Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)Иосиф Бродский в комнате родителей на фоне двери. Комната родителей И.Бродского. Часть жилого пространства И.Бродского. Комната родителей И.Бродского. Уголок у балконной двери. Источник: Свен Биркертс. Искусство поэзии. - Часть жилого пространства И.Бродского. Часть жилого пространства И.Бродского. Отъезд И.Бродского. Автор снимка Клемин. В возрасте 70 лет ушел из жизни поэт Владимир Уфлянд, которого по праву называли "последним обэриутом". Он был ближайшим другом Иосифа Бродского, Михаила Шемякина, Льва Лосева. Культовая для Петербурга фигура и житель собственной страны под названием Уфляндия. Источник: http://community.livejournal.com/brodsky/?skip=20 Владимир Иосифович Уфлянд Сжатое жизнеописание Концепция музея-квартиры И.А.Бродского в Санкт-Петербурге. М.А.Гордин и М.И.Мильчик. Оказывается, в Интернете есть лишь эти русские ресурсы о Бродском (02.06.2007)... Саша Соколов. Интервью. "Газета". 20 декабря 2004 г. Источник: http://community.livejournal.com/brodsky/ Срез населения города. За месяц население Петербурга сократилось на 2280 человек Музей Иосифа Бродского -
Да не будет дано Пусть меня отпоет Все умолкнет вокруг. Иосиф Бродский написал "Стансы городу" в 22 года. Нам, его современникам, выпала честь воссоединить посмертную правоту великого поэта-изгнанника с истинной красотой нашего города. Дважды Ленинград предавал Бродского - в 1964 году отправляя в ссылку, в 1972 - в вынужденную эмиграцию. Горечь утраты звучит во всех его размышлениях об оставленной родине. Но поэт владел искусством отстранения: Не следует настаивать на жизни В одном из своих эссе Бродский писал: "Существует точка <...>, - с которой то, как складывается у человека жизнь (счастливо или кошмарно - не так уж много у жизни вариантов) - совершенно безразлично". Упорные усилия тоталитарного государства не могли изменить его творческую судьбу. Бродский уезжал уже известным русским поэтом, жизнь же за пределами страны принесла ему всемирное признание. Вслед за Пушкиным Бродского можно назвать "всечеловеком". В 1987 году он, американский гражданин, стал лауреатом Нобелевской премии. Мировая культура достойно оценила поэта, отторгнутого властями своего города. Но голос Бродского растворял границы, убирал пределы, соединял распавшуюся связь времен. Изолировать его было невозможно. Поэта долг - пытаться единить Покаяние с трудом и медленно становится нормой нашего общества. Оно запоздало пытается восстановить справедливость. В судьбе Бродского как проекции нашей общей жизни, отразились черты биографии целого поколения. "Я думаю, что к изменениям, происходящим сейчас в России, привела в какой-то степени и толика моих усилий. Даже не усилий, а, скажем, это тоже стало ингредиентом нового варева". Поэт не ставил себе никаких специальных задач, но его поэзия, существуя "на тон выше" окружения, возвращает нас к поиску истины, к "голой основе жизни". Петербургу дана сейчас возможность искупить совершенное Ленинградом. Город может вернуть Поэта. Его открытый путь домой должен начаться созданием Музея в квартире, в которой Бродский прожил 17 лет. Так Петербург увековечит память выдающегося поэта России, своим творчеством завершившего ее поэзию уходящего столетия. Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception1.html Направления деятельности будущего музея
В Петербурге, претендующем на роль культурной столицы России, значительно меньше музеев на душу населения, чем в других крупных городах Европы, а современных музеев нет и вовсе. История Музея Иосифа Бродского может сложиться иначе. Он станет первым и единственным петербургским музеем, основу коллекции которого составят мемориальные экспонаты. Бродский умер в 1996 году. Живы его друзья и знакомые. В почти неизменном виде находится квартира, в которой он жил, и многое сохранилось из обстановки его комнат Остались рукописи Бродского, библиотека, портреты, рисунки, фотографии, письменный стол, личные вещи1. Наследники поэта в США готовы передать часть мемориальных предметов из нью-йоркской квартиры. Квартира Бродского будет уникальной мемориальной квартирой, с предельной точностью воссозданной бывавшими в ней людьми, с подлинными интерьерами и предметами быта. Музей станет центром по изучению творчества Бродского, хранилищем связанных с его именем материалов, многие из которых находятся в частных собраниях; изданий его сочинений на русском и иностранных языках; статей и книг о нем, документальных фильмов и телепередач, музыкальных и изобразительных произведений, видеозаписей интервью и встреч, мультимедийных альбомов и информационных программ. Бродский родился в Ленинграде в 1940 году, взрослел и формировался в период культа Сталина, был сослан во время оттепели, отправлен в эмиграцию при Брежневе, переживал перестройку, живя в Америке. К началу нового тысячелетия этот временной пласт становится уже историей. Воссоздание атмосферы жизни и реалий эпохи 60-70-х годов ХХ века будет одной из задач будущего музея. Духовное присутствие Бродского не прерывалось и после его отъезда. Дать новому поколению представление о ленинградской культуре 60-80-х годов ХХ века, с которой поэт был неразрывно связан, - еще одно направление в деятельности Музея. Бродский был поэтом, обращенным в будущее. Поэтому одним из важнейших разделов Музея, станет центр современной поэзии, в котором можно будет получить информацию по всем вопросам, касающимся поэтической жизни России и зарубежья, встретиться с поэтами, принять участие в семинарах, конференциях, поэтических вечерах. Будущий музей предполагает следующие направления:
По этим направлениям будет вестись научно-исследовательская, собирательская, экспозиционная и, возможно, издательская деятельность музея. Это будет Музей XXI века, сочетающий самые разные формы экспозиционных решений - традиционное в мемориальной части и новаторское в решении литературных экспозиций; мавританский стиль внутреннего убранства комнат конца ХIХ века (восточные мотивы потолочного орнамента, экзотическая лепнина на стенах, арки, ниши) и использование компьютерной и видеотехники начала XXI-го; камерное чтение стихов на кухне и виртуальные выставки; международные конференции и - петербургский андеграунд. Создание Музея Бродского, которым Петербург может начать новое тысячелетие, привлечет внимание широких слоев интеллигенции России и других стран. -------------- Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception2.html Воображаемая экскурсия по музею
Представим, что Музей Бродского уже существует, и приглашаем вас на первую экскурсию. Меж Пестеля и Маяковской два года этого столетья. Восточный колорит дома Мурузи отличает его от других зданий петербургского исторического центра. Бродский неслучайно называл его "мавританским чудом". Своему появлению это чудо обязано его владельцу князю Александру Мурузи, греческое происхождение которого предопределило выбор архитектурного стиля для доходного дома. Проект выполнил инженер-архитектор А.К.Серебряков. В 1877 году строительство было завершено. О доме заговорил весь город. Его называли "первейшим палаццо Петербурга", находили, что "стиль арабского зодчества вполне соответствует петербургскому климату". Дом был оснащен новейшими техническими коммуникациями - водяное отопление, водопровод, паровая прачечная, ванные комнаты. На каждой из парадных лестниц находились стенные часы, зеркала, ковры, столики. Он был рассчитан на богатых съемщиков. Роскошные интерьеры квартир украшала лепка и позолота, расписные плафоны, мраморные и дубовые камины. В советское время дом быстро лишился значительной части своего внешнего и внутреннего декора. Сохранилось лишь то, что невозможно было снять и унести. Знаменит этот дом не только своей оригинальной архитектурой. История таких домов - в живших в них людях. В конце 70-х годов XIX века здесь жил Н.С.Лесков; бывал в гостях у своего родственника А.И.Куприн; в начале ХХ века у известного публициста Н.Ф.Анненского (брата поэта) собирались петербургские литераторы; почти четверть века в доме Мурузи прожила знаменитая литературная чета - Д.Мережковский и З.Гиппиус. Их квартира1 была центром поэтического авангарда в конце века, а в начале ХХ-го - главным салоном петербургского символизма. В 1919 году в одной из квартир разместилась студия при издательстве "Всемирная литература", которой руководили Чуковский, Гумилев, Замятин, Шкловский, Лозинский, а среди студийцев были Зощенко, Слонимский, Берберова и др. В 1921 году Гумилев организовал в квартире домовладельца (самой богатой по внутреннему убранству) литературные вечера, носившие название "Дом поэтов"... Этому экзотическому дому изначально было суждено быть одним из поэтических центров Петербурга. Многие замечательные люди жили в нем. Однако мемориальная доска, установленная на фасаде дома по Литейному проспекту в 1996 году, сообщает только об одном из них: В этом доме с 1955 по 1972 год Бродский ощущал присутствие литературного контекста, ценил насыщенность литературой вокруг своего жизненного пространства. В левой части Пантелеймоновской улицы, ближе к Фонтанке, жил Пушкин: "Его дом был, если не ошибаюсь, одиннадцатым2, наш - номер 27..." Под окнами квартиры Бродского век назад прогуливались герои Достоевского - рядом с Преображенским собором находился дом генерала Епанчина, в который часто приходил князь Мышкин: Вот ковыляет Мышкин-идиот, Оказавшись за пределами Ленинграда, Бродский часто вспоминал свой "самый красивый город на свете". В 90-е годы, когда возвращение поэта стало возможным, почти каждый журналист задавал ему вопрос, почему он не возвращается. Ответы Бродского варьировались, но смысл был один: "Я же не бумеранг. И даже не маятник. Всю свою жизнь я старался избегать переездов и мелодрам. Сопротивлялся тому и другому. Кроме того, ни к чему нет возврата. Могу только процитировать вам слова Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну реку. И добавить: даже если эта река зовется Невой..." Его потребность в Петербурге реализовывалась в текстах. В одном из них, написанном по-английски, он вспоминает свою жизнь в доме Мурузи. Эссе называлось "Полторы комнаты". "Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно. Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. Законченное в 1903 году 3, в год рождения моего отца, оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо. В западном его крыле, что обращено к одной из самых славных в российской словесности улиц - Литейному проспекту, некогда снимал квартиру Александр Блок4. Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже в интеллектуальном климате русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей, Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам5. Огромная коммуналка, в которой жили Бродские, своими окнами выходила на улицу Пестеля (восемь окон и балкон) и на улицу Короленко (три окна). Комнаты Бродских находились в центральной ее части и имели два окна и балкон. Сохранилось много фотографий, на которых в разные годы жизни запечатлен Бродский, стоящий на балконе своей квартиры. Вход в квартиру - с улицы. Поднимемся на второй этаж и войдем в квартиру № 28. Дверь в квартиру Бродского выглядит так же, как и раньше. Сохранился даже звонок, в который звонили все приходившие к нему гости. Мы попадаем в бывшую прихожую квартиры (№ 1). Теперь это небольшой вестибюль музея, в нем расположены гардероб и касса. Музей Бродского относится к камерным музеям. Одновременно в нем может находиться не более 60-ти человек. Посещение квартиры поэта не должно быть массовым. Здесь важна атмосфера, проникновенность, тишина. Поэтому количество человек в одной экскурсионной группе не превышает 10-ти. Из гардероба мы пройдем по коридору (№ 3) до первой двери налево. Это вход в "полторы комнаты" Бродских. Первая дверь вела в комнату родителей, следующая дверь в коридоре - в комнату поэта. Комнаты сообщались между собой двумя высокими арками, поэтому Бродский мог входить в свою комнату и из коридора, и из комнаты родителей. "Моя половина соединялась с их комнатой двумя большими, почти достигавшими потолка арками, которые я постоянно пытался заполнить разнообразными сочетаниями книжных полок и чемоданов, чтобы отделить себя от родителей, обрести некую степень уединения. Можно говорить лишь о некой степени, ибо высота и ширина тех двух арок плюс сарацинские очертания их верхних краев исключали любые помыслы о полном успехе. За вычетом, конечно, возможности заложить их кирпичной кладкой или зашить досками, что было противозаконно, так как свелось бы ко владению двумя комнатами вместо полутора, на которые мы по ордеру имели право. Помимо довольно частых проверок, производимых нашим управдомом, соседи, в каких бы милейших отношениях мы с ними ни находились, донесли бы на нас куда следует в ту же секунду". Мы находимся в мемориальной части музея. Первая комната (№ 4) - комната родителей Бродского - Марии Моисеевны Вольперт и Александра Ивановича Бродского. Отец поэта был военным фотокорреспондентом, после войны работал в многотиражках. "У него было два диплома: географа, полученный в Ленинградском университете, и журналиста - в Школе Красной журналистики". "Красным журналистом" Александр Иванович стал "когда стало очевидно, что намерения путешествовать, в особенности за границей, не стоит расценивать всерьез: как еврею, как сыну книгоиздателя и беспартийному". Он закончил войну в 1948 году в Китае, вернулся в Ленинград, был офицером, работал в Военно-Морском музее заведующим фотолабораторией. Это была замечательная, любящая семья. Поэт тяжело переживал раставание с ней. Уезжая, он чувствовал, что навсегда оставляет родных людей и свой мир, в котором любил и помнил каждый предмет. В этой комнате они часто собирались вместе. Здесь за этим столом обедали. "Те посуда, утварь, одежда, белье, что мы имели, всегда блестели чистотой, были отутюжены, заплатаны, накрахмалены. Скатерть - всегда безупречна и хрустела, на абажуре над ней - ни пылинки, паркет был подметен и сиял". На этой огромной кровати принимались важные решения: "Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере... Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье". Все трое были близкими людьми, но Иосиф взрослел, ему хотелось иметь свой угол, и с 15-ти лет он сосредоточился на "всевозможных умопомрачительных приспособлениях", чтобы "обрести некую степень уединения". В эссе "Полторы комнаты" он подробно описывает все свои изобретения, в результате чего "суммарный результат походил на баррикаду". Цель была достигнута - на своей половине он создал свой Lebensraum (жизненное пространство) (№ 5): "Два зеркальных шкафа и между ними проход -- с одной стороны; высокое зашторенное окно точно в полуметре, над коричневым, довольно широким диваном без подушек - с другой; арка, заставленная до мавританской кромки книжными полками - сзади; заполняющие нишу стеллажи и письменный стол с "ундервудом" у меня перед носом - таков был мой Lebensraum. <...> эти десять квадратных метров принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я когда-либо знал". Угол, который отделил себе Бродский, находится в части комнаты с окном, вторую часть, расположенную у двери в коридор, отец превратил в фотолабораторию. В одном из трех перегораживающих эту комнату шкафов Бродский выломал заднюю стенку, оставив дверцу шкафа нетронутой. Вместо стенки была повешена занавеска. Гости поэта попадали к нему в комнату "минуя две двери и одну занавеску". Здесь у Бродского бывали друзья, среди которых известные ныне отечественные литераторы - А.Битов, А.Кушнер, Е.Рейн, В.Уфлянд, зарубежные - А.Миллер, Г.Белль, Т.Венцлова, К.Проффер и многие другие. Друзья Бродского, описывая его жилища в разных частях света, отмечали, что обычно он выбирал себе для работы очень небольшие комнаты, которые быстро "обживал" и потом с трудом с ними расставался. Можно представить, как больно было покидать ему свой немного странный, родной и единственный Lebensraum: "Если пространство обладает собственным разумом и способно выказывать предпочтение, то существует вероятность, что хотя бы один из тех десяти метров тоже может вспоминать обо мне с нежностью". Как и гости Бродского, мы через дверцу шкафа, занавеску и дверь выйдем в длинный коридор (№ 6), который ведет в кухню. Коммунальные квартиры, все еще существующий атрибут отечественного деления пространства, особенно нелепыми кажутся "издалека". Да и само понятие "места общего пользования", применимое к частному жилищу, - исключительно местного происхождения. Ирония Бродского в описании своей "малочисленной" коммуналки лишь усиливает ощущение абсурда. "...коммунальная квартира, в которую мы въехали, была очень мала, часть анфилады, составлявшая ее, насчитывала шесть комнат, разгороженных таким образом, что они давали приют только четырем семьям. Включая нас, там жило всего одиннадцать человек. <...> Разумеется, мы все делили один клозет, одну ванную и одну кухню. Но кухню весьма просторную, клозет очень приличный и уютный..." В коридоре (длиной более 6 метров) раньше было много всякой утвари, по всей длине были протянуты веревки, на которых висело "соседское исподнее". В нашем музее коридор и кухня (№ 7), в которую мы сейчас пройдем, - лишь знак, символ, еще раз опровергающий известный тезис "бытие определяет сознание". Коридор Бродского вел его совсем в другую сторону: Вдоль темно-желтых квартир Коридор выкрашен зеленоватой краской с синей полосой на уровне глаз. Бродского удручала одинаковость и повторяемость советских интерьеров. Образ типового пространства ему казался "кафкианским космосом": "...оштукатуренные стены классов с синей горизонтальной полоской на уровне глаз, протянувшейся неуклонно через всю страну, как черта бесконечной дроби: через залы, больницы, фабрики, тюрьмы, коридоры коммунальных квартир... Сей орнамент встречал вас повсюду и сводил с ума; сколько раз я ловил себя на том, что тупо таращусь на узкую полосу, принимая ее порой то за черту морского горизонта, то за воплощение чистого небытия. Орнамент был слишком абстрактен, он ничего не мог означать. От пола до уровня глаз стена была покрыта мышиной или зеленоватой краской, которую завершала синяя полоса; выше простиралась девственная побелка... Это были даже не краски, а намеки на краску, перебивавшиеся лишь коричневыми заплатами: дверьми. Закрытыми, приотворенными. И за приотворенной дверью ты видел другую комнату с тем же распределением синего и белого, разделенных синей чертой..." Кухня была действительно просторной - около 27 метров. На трех плитах здесь готовилась пища для одиннацати человек. "При всех неприглядных сторонах этой формы бытия, коммунальная квартира имеет, возможно, также и сторону, их искупающую. Она обнажает самые основы существования: разрушает любые иллюзии относительно человеческой природы. <...> Именно тут учишься житейским основам - краем уха, уголком глаза. Что за тихие драмы открываются взору, когда кто-то с кем-то внезапно перестал разговаривать! Какая это школа мимики! Какую бездну чувств может выражать застывший, обиженный позвоночник или ледяной профиль! Какие запахи, ароматы и благоухания плавают в воздухе вокруг стоваттной желтой слезы, висящей на растрепанной косице электрического шнура. Есть нечто племенное в этой тускло освещенной пещере, нечто изначально эволюционное, если угодно; и кастрюли и сковородки свисают над газовыми плитами подобно тамтамам". В Музее Поэта, безусловно, нет смысла воссоздавать подробности коммунального быта - восстанавливать старые электрические шнуры, расставлять по полкам небогатый набор кастрюль и сковородок тех лет... Я где-то в промежутке или вне. Соседи Бродского, разные по социальному статусу и возрасту, не были объединены общностью интересов, они не обсуждали на кухне вопросы политики или культуры. "Соседи были хорошими соседями <...>За исключением одной из них, они не были доносчиками..." Общего стола, который сейчас стоит в центре кухни, при Бродском не было - все кормились в своих комнатах. Полки и шкафчики здесь тоже достаточно условны. Это не попытка воссоздания кухни коммунальной квартиры № 28. Это слегка стилизованный образ кухни коммунальной квартиры, в которой ежедневно встречались все ее обитатели. Сядем вместе за этот стол. Пока закипает вода в чайнике образца 70-х годов, мы погружаемся в атмосферу того времени. Между кухонными шкафчиками на одной из полок находится демонстрационный монитор. На мониторе можно посмотреть самые разные компьютерные и видеопрограммы, построенные на воспоминаниях и фотографиях, бывавших здесь людей. Эти мультимедийные альбомы работают в двух режимах - демонстрационном и интерактивном. На кухне имеется второй компьютер, также включенный в ее художественное пространство. В определенные часы посетителям предоставляется самостоятельный доступ ко всем, подготовленным музеем информационным программам. Но если вы пришли в музей на экскурсию, вам будет предложен 15-минутный демонстратор - мультимедийный альбом, в котором будут показаны фрагменты существующих программ, связанные единым сюжетом. Программы, демонстрирующиеся в этой экспозиции, посвящены биографии Бродского, его друзьям и знакомым, с которыми он был связан, когда жил в этом доме. Одна из программ - фотографии комнат поэта и его родителей, снятые в день, когда Иосиф Бродский навсегда покинул родной дом. Кухня может быть местом проведения небольших семинаров для поэтов и переводчиков. Из кухни переходим в литературную экспозицию, которая размещается в двух залах (№ 8 и № 10). Экспозиция находится в анфиладной части квартиры, после ремонта ее исторические интерьеры восстановлены. Вы увидите редкие для Петербурга мавританские мотивы декора стен и потолка. Основной художественный прием, использованный при создании экспозиции: необходимые экспонаты вписаны в существующие интерьеры, не разрушая их колорита и особенностей. Поэтому главным материалом стало прозрачное стекло, из которого сделаны стенды и витрины. В первом небольшом зале (№ 8) на высоких стеклянных стеллажах представлены издания произведений Бродского на разных языках: собрания, отдельные издания, книги и статьи о нем, альбомы. В этой же комнате находится демонстрационный компьютер, включенный в общее художественное решение экспозиции (зашитый деревянными панелями с фрагментами декоративной резьбы в мавританском стиле), со специальной информационной программой по всем текстам, переводам и изданиям с системой отсылок и поиска. "Я вырос в стране, где был крайне ограничен доступ к информации о том, что происходит в мире, например, на Западе..." - наш музей призван удовлетворить потребность в любой информации, связанной с творчеством и биографией Бродского. Соседний зал - самая эффектная по расположению комната в доме Мурузи (№ 10). Ее угловой эркер выходит на Преображенскую площадь. Экспозиция этого зала посвящена творчеству Бродского и самым значительным событиям в его жизни. "Все, что обнаруживает регулярность, чревато скукой", - считал Бродский. Он не любил повторов, последовательности, однообразия. "Жизнь никогда не представлялась мне цепью четко обозначенных переходов; скорее она растет. Как снежный ком, и чем дальше, тем больше одно место (или время) походит на другое..." По принципу "снежного кома" построена и наша экспозиция. События творческой жизни Бродского "нанизаны" в ней без прямой связи с хронологией. Здесь представлены рукописи, рисунки поэта, личные вещи (в том числе периода эмиграции), фотографии. Основной информационный материал дан в компьютерных программах. Прежде всего - это иконография поэта. Все существующие фотографии и художественные портреты представлены в мультимедийном альбоме (с рассказами о Бродском его друзей и пр.) Программы представляют самые разные темы:
Программно-информационное обеспечение литературной экспозиции будет постоянно развиваться, добавляться новые темы, создаваться новые альбомы. После литературной экспозиции по коридору (№ 3) вернемся в вестибюль музея (№1) и пройдем направо, в последний зал (№11). В темном пространстве высвечен большой экран, на котором мы видим Иосифа Бродского в разные периоды его жизни. Он показывает нам Венецию, дает интервью, общается с друзьями, иронизирует, переводит, читает стихи... Этот зал многофункционален. Здесь будут устраиваться художественные выставки, посвященные творчеству Бродского. Это будет площадка для экспериментов с его метафорами ("улица как белая бумага", "Развалины геометрии. // Точка, оставшаяся от угла", "Квадрат, возможно, делается шаром", "аллегория памяти, воплощенная в твердости карандаша".., и т.д.) В зале обязательно должно стоять "крылатое фортепьяно": "от земли отплывает фоно// в самодельную бурю, подняв полированный парус"... "Бродский и музыка", "Музыкальные метафоры поэта", "Гайдн, Перселл, Вивальди, Моцарт - любимые композиторы Бродского" - темы музыкальных вечеров будут самыми разнообразными. Здесь же будут размещаться литературные выставки из других музеев, выставки, посвященные любимым поэтам Бродского (Державину, Баратынскому, Одену, Кавафису и др.), проходить международные конференции и семинары. Здесь будут устраиваться вечера современной поэзии других стран. В этом зале будут играться спектакли по пьесам Бродского (в его пространство, например, органично впишется знаменитый спектакль Дитятковского "Мрамор"), будет звучать поэзия Бродского, стихотворения современных поэтов. Компьютер и монитор в этом зале представит информационные программы по современной поэзии (окружение Бродского в Петербурге и зарубежом, тексты поэтов, новые издания и пр.) Этот зал будет утолять "потрясающую тоску по мировой культуре" и "жажду познать все аспекты цивилизации", которые, как считал Бродский, испытывают русские: "Эта черта есть следствие географического положения. Русский человек, которому интересно и то, и другое, и третье, всегда полагает, что где-то существует какая-то большая правда, ему недоступная. Я бы не назвал это духовным абсолютизмом, это скорее духовный комплекс неполноценности, который, на мой взгляд, - великолепная вещь на каждом этапе существования. Он был характерной чертой всех людей моего племени, насколько я могу помнить". На экране чередуются фильмы о Бродском. Звучат его знаменитые стихи: ...Есть города, в которые нет возврата. Экскурсия закончилась. Посетители уходят из дома Бродского, в который он, наконец, вернулся. -------------- Структура музея
Музей Иосифа Бродского станет научным центром по изучению петербургской культуры последних десятилетий ХХ века. В его фондах предполагается собрать ленинградскую литературу 60-80-х гг. Отдельным направлением будет формирование фонда Бродского, в который войдут все издания его произведений, книги о нем, переводы его сочинений, архивные материалы. Как центр современной поэзии Музей составит специальную библиотеку современной поэзии, изданной в России и за рубежом, отдельной коллекцией будет сам- и тамиздатская литература. Коллекции музея будут постоянно пополняться. В квартире № 28 для научного отдела музея и фондов существует лишь одно помещение (№ 2) площадью в 26 кв. метров. Разместить все материалы фондов (архив Бродского, предметы быта и изобразительного искусства, не вошедшие в экспозицию, библиотеку литературы 1960-80-х гг., библиотеку современной поэзии, бродсковианы и т.д.), всю учетную документацию по фондовому хранению и оборудованные компьютерной техникой рабочие места для научных сотрудников музея, представляется нереальным. Сотрудники экспозиционного отдела должны будут заниматься программно-информационным обеспечением выставок, созданием новых экспозиций. Сотрудники фондов будут описывать коллекции, обрабатывать архив, составлять картотеки, и пр. По инструкции о хранении музейных предметов, отдел фондов должен быть изолирован от других отделов и иметь отдельный вход. Поэтому для создания и нормального функционирования всех направлений музейной деятельности необходимы две квартиры: мемориальная (№ 28) - на втором этаже, и квартира, расположенная под ней (№ 26) - на первом. В последней в двух комнатах может быть представлена историко-художественная экспозиция по истории дома Мурузи и его выдающихся обитателей; будут открыты два выставочных зала для экспонирования современного искусства; в остальных помещениях (три комнаты) разместятся все фонды. В помещении № 2 мемориальной квартиры второго этажа тогда будет расположен научный отдел, сотрудники которого будут осуществлять все проекты будущего музея. * * * Итак, музей Иосифа Бродского станет вторым после набоковского негосударственным литературным музеем Петербурга, что разумеется, не исключает активного участия в его создании Администрации Петербурга. Наверное, не случайно оба музея связаны с драматическими периодами в истории страны и нашего города, оба посвящены литераторам, его покинувшим, но всем своим творчеством немало прибавившим к его всемирной славе. Коммунальная квартира, где жил И.Бродский Предложения по организации музея
Литейный пр., д.24/27, кв. № 28 () Общая площадь 260 кв. м Фрагмент карты города с домом Мурузи. Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception5.html Приложение. Письмо губернатору В.А.Яковлеву
Многоуважаемый Владимир Анатольевич, Обращаемся к Вам с просьбой, связанной с увековечением памяти Иосифа Бродского - всемирно известного поэта, единственного лауреата Нобелевской премии, родившегося и прожившего в Ленинграде большую часть жизни. Образ великого города занимает в его творчестве весьма значительное место. Мы предлагаем создать музей поэта в той коммунальной квартире (Литейный пр., 24, кв. 28), где он прожил со своими родителями 23 года - с 1949 по 1972 год в "полутора комнатах", которым посвятил отдельное эссе. В 1996 году на фасаде этого дома открыта мемориальная доска памяти поэта. Музей должен стать как мемориальным, так и историко-литературным, рассказывая не только о жизни поэта, но и о литературной жизни Ленинграда 1960-1970-х гг. Создание такого музея, включенное в программу подготовки к 300-летию города, бесспорно, содействовало бы усилению роли Петербурга как одного из центров мировой культуры. Волею судьбы дом, в котором расположена квартира, знаменитый "дом Мурузи", занимает особое место в истории русской культуры. Достаточно сказать, что в этом доме находилась квартира Д.Мережковского и З.Гиппиус - главный литературный салон начала XX века. В начале 1920-х гг. в другой квартире располагался Союз поэтов, где бывали Блок, Ахматова, Гумилев и другие поэты и писатели "серебряного века". Мы обращаемся к Вам как к человеку, много делающему для поддержания на высоком уровне культуры Петербурга. Мы уверены, сто Вы понимаете, какое значение для престижа города, для привлечения туристов будет иметь такой музей. Очевидно, что он может быть создан только в квартире поэты, как это в свое время было сделано при организации музеев Александра Блока, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко и Владимира Набокова. Музей Иосифа Бродского стал бы пятым, посвященным петербургским литераторам уходящего XX столетия. С целью содействия созданию нового музея недавно образован фонд "Создания Литературного музея Иосифа Бродского", который обратился к отечественным и зарубежным почитателям поэта, ко всем, то может и хочет помочь становлению музея. Уже известно о предложениях некоторых меценатов, однако ясно, что фонд не сможет найти средств для выкупа квартиры. Кроме того, вряд ли будет правильно, если город окажется в стороне от этого дела. Поэтому мы убедительно просим Вас сделать все возможное, чтобы эта квартира перешла в муниципальную собственность, и на условиях льготной и долгосрочной аренды была бы предоставлена фонду с целью организации в ней музея. Ныне ситуация для выкупа квартиры на редкость благоприятна, ибо ни одна комната в ней пока не приватизирована. Такое положение может измениться в любой момент, после чего выкуп будет крайне затруднителен, если вообще возможен. Здесь уместно напомнить, что именно по этой причине были упущены возможности создания музеев в квартире М.И.Кутузова и в квартире поэта Вячеслава Иванова на Таврической улице. По имеющимся у нас сведениям, квартира, где жил Иосиф Бродский, имеет общую площадь 236 кв. м, жилую 144 кв. м, состоит из 7 комнат, и теперь в ней проживают 4 квартиросъемщика (прописано 9 человек). Ориентировочно стоимость выкупа (у учетом необходимости предоставления жильцам новых квартир несколько выше среднего уровня), но без стоимости ремонта составляет около 200 тыс. долларов. Все расходы по оргнанизации музея Фонд рассчитывает взять на себя. Мы отдаем себе отчет, со сколь трудной просьбой обращаемся к Вам, но, тем не менее, надеемся, что Вы рассмотрите ее с максимальной заинтересованностью, ибо она продиктована не только нашим отношением к Бродскому как к великому поэту, но и заботой о повышении роли Петербурга как культурной столицы России накануне его славного юбилея. С уважением Д.С.Лихачев Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception7.html
Деград |