Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)


Сергей Есенин

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, ноябрь 2011 г.



Из письма луны Н.:
К позвала тебя в гости. У меня дела, потом легла спать... Но не спалось, включила экран,
стала смотреть вашу встречу. Ты перебирал ее музыкальные диски и попросил озвучить
один. Танго. Теплый дрожащий виолончельный звук, высокая чистая скрипка, аккардеон,
ударные. Закрыл глаза, протягиваешь руку, ловишь пальцы К., притягиваешь ее к себе,
вы кружитесь по комнате, она пристально смотрит тебе в лицо, потом вся отдается танцу,
перешаги-перелеты, окончание - ее склоненная голова у тебя на груди. Стук твоего сердца,
огромный румянец на ее щеке. Она откидывает голову, ты притягиваешь ее и целуешь.
Она вопросительно поднимает бровь. Ты изумительна. Держит. Ты лучшая в мире жена.
Пристально смотрит на тебя. Вы великолепны, Ваше высочество! Улыбается, поводит плечами. Ц. Н.Библиотека афоризмов

Стендаль


Афоризмы
Несчастье непостоянства заключается в скуке. 
Именно в возрасте от шестнадцати до двадцати пяти лет обычно решается наша судьба. 
Не будь высоких монастырских стен, все монахини разбежались бы. 
Любовь можно остановить только в начале. 
Верность женщин в браке без любви - вещь, вероятно, противоестественная. 
Для рождения любви красота необходима, как вывеска. 
Мужчину унижает долгая осада; женщину, наоборот, она покрывает славой. 
Очень малой степени надежды достаточно, чтобы вызвать к жизни любовь. 
Красота есть лишь обещание счастья. 
Женщина считает себя красивой, если она хорошо одета. 
Участь глубокой старости зависит от того, на что потрачена молодость. 
Любовь - единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит 
Чем сильнее у человека характер, тем менее он склонен к непостоянству в любви 
Камень падает вследствие собственной тяжести 
В любви-страсти совершенное счастье заключается не сколько, в близости, сколько в последнем шаге к ней 
...мы не правы, подавляя самолюбие людей, которых мы приближаем к себе. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. 
...цель личной выгоды у художника убивает всякое произведение искусства. 
...я никогда не отделял художника от мыслителя, как не могу отделить художественной формы от художественной мысли. 
Большинство мужчин просят доказательств любви, которые, по их мнению, рассеивают все сомнения; для женщин, к несчастью, не существует таких доказательств. 
Будем трудиться, потому что труд - это отец удовольствия. 
Быть вполне искренней для женщины значит то же, что показаться на людях без платья. 
В любви-страсти совершенное счастье заключается не столько в близости, сколько в последнем шаге к ней. 
В мире чувства есть лишь один закон - составить счастье того, кого любишь. 
В уединении можно приобрести все, что угодно, кроме характера. 
Великий человек подобен орлу: чем выше он взлетел, тем меньше доступен взору; за свое величие он наказан душевным одиночеством. 
Велико искусство прививать людям прекрасные идеи, которые учат жертвовать всем для счастья людского. 
Во всех видах искусства необходимо самому испытать те ощущения, которые хочешь вызвать в других.
Все можно познать, только не самого себя. 
Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких. 
Гибкость ума может заменить красоту. 
Грустный вид совершенно не соответствует хорошему тону, надо иметь вид не грустный, а скучающий. А если у вас грустный вид, значит, вам чего-то недостает, вы в чем-то не сумели добиться успеха. Это значит выставлять себя в невыгодном свете. И, наоборот, если вы скучаете, тогда в невыгодном положении оказывается тот, кто напрасно пытался вам понравиться. 
Даже суровость любимой женщины полна бесконечного очарования, которого мы не находим в самые счастливые для нас минуты в других женщинах. 
Дело не в том, чтобы научиться рисовать, а в том, чтобы научиться мыслить. 
Для влюбленного нет друзей. 
Для того, чтобы читать в собственном сердце, чтобы можно было разорвать завесу привычки, чтобы иметь возможность произвести над собой опыт и пережить момент полной иллюзии, нужно иметь душу, способную к сильным ощущениям, нужно иметь меньше сорока лет за плечами. 
Живопись - это искусство, при помощи которого художник изображает страсть через черты лица и положение тела и волнует зрителя своим отношением к сюжету, сочувственным и ироническим. 
Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае - вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой. 
Когда мы уверены в любви какой-нибудь женщины, нас интересует степень ее красоты; когда мы сомневаемся в ее сердце, нам некогда думать о ее лице. 
Красота есть лишь обещание счастья. 
Любить - значит испытывать наслаждение, когда ты видишь, осязаешь, ощущаешь всеми органами чувств и на как можно более близком расстоянии существо, которое ты любишь и которое любит тебя. 
Любовь - восхитительный цветок, но требуется отвага, чтобы подойти и сорвать его на краю пропасти. 
Любовь - единственная страсть, которая оплачивается той же монетой, какую сама чеканит. 
Любовь - это соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья. 
Любовь - это чудо цивилизации. 
Любовь в стиле Вертера открывает душу для всех искусств, для всех сладостных и романтических впечатлений: для лунного света, для красоты лесов, для красоты живописи, — словом, для всякого чувства прекрасного. 
Любовь прощает все, за исключением добровольного отсутствия. 
Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно, самое яркое счастье, какое только возможно на земле. 
Мыслить - значит страдать. 
Нам приятна ревность лишь тех, кого мы сами могли бы ревновать. 
Наслаждение - всякое ощущение, которое душа предпочитает лучше испытать, чем не испытывать. 
Нельзя называться политиком, если не обладаешь терпением и способностью сдерживать гнев. 
Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации. 
Ноты - это лишь искусство записывать идеи, главное - это иметь их. 
О силе одной страсти надо судить по силе другой, которой ради нее пожертвовали. 
Один развод, наказывающий мужа за его деспотизм, предохраняет от тысячи дурных браков. 
Они не могут тронуть сердце, не причинив ему боль... 
Очень малой степени надежды достаточно, чтобы вызвать к жизни любовь. Через два-три дня надежда может исчезнуть; тем не менее любовь уже родилась. 
Писателю необходима такая же отвага, как солдату: первый должен так же мало думать о критиках, как второй - о госпитале. 
Полюбив, самый разумный человек не видит больше ни одного предмета, каков он на самом деле... Женщина, большей частью заурядная, становится неузнаваемой и превращается в исключительное существо. 
Праздность - мать скуки. 
Рассудочная любовь, конечно, гораздо разумнее любви истинной, но у нее бывают только редкие минуты самозабвения, она слишком хорошо понимает себя, беспрестанно разбирается в себе, она не только не позволяет блуждать мыслям - но и возникает не иначе, как при помощи мысли. 
Роман - зеркало на большой дороге. В нем отражается то лазурное небо, то грязь, лужи, ухабы. И человека, у которого зеркало, вы обвиняете в безнравственности.. Зеркало отражает грязь, и вы обвиняете зеркало. Обвиняйте лучше дорогу с ухабами или дорожную инспекцию. 
Романтизм - это искусство давать народам такие литературные произведения, которые при современном состоянии их обычаев и верований могут доставить им наибольшее наслаждение. 
Слезы - высшая степень улыбки. 
Стоит только человеку сделать глупость, как он пытается тотчас же сослаться на свои добрые намерения. 
Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения. 
Стыдливость — мать самой прекрасной из всех страстей человеческого сердца — любви. 
Только ум может долгое время питать другой ум, в одиночестве долго творить невозможно. 
Удовольствия каждого человека различны и часто противоположны; этим объясняется, почему то, что для одного индивидуума - красота, для другого - безобразие. 
Узник больше думает о побеге, чем тюремщик о затворах. 
Умение вести разговор - это талант. 
Умереть за друга при каких-нибудь исключительных обстоятельствах менее возвышенно, чем ежедневно и втайне жертвовать собой ради него. 
Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, но для того, чтобы стать счастливым. 
Чем сильнее у человека характер, тем менее склонен он к непостоянству в любви. 
Чрезвычайно красивые женщины вызывают не такое уж изумление при второй встрече. 
Что бы не говорили дипломаты и поэты, главное достоинство языка - в ясности. 
Юность — время отваги. 
Я ничего не сделаю для своего личного счастья, пока не перестану страдать оттого, что плохо выгляжу в чьих-то глазах. 
Почти все несчастья в жизни происходят от ложного представления о том, что с нами случается. Следовательно, глубокое знание людей и здравое суждение о событиях приближают нас к счастью. 
Всякое восстание против чужеземных захватчиков — дело законное и есть первый долг каждого народа. 
Архитектурный облик здания, который вызывает у нас чувство, соответствующее его назначению, это и есть стиль. 
Извинить Бога может только то, что его нет. 
Удовольствия каждого человека различны и часто противоположны; этим объясняется, почему то, что для одного индивидуума - красота, для другого - безобразие. 
Взглядом можно сказать все, а между тем от взгляда всегда можно отречься, так как он не может быть повторен в точности. 
Одному человеку не дано соединять в себе все таланты. 
Стыдливость — один из источников любви к нарядам; одевшись именно так, а не иначе, женщина обещает себя в большей или меньшей степени. Вот почему наряды неуместны в старости. 
Все можно познать, только не самого себя. 
Чем более велик художник, тем сильнее он должен желать чинов и орденов, служащих ему защитой. 
В любой партии, чем человек умнее, тем меньше он принадлежит к собственной партии. 
Женская прелесть происходит отнюдь не от невежества. 
Модное здание через десять лет утратит молодость и станет устарелым. Оно сделается менее неприятным на глаз через двести лет, когда мода забудется. 
Мужчина не может сказать почти ничего дельного о том, что происходит в сердце нежной женщины; другое дело — кокетка: чувственность и тщеславие присущи и нам. 
Страсти нельзя увидеть непосредственно глазами, как, например, пожар или погребальные игры. Видны только их проявления… Их можно найти в собственном своем сердце. 
Юность — время отваги. 
Влюбленные весьма безрассудны, думая о том, как бы получше одеться; в присутствии любимого человека женщина занята совсем иным, чем размышлениями о его туалете. 
Мое счастье было бы полным, если бы оно не являлось победой, — в чем единственно заключается счастье глупца. 
Не пренебрегайте ничем из всего, что может вас сделать великим. 
Недостаточно того, чтобы были дарования; надо также, чтобы общественное мнение современников указало для творческих их усилий подлинно прекрасное. 
Трудно не преувеличивать счастье, которым тебе не дано насладиться. 
Наслаждение - всякое ощущение, которое душа предпочитает лучше испытать, чем не испытывать. 
Ничтожество литературы есть симптом состояния цивилизации. 
Корабль жизни поддается всем ветрам и бурям, если не имеет трудового балласта. 
Мир станет более справедливым, если станет более целомудренным. 
Всякий разумный довод наносит обиду. 
Одно из самых прекраснейших преимуществ ума — то, что он доставляет человеку уважение в старости. 
Выйдя из моды, музыка не становится от этого хуже, а между тем не производит больше впечатления на простодушные сердца молодых девушек. Может быть, она им нравилась лишь потому, что вызывала восторг в молодых людях. 
Когда подумаешь, что есть настолько смелые мужчины, что смотрят в лицо женщине, подходят к ней, жмут ей руку и без ужаса говорят: Хотите выйти за меня, быть моей женой? — то нельзя не удивляться тому, до чего доходит человеческая отвага. 
Продавать себя ухитряется та, которой не удалось отдаться. 
Слабая страсть обостряет ум, сильная — притупляет. 
Стыдливость — мать самой прекрасной из всех страстей человеческого сердца — любви. 
Правописание не создает гениев. 
Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения. 
Все религии основаны на страхе многих и ловкости нескольких. 
Мадемуазель де Соммери, будучи поймана своим любовником на месте преступления, храбро это отрицала, а когда тот стал горячиться, заявила: “Ах, я прекрасно вижу, что вы меня разлюбили; вы больше верите тому, что вы видите, чем тому, что я говорю”. 
Желание нравиться гарантирует то, что стыдливость, тонкость чувств и все проявления женской прелести никогда не пострадают от образования. 
Пока я не полюбил, я был ничтожен именно потому, что подчас очень хотел считать себя великим. 
Любящие часто сомневаются в том, во что верят больше всего. 
Стараться быть самим собою — единственное средство иметь успех. 
Нам приятна ревность лишь тех, кого мы сами могли бы ревновать. 
Великий человек подобен орлу: чем выше он взлетел, тем меньше доступен взору; за свое величие он наказан душевным одиночеством. 
Некоторая резкость и равнодушие в начале знакомства — если это лекарство подается естественно — почти безошибочный способ добиться уважения умной женщины. 
Гибкость ума может заменить красоту. 
Любимая женщина излучает больше очарования, чем имеет. 
Путник, поднявшись на крутую гору, с великим удовольствием отдыхает на ее вершине. А будет ли он счастлив, если его заставят отдыхать вечно? 
Каждый сам за себя в пустыне эгоизма, именуемой жизнью. 
Слишком быстрый успех быстро отнимает всякую привлекательность у любви: препятствия сообщают ей высокую цену. 
Величайшее удовольствие, которое Любовь может дать Вам — когда Вы первый раз берете любимого человека за руку. 
Человек, стремящийся возвыситься над всеми остальными людьми, не должен показывать, что он ничем от них не отличается. 
Ничто не играет так на руку клевете, как бегство от нее. 
Чем человек умнее, тем легче он может причинить людям зло. 
Камень падает вследствие собственной тяжести 
Если существует загробная жизнь?… Сказать по правде, если я там встречусь с христианским богом, я пропал, — это деспот, и, как всякий деспот, он весь поглощен мыслями о мщении. Библия только и повествует, что о всяких чудовищных карах. Я никогда не любил его и даже никогда не допускал мысли, что его можно искренне любить. Он безжалостен… Он расправится со мной самым ужасным образом 
У большинства красивых женщин прежде всего стареет лицо. 
Один английский путешественник рассказывает о том, как он дружил с тигром; он вырастил его, ласкал его, но всегда держал у себя на столе заряженный пистолет. 
Самолюбие проскальзывает даже в сердца, служащие хранилищем самой высокой добродетели. 
Какую жалость внушил бы наш провинциал юным парижским лицеистам, которые в 15 лет уже умеют входить в кафе с развязным видом? 
Какой шум! Какая масса народа, и у каждого свои заботы! Каких только планов на будущее не роиться в голове двадцатилетнего юноши! Как все это отвлекает от любви! 
Ибо надо себя развлекать, — продолжал маркиз, — это самое существенное в жизни. 
Сердце его на первых порах не постигает всей бездны своего несчастия: оно не столь удручено, сколько взволновано. Но постепенно, по мере того как возвращается рассудок, оно познает всю глубину своего горя. Все радости жизни исчезают для него, оно теперь ничего не чувствует, кроме язвящего жала отчаяния, пронизающего его. Да, что говорить о физической боли! Какая боль, ощущаемая только телом, может сравниться с этой мукой! 
И она признается мне в этом! Рассказывает все до мельчайших подробностей. Её прекрасные очи глядят на меня, пылая любовью, которую она испытывает к другому! 
Любовь — амор по-латыни, От любви бывает мор, Море слез, тоски пустыня, Мрак, морока и позор. 
Она так бранила Жюльена за его безрассудство, когда он явился к ней в прошлую ночь, что теперь дрожала от страха: а вдруг он сегодня не придет? 
Я, видите ли, человек независимый. Почему от меня требуют, чтобы я сегодня думал то же самое, что я думал полтора месяца тому назад? Если бы это было так, мое мнение было бы моим тираном. 
Уж если совершать преступления, то надо их совершать с радостью: а без этого что в них хорошего; если их хоть чем-нибудь можно оправдать, так только этим. 
Вежливость — это только отсутствие раздражения, которое прорывается при дурных манерах. 
Соберите вместе тысячу людей, — Оно как будто не плохо Но в клетке им будет не весело. 
Если влюбленные вдалеке друг от друга и если они вдвоем смотрят на небо, то значит, что они вместе. 
 
 Источник: http://www.aphorismy.ru/all_siges/1810.html


 


    Иосиф Бродский
	
	       
       x x x


     Твой локон не свивается в кольцо,
     и пальца для него не подобрать
     в стремлении очерчивать лицо,
     как ранее очерчивала прядь,
     в надежде, что нарвался на растяп,
     чьим помыслам стараясь угодить,
     хрусталик на уменьшенный масштаб
     вниманья не успеет обратить.

     Со всей неумолимостью тоски,
     с действительностью грустной на ножах,
     подобье подбородка и виски
     большим и указательным зажав,
     я быстро погружаюсь в глубину,
     особенно устами, как фрегат,
     идущий неожиданно ко дну
     в наперстке, чтоб не плавать наугад.

     По горло или все-таки по грудь,
     хрусталик погружается во тьму.
     Но дальше переносицы нырнуть
     еще не удавалось никому.
     Какой бы не почувствовал рывок
     надежды, но (подальше от беды)
     всегда серо-зеленый поплавок
     выскакивает к небу из воды.

     Ведь каждый, кто в изгнаньи тосковал,
     рад муку, чем придется, утолить
     и первый подвернувшийся овал
     любимыми чертами заселить.
     И то уже удваивает пыл,
     что в локонах покинутых слились
     то место, где их Бог остановил,
     с тем краешком, где ножницы прошлись.

     Ирония на почве естества,
     надежда в ироническом ключе,
     колеблема разлукой, как листва,
     как бабочка (не так ли?) на плече:
     живое или мертвое, оно,
     хоть собственными пальцами творим, -
     связующее легкое звено
     меж образом и призраком твоим.

             май 1964




Две актрисы.

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, ноябрь 2011 г.




Биография Бродского, часть 1                 Биография Бродского, часть 2       
Биография Бродского, часть 3


Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Почта