытия неразумного скрежет, как смертельно сосет пустота вседержавных высот. Век растленен и зол. И ничто на земле не утешит. Бог не дрогнет на зов. И ничто в небесах не спасет. И меня обижали — безвинно, взахлеб, не однажды, и в моем черепке всем скорбям чернота возжена, но дано вместо счастья мученье таинственной жажды, и прозренье берез, и склоненных небес тишина. И спасибо животным, деревьям, цветам и колосьям, и смиренному Баху, чтоб нам через терньи за ним,— и прощенье врагам, не затем, чтобы сладко спалось им, а чтоб стать хоть на миг нам свободней и легче самим. Еще могут сто раз на позор и на ужас обречь нас, но, чтоб крохотный светик в потемках сердец не потух, нам дает свой венок — ничего не поделаешь — Вечность и все дальше ведет — ничего не поделаешь — Дух. 1978Источник: http://www.geocities.com/SiliconValley/4561/chichibabin/memoirs/v032.htm
Биография Бродского, часть 1 | Биография Бродского, часть 2 |
|
Деград