Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, май 2011 г. Из письма луны Н.: Уже минут пятнадцать стоишь под роскошной огромной пинией, обняв К., смотришь на море. К.: Ты меня любишь? - Да. - Почему же тогда?.. - Ты хочешь? - Очень!.. Опустил руку. Да, надо брать. Пять раз. Довольна? Да. Знаешь, ты у меня такая бешеная!.. Нравится? Очень! Кстати, у меня для тебя подарок. Вынул из кармана и бережно, с поцелуем, одел на палец К. кольцо со сверкающим белым камнем. Откуда оно у тебя? Завалялось в кармане. Как раз к твоему дню рождения. А теперь - в музей? Нет, я прилягу. Тогда я могу и один... Ну, потерпи полчаса! Через полчаса улетели в Венецию. Меня подбросили луны из сопровождения. Остров мертвых. Ц. Н.Иосиф Бродский и Диана Арбенина: сравнительный анализ стиля текстов автор: Редрик Шухарт 17:44 14 апреля 2010 Челябинский Государственный Университет ИОСИФ БРОДСКИЙ И ДИАНА АРБЕНИНА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИЛЯ ТЕКСТОВ Как известно, на формирование личности оказывает непосредственное влияние социальная и культурная среда, сформированная предшествующими поколениями. Эта среда способствует социальной адаптации человека и оказывает влияние на его мировоззрение. Кроме того, для любого писателя (и творческой личности вообще) знакомство с культурным наследием предшественников способствует формированию собственного художественного метода, при этом характерные приемы полюбившихся авторов переходят в собственное творчество и в его контексте получают дальнейшее развитие. Можно с уверенностью утверждать, что талантливый поэт Иосиф Бродский внес заметный вклад в российскую культуру; более того, он оказал влияние на творчество поколения современных поэтов, среди которых и лидер группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина. В первую очередь следует отметить, что в творчестве Арбениной присутствуют и непосредственные отсылки к Иосифу Александровичу. Это и прямое упоминание его имени – рассказ «Любовь и триумф», заметка Дианы «Brodsky» на официальном сайте группы; песня на его стихи «Я всегда твердил, что судьба – игра», позднее в альбоме «Тригонометрия-2» получившая название «Бродский». Используется прямое цитирование (“Сохрани мою тень” – фраза из стихотворения Иосифа Александровича «Письма к стене» присутствует в песне Дианы «Гонщик»), а также аллюзии на его тексты (сравните, например: “Смерть – это только равнины. / Жизнь – холмы, холмы” – И. Б. [6]; “Что наша жизнь – холмы, холмы” – Д. А. [12]). Мир обоих авторов – это современная им реальность, то, что мы сами наблюдаем (но, возможно, не замечаем) каждый день. Это легко узнаваемые, предельно честные, без преукрашений, портреты наших современников. Это огромный современный город, в котором, тем не менее, человек часто бывает одинок. Для раскрытия темы одиночества даже используются схожие художественные образы: “Теперь ты идешь один, идешь один по асфальту, / И на-встречу тебе летят блестящие автомобили” – И. Б. [6]; “Я по асфальту шагаю с тем, кого сберечь не смогу, / До остановки трамвая, звенящего на бегу” – Д. А. [13] Постоянно проскальзывает тема смерти, но при этом без страха и фатализма. Она воспринимается авторами как нечто само собой разумеющееся, как логическое завершение жизни. (“Значит, нету разлук. / Существует громадная встреча. / Значит, кто-то нас вдруг / В темноте обнимает за плечи, / И полны темноты, / И полны темноты и покоя, / Мы все вместе стоим над холодной блестящей рекою.” – И. Б. [6]; “Плакать не смей – я стал птицею в небе. / Под об-лаками нет боли и времени. / Плакать не думай – жалей тех, кто рядом с тобой.” – Д. А. [2] Это далеко не единичные примеры). Далее кратко рассмотрим общие для обоих авторов художественные приемы. В принципе, каждый такой пункт мог бы явиться темой для отдельного исследования. Часто используется свободный стих, метод, до Иосифа Бродского практически не разработанный в русской литературе (ранее – А. Блок, «Когда вы стоите на моем пути…», «Она пришла с мороза…»). Присутствует и рваный ритм стихотворения, он может как сочетаться со свободным стихом, так и использоваться в рифмованном произведении («Стихи о зимней кампании 1980-го года» – И. Б.; «At last» – Д. А.). Такая форма сама по себе является достаточно трудной для восприятия, к тому же у Арбениной нередко сопровождается резкими логическими переходами. Однако как выразительное средство позволяет сделать смысловое ударение именно в нужном месте, подчеркнуть эмоцию (у Дианы во многих случаях служит для создания напряженности), заострить внимание читателя на нужном образе (наиболее яркий пример у Бродского – «Бабочка». Ритм очень сложного по построению стихотворения еще и передает полет насекомого). К построенным в форме свободного стиха можно отнести также тексты некоторых песен Арбениной («Реггей», «Автоблюз», «Офицерская жена»). Другой характерный прием – ярко выраженная разговорность произведений. При сохранении общего высокого уровня текста употребляются синтаксические и семантические конструкции, характерные именно для разговорной речи. Часто присутствует прямое обращение к невидимому собеседнику, в том числе в форме своеобразных писем («Одиссей Телемаку», «На независимость Украины» – И. Б.; «0’4 промилле», «Лето 93-го» – Д. А.). Повествование переходит в прямую речь и диалог и обратно («Представление», «Посвящается Ялте» – И. Б.; «Эспераль» – Д. А.). Авторы делают свои произведения контрастными, при этом контрастность нередко выражается в сочетании лиричности и цинизма. У Иосифа Бродского («Ночь. Камера. Волчок…», «Пьяцца Маттеи») циничные рассуждения, выполненные в нарочно разговорной форме (используется в том числе и ненормативная лексика) чередуются с мягкими отступами, рассказывающими о переживаниях и воспоминаниях героя. Как результат – обостренное восприятие текста читателем. У Арбениной этот прием присутствует в видоизмененном виде, когда красивое, трогательное в целом стихотворение разбавляется резкими, грубыми вставками («Киты», «Мне бы петь о любви»). Или наоборот – довольно жесткое произведение неожиданно заканчивается на тихой, мягкой ноте («Водный плацдарм в Литве», «Поэту мусора и Брамса»). Особенно выделяется стихотворение «На елке у Ивановых» (название - возможная отсылка к пьесе Александра Введенского), – предельно концентрированное сочетание грустных размышлений и неосознанно-циничных наблюдений героя делает его одним из самых пронзительных в творчестве Дианы. И Арбенина, и Бродский употребляют (как правило, без перевода) иностранные слова и выражения («Do you love me», «Роза ветров», «Эшафот не сломался» – Д. А.; поэмы «Шествие», «Петербургский роман» – И. Б.; Бродский изучал языки самостоятельно, Арбенина получила высшее образование как лингвист и в настоящее время дополнительно изучает испанский). При этом помимо чисто технической функции сохранения размера строфы присутствует и другая. Известно, что некоторые понятия иностранных языков не имеют точного эквивалента в русском языке или при переводе теряют дополнительные значения (наиболее масштабный пример – цикл Айзека Азимова «Foundation»). Появляется возможность привнесения в текст новых смысловых оттенков, а также некоторой недосказанности. Кроме того, такой прием дает возможность подчеркнуть нелепость описываемой ситуации (“как фиш на блюде” – И. Б. [8]), а также позволяет эволюцию понятий в контексте стихотворения. Достаточно одного короткого пояснения: “balle во Франции – пуля. В России – шальная” (Д. А. [1]), чтобы словосочетание “бальные танцы” приобрело совсем другой смысл. Таким образом, можно сделать вывод о том, что знакомство с произведениями Иосифа Бродского оказало значительное влияние на собственное творчество Дианы Арбениной и содействовало развитию собственных выразительных средств. Список литературы 1. Арбенина, Д.С. Дезертир сна [Текст] / Д.С.Арбенина – М. : АСТ, 2007. – 336 с. 2. Арбенина, Д.С. Он не дожил до ста [Аудиозапись] / Д.С.Арбенина – М. : МХАТ им А.М.Горького, программа «Акустический роман», 07.06.2008. 3. Арбенина, Д.С. Brodsky [Текст] / Д.С.Арбенина – источник расположен по ад-ресу www.snipers.net\xtra\brodsky. 4. Белый, А. «Плохая физика» Иосифа Бродского [Текст] / А.Белый // Нева – 2007. – № 5. – С. 190 – 204. 5. Блок, А.А. Лирика [Текст] / А.А.Блок – М. : Правда, 1985. – 416 с. 6. Бродский, И.А. Сочинения Иосифа Бродского [Текст] : в 4-х т. / И.А.Бродский – СПб. : Пушкинский фонд, 1992. – Т. 1. – 480 с. 7. Бродский, И.А. Сочинения Иосифа Бродского [Текст] : в 4-х т. / И.А.Бродский – СПб. : Пушкинский фонд, 1992. – Т. 2. – 480 с. 8. Бродский, И.А. Сочинения Иосифа Бродского [Текст] : в 4-х т. / И.А.Бродский – СПб. : Пушкинский фонд, 1995. – Т. 3. – 336 с. 9. Бродский, И.А. Сочинения Иосифа Бродского [Текст] : в 4-х т. / И.А.Бродский – СПб. : Пушкинский фонд, 1994. – Т. 4. – 448 с. 10. Лотман, Ю.М. Между вещью и пустотой (из наблюдений над поэтикой сборни-ка Иосифа Бродского «Урания») [Текст] / Ю.М.Лотман // О поэтах и поэзии – СПб. : Искусство-СПБ, 1996. – С. 731 – 746. 11. Ночные снайперы. Дрянь [Текст] / Д.С.Арбенина, С.Я.Сурганова – СПб : СПИ ДЕДЪ, 1996. – 64 с. 12. Ночные снайперы. Патронташ [Текст] / Д.С.Арбенина, С.Я.Сурганова – М. : Нота - Р, 2002. – 256 с. 13. Ночные снайперы. Цель [Текст] / Д.С.Арбенина, С.Я.Сурганова – СПб : СПИ ДЕДЪ, 1996. – 104 с. |
Ведущие: Ларина Ксения , Пешкова Майя | Время выхода в эфир: вс, 13:15
Воскресенье, 22.05.2005
Иосиф Бродский Пьяцца Матте'и I Я пил из этого фонтана в ущелье Рима. Теперь, не замочив кафтана, канаю мимо. Моя подружка Микелина в порядке штрафа мне предпочла кормить павлина в именьи графа. II Граф, в сущности, совсем не мерзок: он сед и строен. Я был с ним по-российски дерзок, он был расстроен. Но что трагедия, измена для славянина, то ерунда для джентльмена и дворянина. III Граф выиграл, до клубнички лаком, в игре без правил. Он ставит Микелину раком, как прежде ставил. Я тоже, впрочем, не в накладе: и в Риме тоже теперь есть место крикнуть "Бляди!", вздохнуть "О Боже". IV Не смешивает пахарь с пашней плодов плачевных. Потери, точно скот домашний, блюдет кочевник. Чем был бы Рим иначе? гидом, толпой музея, автобусом, отелем, видом Терм, Колизея. V А так он - место грусти, выи, склоненной в баре, и двери, запертой на виа дельи Фунари. Сидишь, обдумывая строчку, и, пригорюнясь, глядишь в невидимую точку: почти что юность. VI Как возвышает это дело! Как в миг печали все забываешь: юбку, тело, где, как кончали. Пусть ты последняя рванина, пыль под забором, на джентльмена, дворянина кладешь с прибором. VII Нет, я вам доложу, утрата, завал, непруха из вас творят аристократа хотя бы духа. Забудем о дешевом графе! Заломим брови! Поддать мы в миг печали вправе хоть с принцем крови! VIII Зима. Звенит хрусталь фонтана. Цвет неба - синий. Подсчитывает трамонтана иголки пиний. Что год от февраля отрезал, он дрожью роздал, и кутается в тогу цезарь (верней, апостол). IX В морозном воздухе, на редкость прозрачном, око, невольно наводясь на резкость, глядит далёко - на Север, где в чаду и в дыме кует червонцы Европа мрачная. Я - в Риме, где светит солнце! X Я, пасынок державы дикой с разбитой мордой, другой, не менее великой приемыш гордый, - я счастлив в этой колыбели Муз, Права, Граций, где Назо и Вергилий пели, вещал Гораций. XI Попробуем же отстраниться, взять век в кавычки. Быть может, и в мои страницы как в их таблички, кириллицею не побрезгав и без ущерба для зренья, главная из Резвых взглянет - Эвтерпа. XII Не в драчке, я считаю, счастье в чертоге царском, но в том, чтоб, обручив запястье с котлом швейцарским, остаток плоти терракоте подвергнуть, сини, исколотой Буонаротти и Борромини. XIII Спасибо, Парки, Провиденье, ты, друг-издатель, за перечисленные деньги. Сего податель векам грядущим в назиданье пьет чоколатта кон панна в центре мирозданья и циферблата! XIV С холма, где говорил октавой порой иною Тасс, созерцаю величавый вид. Предо мною - не купола, не черепица со Св. Отцами: то - мир вскормившая волчица спит вверх сосцами! XV И в логове ее я - дома! Мой рот оскален от радости: ему знакома судьба развалин. Огрызок цезаря, атлета, певца тем паче есть вариант автопортрета. Скажу иначе: XVI усталый раб - из той породы, что зрим все чаще - под занавес глотнул свободы. Она послаще любви, привязанности, веры (креста, овала), поскольку и до нашей эры существовала. XVII Ей свойственно, к тому ж, упрямство. Покуда Время не поглупеет как Пространство (что вряд ли), семя свободы в злом чертополохе, в любом пейзаже даст из удушливой эпохи побег. И даже XVIII сорвись все звезды с небосвода, исчезни местность, все ж не оставлена свобода, чья дочь - словесность. Она, пока есть в горле влага, не без приюта. Скрипи, перо. Черней, бумага. Лети, минута. февраль 1981
Биография Бродского, часть 1 | Биография Бродского, часть 2 |