Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)


Григорий Дитятковский в фильме "Полторы комнаты,
или Сентиментальное путешествие на родину".

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, Москва, июль 2009 г.




Во втором по значению конкурсе Карловарского кинофестиваля
победило российское фэнтези об Иосифе Бродском



Стас ТЫРКИН — 12.07.2009

Во второй по значению конкурсной программе, «К востоку от Запада», где соревнуются фильмы из стран бывшего соцлагеря, победила картина Андрея Хржановского "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину".

Эта штучная, рукотворная картина о вымышленном возвращении нобелевского лауреата Иосифа Бродского в Петербург, в коммунальную квартиру родителей (Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский), на глазах становится фестивальным блокбастером, срывающим приз за призом у просвещенной западной аудитории. Выпущенная в прокат на родине, она, увы, не имела подобного резонанса.

Источник:http://www.kp.ru/daily/24324/517240/


Новый фильм Андрея Хржановского
Заозерская Анжелика № 064, 14 Апреля 2009г.


В основе этой удивительной художественно-анимационной работы, снимавшейся семь лет, - эссе Иосифа Бродского "Полторы комнаты". Эти 45 главок будущий нобелевский лауреат написал на английском языке и объяснил почему.

Старые родители Бродского в течение 15 лет обивали пороги ОВИРа и КГБ, добиваясь разрешения всего на одну поездку в Америку к своему сыну-изгнаннику, но всегда слышали бесчеловечное "нет". На русском. У матери Бродского было единственное желание - увидеть сына. Не сбылось. Да и поэта не пустили в Ленинград даже на похороны родителей (мать умерла раньше отца всего на полгода). 32 года Бродский жил, не имея возможности поддерживать своих стариков ни морально, ни материально. Был только старый телефон в коммунальной квартире №28 на Литейном проспекте с номером 265-39 - единственная связь с родителями. С этого допотопного аппарата в уголке пустого коридора и начинается "Сентиментальное путешествие на Родину", придуманное Андреем Хржановским и сценаристом Юрием Арабовым. После эмиграции Иосиф Александрович никогда не приезжал в родной город, хотя в перестройку его очень звали. Но ехать было уже не к кому. Две вороны поселились во дворе его дома в Саут-Хадли: одна - сразу после смерти мамы, вторая - после кончины отца. В фильме режиссер с помощью анимации придает воронам сходство с людьми - способность вальсировать, ссориться, плакать и радоваться. Образы ворон взяты из эссе Бродского - так же, как описание комнаты, книг, Ленинграда.

Лица, характеры и привычки родителей, запечатленные Бродским в эссе, переданы в фильме Хржановского с редкой достоверностью и уважением к памяти поэта. Алиса Фрейндлих, судя по описанию в эссе, похожа на его маму, у которой был прибалтийский тип внешности - светлые волосы, голубые глаза, тонкий римский нос, который унаследовал Бродский. Как выглядел отец поэта, представить труднее. Он был фотографом, а значит, фотографировал всех, но только не самого себя. Сергей Юрский создал образ Александра Бродского - ироничного, увлеченного фотографией и футболом фаната ТВ (умер в 80 лет, сидя на стуле перед телевизором), мягкого и интеллигентного человека, стоически переживавшего все невзгоды.

В картине Хржановского главный герой - не Бродский (поэта в разные периоды жизни играют семь артистов), а его отец и мать. Сергей Юрский признался "Труду", что он долго не решался на роль отца поэта, но его уговорила Алиса Фрейндлих. Алиса Бруновна прямо сказала режиссеру, что без него она отказывается сниматься. Соглашаясь на эту роль, Юрский отдавал долг памяти и своему отцу - тоже еврею, тоже творческому человеку, тоже ленинградцу.

Но есть в фильме еще один главный герой, которого нет в эссе и не было в жизни поэта, - Кот (озвучивает Александр Леньков). Поэт говорил, что в следующей жизни готов родиться даже котом, но только в Венеции. Когда Бродский читал свои стихи, в его интонации было что-то от мурлыканья. В фильме Кот первым входит в ту самую комнату, где Бродский прожил с детских лет до эмиграции. Кот вместе с юным Бродским соблазняет девочек, приобретая первый сексуальный опыт, Кот пишет стихи, Кот курит сигарету одну за другой. Без этого шкодливого котика фильм Хржановского получился бы совсем грустным.

Одна из самых сильных сцен фильма происходит в той самой ленинградской комнате, где встречаются после смерти мать, отец и сын. Бродский (Григорий Дитятковский) спрашивает: "Мама, а как ты умерла?", потом: "Папа, а как ты умер?" Но когда родители ему задают этот же вопрос, поэт с недоумением говорит: "А разве я умер? А стихи?" На что мама с предельной простотой признается: "Мы с папой никогда не понимали твоих стихов". Но у Бродского на это свой ответ: "Я знаю. Всегда знал, но разве это важно?"

"Полторы комнаты"
Андрей Хржановский, режиссер:

- На мой взгляд, Иосиф Александрович - один из самых свободных людей своего времени. О его свободолюбивой натуре говорит хотя бы тот факт, что он ушел из школы, когда ему было 14 лет, и, не обучаясь после этого ни в одном учебном заведении, стал образованнейшим человеком мира. Нам посчастливилось снимать картину именно в той комнате, где жил со своими родителями Бродский, на Литейном проспекте. Я пытался сделать фильм не только о личности Бродского, но и его эпохе, о нас с вами. Мой художественный замысел в каком-то смысле напоминает ответ Пастернака Сталину. Когда вождь позвонил ему по телефону и спросил: "Как вы, Борис Леонидович, относитесь к Мандельштаму?", Пастернак ответил: "А я хотел поговорить с вами о другом - о жизни и смерти". Фильм психологически очень непростой. Он требует большой работы души и терпения. Сергей Юрский, на мой взгляд, сыграл гениально.

Светлана Крючкова, исполнительница роли Анны Ахматовой:

- Когда мы снимали сцену знакомства Бродского с Ахматовой в Комарово, где поэтесса жила на даче и где в настоящее время находится ее музей, сотрудница музея, увидев меня (хотя грима как такового не было - изменилась только моя прическа), едва не упала в обморок - ей показалось, что идет сама Анна Андреевна. Я очень переживала, как жители Петербурга отнесутся к моей работе, ведь здесь очень любят Ахматову. Когда я снималась в этом фильме, у меня по-настоящему болело сердце, как оно болело и у Анны Андреевны. Мне уже дважды удалось сыграть Ахматову - в фильме Дмитрия Томашпольского "Луна в зените" и в картине Андрея Хржановского.

Тонино Гуэрра, поэт, сценарист и режиссер:

- Я дважды посмотрел фильм своего друга Андрея Хржановского и был потрясен. Это картина поэта о поэте. Я всегда боюсь за тех художников, которые берутся рассказывать о великих людях, но в данном случае мои опасения были напрасны. Хотя если бы я снимал фильм о Бродском, то местом действия стала бы Венеция, где похоронен поэт, а не Ленинград, - ведь я же итальянец! Но поскольку мой друг Андрей - петербуржец, он снимал картину о жизни Бродского в Петербурге. Андрей Хржановский создал новый жанр в кино - художественно-анимационный - и сделал это открытие с помощью прозы и поэзии Бродского. Я плакал и восхищался, когда смотрел фильм.


Источник: http://www.trud.ru/article/2009/04/14/novyj_film_andreja_xrzhanovskogo.html


Болгария. Золотые пески. Июнь 2009. Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, Москва, июль 2009 г.




Биография Бродского, часть 1         Биография Бродского, часть 2        
Биография Бродского, часть 3


Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Почта