Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)



Кадр из фильма "У самовара я... и Иосиф Бродский". Интервью с И.Сац.




День рождения Иосифа Бродского отмечают в Петербурге

Программу ведет Михаил Саленков. Принимает участие корреспондент Радио Свобода
в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

 

Михаил Саленков: Сегодня, 24 мая, известному поэту Иосифу Бродскому исполнилось бы 67 лет.
Его день рождения отмечают в Петербурге музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме и журнал "Звезда".

 

Татьяна Вольтская: Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в семье ленинградских интеллигентов,
или в семье служащих, как тогда говорили. Можно сказать, что вся его жизнь, несмотря на изгнание, связана с его городом.
И теперь, когда поэт вернулся в него - не физически, но книгами своих стихов, пьес, эссе, большую часть его жизни доступных
на родине только в сам- или тамиздате, - теперь в Петербурге каждый год обязательно отмечают день рождения Бродского.
Сегодня не юбилей, сегодня просто очередной день рождения, и отмечается он, с одной стороны, скромно -
всего одним вечером в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме, прошедшим накануне вечером.
С другой стороны, те книги, ради которых и был устроен вечер, не назовешь рядовыми или проходными.
Обе они вышли в издательстве журнала "Звезда". Первая из них - это дополненное и исправленное переиздание книги
Елены Петрушанской "Музыкальный мир Иосифа Бродского".

Говорит соредактор журнала Яков Гордин.

 

Яков Гордин: Она действительно существенно дополнена, тут есть новая глава,
есть разные вставки. Ну, это вообще замечательная книга. В 2004 году первое издание вышло, быстро разошлось.
Это такая энциклопедия музыкальных тем у Бродского, его взаимоотношений с музыкой. Он вообще был меломан
с определенными музыкальными вкусами, и в работе своей музыке уделял большое внимание.
Это был такой сопредельный мир, в котором, в общем, он жил. И для того, чтобы понять,
кто же такой Иосиф Бродский, чем он занимался, эта книга чрезвычайно важна.

Татьяна Вольтская: Яков Гордин дружил с Бродским и лично наблюдал,
как пристрастие поэта к джазу - не разлюбленному, нет, возможно, в каком-то смысле оставшемуся
для всего поколения одним из символов свободы, - как эта ранняя любовь сменилась более зрелой любовью к классике.

Яков Гордин: С начала 60-х годов он, не отрицая прелесть джаза и продолжая его любить, главным своим пристрастием выбрал классическую музыку, причем старую музыку. Скажем, любимым его композитором был Перселл, он слушал его постоянно, я тому свидетель, у него постоянно на проигрывателе в его крохотной комнате стояла пластинка, из Англии привезенная, пластинка Перселла. Впервые он Перселла услышал у нашего общего друга, физика Михаила Петрова, мать которого была заведующей английской кафедрой в Герценовском институте и ездила в Англию. Вот она привезла Перселла, и Бродский, услышав его, безумно в него влюбился, всем об этом рассказывал. Он любил Гайдна, он любил Моцарта, Баха, естественно. Он, в общем, жил в этой музыкальной среде. Даже когда он работал, у него постоянно тихо играла музыка на проигрывателе, вот эта музыка.

 

Татьяна Вольтская: Вторая книга, представленная на вечере, - Михаил Крепс, "О поэзии Иосифа Бродского".

 

Яков Гордин: В 1984 году в городе Бостоне вышла первая книга вообще о Бродском на русском языке,
ее написал профессор Бостонского университета Михаил Крепс, ленинградский филолог,
он окончил когда-то наш Ленинградский университет, а потом получил степень доктора философии в Университете Беркли,
преподавал в целом ряде университетов. Он был дружен и знаком с Бродским, и вот он написал первую книгу о нем.
Она была издана каким-то совершенно крохотным тиражом, и конечно, стала необычайной редкостью.
Когда в 1990 году я был в США, Крепс подарил мне эту книжку, а через несколько лет он умер, молодым человеком.
Его вдова, Марина Крепс, дала нам разрешение на переиздание. И вот мы ее и переиздали.

Это важная книга, во-первых, потому что она была первая и потом ее мотивы, естественно,
использовались, развивались уже другими исследователями Бродского. И вообще, умная книга,
где каталогизированы основные проблемы поэтики и поэзии Бродского. Там, скажем, понятие лейтмотивности,
отчуждения, очень важная глава - смерть. Вообще, мотив смерти и проблема смерти у Бродского -
это чрезвычайно важная вещь. Одиночество, империя и так далее.

Татьяна Вольтская: Издание этой книги Яков Гордин считает очень важным,
поскольку до сих пор ее в России, кроме узких специалистов, практически никто не знал.



Источник: http://www.svobodanews.ru/Transcript/2007/05/24/20070524151945897.html




Биография Бродского, часть 1                 Биография Бродского, часть 2       
Биография Бродского, часть 3


Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Почта