Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.

Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)

Иосиф Бродский в комнате родителей на фоне двери.
Фото А.И.Бродского, 1960 г.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



Комната родителей И.Бродского.
Вид на стол, окно и балконную дверь.
Фото М.И.Мильчика, 1984 г.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



Часть жилого пространства И.Бродского.
Уголок с книжным американским шкафом у входа в комнату родителей.
Фото М.И.Мильчика в день отъезда поэта 4 июня 1972 г.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



Комната родителей И.Бродского. Уголок у балконной двери.
Фото М.И.Мильчика, 1984 г.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html


Источник: Свен Биркертс. Искусство поэзии. -
В кн.: Бродский. Книга интервью. М.: Захаров, 2005.



Часть жилого пространства И.Бродского.
Шкафы и перегородка, отделяющая комнату от фотолаборатории.
Фото М.И.Мильчика 24 мая 1973 г.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



Часть жилого пространства И.Бродского.
Секретер, рабочий угол, где ему так хорошо писалось.
Фото М.И.Мильчика в день отъезда поэта 4 июня 1972 г.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



Отъезд И.Бродского.
Фото М.И.Мильчика, день отъезда поэта 4 июня 1972 г.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



Автор снимка Клемин.
Источник: http://community.livejournal.com/brodsky




В возрасте 70 лет ушел из жизни поэт Владимир Уфлянд, которого по праву называли "последним обэриутом". Он был ближайшим другом Иосифа Бродского, Михаила Шемякина, Льва Лосева. Культовая для Петербурга фигура и житель собственной страны под названием Уфляндия.

"Уфляндия - небольшая, но элегантная страна, по площади временами превосходящая Англию и Францию, вместе взятые, временами скукоживающаяся до размеров кушетки... - писал об Уфляндии Иосиф Бродский. - На Востоке страна граничит с будильником, на Западе - с джазом... Денежная единица страны - одна убыль. Флаг Уфляндии - серо-полосатый, на манер кошачьей спинки, с желтыми, хорошо видящими в темноте звездочками. Национальный гимн - Брызги Шампанского".

Владимир Уфлянд родился в Ленинграде в 1937 году. Учился на историческом факультете Ленинградского университета, но не окончил его. Во время работы в Эрмитаже в 1964 году принял участие в запрещенной выставке художников, служивших в музее: в их числе были Михаил Шемякин и Владимир Овчинников. Первая книга стихов вышла в США в 1978 году и обозначила новое направление - "филологическая поэзия". В Петербурге первая книга поэта была издана в 1993 году - "Стихотворные тексты". За ней последовали "Отборные тексты" (1995), "Рифмованные упорядоченные тексты" (1997) и сборник эссе "Если Бог пошлет мне читателей" (2000), за который он получил от журнала "Звезда" премию Сергея Довлатова.

О своей собственной смерти он написал с юмором, как и подобает жителю внеземной цивилизации: "Собирая вокруг толпу, / все, кто знали его, хоронят. / Не дыша, он лежит в гробу. / И боится, что вдруг уронят..."


http://ufland.narod.ru/
Владимир Уфлянд похоронен на Смоленском кладбище.
Павел Басинский
Дата публикации 17 апреля 2007 г.




Источник: http://community.livejournal.com/brodsky/?skip=20


Владимир Иосифович Уфлянд
        Сжатое жизнеописание 

Родился в 1937 году в Ленинграде. Был в эвакуации в Нижнем Тагиле, потом заканчивал среднюю школу в Ленинграде, работал, служил в армии в окрестностях Печенги. Учился два года на истфаке Ленинградского университета, снова работал в разных местах: кочегаром, рабочим сцены, рабочим Эрмитажа и т.п. В Эрмитаже в 1964 году вместе с Мишей Шемякиным, Володей Овчинниковым, Олегом Лягачевым и Валерой Кравченко участвовал в первой в мире запрещенной выставке художников-рабочих Эрмитажа. Первая книга стихов была опубликована в Штатах в издательстве "Ардис" в 1978 году. В России опубликованы три книжки стихов в 1993, 1995 и 1997 годах. Книга прозы опубликована в 2000 году. Кроме того писал стихи для детей, для музыкального театра, кино, ТВ и переводил для дублированных фильмов. Живу в Санкт-Петербурге, состою в Русском ПЕН-клубе и в Союзе писателей Санкт-Петербурга. Март 2000 года Манера выражаться В детстве я понял, что люблю выдумывать. Точнее делать из того, что вижу, нечто мне более по вкусу. Потом заметил, что эти изделия вымысла многим нравятся. Потом обнаружил, что могу рисовать и писать в рифму. Потом оказалось, что это называется самовыражением. Самым дешевым способом самовыражения выходило сочинение в рифму. В тюрьме мне не нужно было ни бумаги, ни карандаша. Я сочинял в уме. Когда вернулся домой, записал на клочках бумаги. Этому способу самовыражения и предавался, пока не сделал еще одно открытие. То, что я рисовал на клочке примерно в квадратный дециметр, требовало, чтобы описать в словах, например на машинке, гораздо больше бумаги. Еще один экономный способ выражаться. Только позже жизнь вынудила создавать пространные вещи: драматургию, прозу. И все-таки два самых экономных способа самовыражения остаются моими любимыми: рифмованные тексты и рисунки пером. Тем более, что леса для бумаги и карандашей остается на Земле все меньше. Более громоздкими способами выражаться тоже овладел. Но прибегаю к ним реже.


Библиография Книги: "Тексты 56-77", Ардис, Мичиган, США, 1978, стихи. "Стихотворные тексты", Петербург, Петрополь, 1993, стихи. "Отборные тексты", Москва, Третья волна, 1995, стихи. "Рифмованные упорядоченные тексты", Петербург, Блиц, 1997, стихи. "Если Бог пошлет мне читателей", Петербург, Блиц, 2000, эссе.

Другие публикации (некоторые): Журнал "Эхо", Париж. ¦ 2-78г. Стихи. ¦ 3-80г. Рифмованная околесица. Журнал "Континент", Париж. Неок. драма в стихах "Народ". 1987. 1989. Газета "Русская мысль", Париж. ¦ 37-1989. Стихи. Л. Лосев "Мой друг идет к лесу". "Русская мысль" 12.5.89 "Питерская поэзия 50-60 гг." "Русская мысль" июль (7) 89. "Между круглыми датами". Газета "Новое русское слово", Нью-Йорк. Июль 89. "С Уфляндом в Уфляндию". "Нов. русское слово" 27 дек. 96. Стихи. "КРС" июль 92. "Могучая питерская хворь", эссе. Альм. "Панорама", Лос-Анджелес. ноябрь 91. Вайль, Генис. "Лирический авангардист", то же - "Независимая газета" 18.12.91. "Панорама" 92. Суаре в доме Лобанова-Ростовского, эссе. "Панорама" июль (7) 96. "Орудие русского языка", эссе. Сборник Норвичского ун-та, США, к 100-летию Пастернака, "Любовь пространства", эссе. "Искорка" СПб, ¦ 5-90г. "Как стать знаменитым поэтом", эссе. "Литературная газета", М, 16.12.96 "Хоть с серпом и молотом", эссе. ЛГ. 96. "Хармс лёнгус, вита бревис" эссе. "Голубые лагуны" т 1 стр. 41 и стр. 58. Лосев и Кузьминский об Уфлянде.

Рецензии: АИФ Петербург, ¦ 35-94, "Лунный привкус", рец. на "Стихотв. тексты". "Северная почта ¦ 7, Л-д, 1979, "О современном вакхизме", рец. на "Тексты". "Обводный канал", ¦ 1-81. Н Голубев "Страна Уфляндия" (рец. на "Тексты"). Источник: http://ufland.narod.ru/biography.htm ПАРНАС, ИОСИФУ БРОДСКОМУ Поведай мне в письме, поэт российский, как вспоминал душистый банный листик. И тосковал без штампа, без прописки, без пятых пунктов и характеристик. Без дорогих руин и пустырей на месте храмов и монастырей. И без иных больших и малых благ, что щедро нам даны, в то время как евреи, русские и племена другие на речке Гудзон слезы льют от ностальгии. Подробно опиши, как нынче премию тебе вручил высокородный швед. Спросил ли удостоверение с печатью в том, что ты поэт? В венке лавровом с неразлучной лирой ты изберешь Парнас своей квартирой. Туда я пишу тебе, Иосиф. С серпом и молотом скучая без колосьев. ноябрь 1987 ОСЕ БРОДСКОМУ Пером царапая страницы сидит Иосиф посредине заграницы. И празднует в тиши полей сорок девятый юбилей. Валторны вальса музыку волтузят. Аборигены дансы массачузят. Уж гости все пустились в пляску, набравшись джину под завязку. Уж Женя Рейн, поймавши нимфу, предался сексуальным играм. А юбиляр то ебнет в рифму, То захуярит вдруг верлибром. ОСЕ Конечно, время, сволочь, так летит, что это всем давно уже претит. Однако юбилей полсотенный поверь мне, Ося, день особенный. его никак не можно пропустить, чтоб лишний дринк не пропустить. Со всей своею волей твердой в сей мая день двадцать четвертый я буду пить за осин юбилей, пока пятерки отличаю от нулей. PS. Герасимов быстрей ракеты Джемини Спешит к нам. С ним нагрузимся до темени, Не думая о наступленьи темени, как будто нет на свете больше времени. 24-го у Оси день Рождения. Он поутру в минуту пробуждения услышит топот Алешковского и Лосева, примчавшихся расцеловать Иосифа. Покамест Маша режет редьку и селедку, друзья пройдутся не спеша по околотку, чтобы пропить, пеняя на старение, заначку Оси с Нобелевской премии. Потом у Маши за столом, как подобает, они до нормы праздничной добавят. А двадцать пятого попросит Ося Машу дать ему утром доллар на рюмашу, чтобы улучшить жизни восприятие и спеть, воспрянув духом, “Коробейники”. Эх, и у нас когда-то будет демократия! Эх, и у нас когда-то будет, как в Америке! май 91 ОСЕ Как только день двадцать четвертый зарей заблещет в мае месяце, возьми взаймы валюты твердой. Не уронив ее на лестнице, дуй без оглядки, что есть духу в какую ближе разливуху. И закажи два стакана ершей из водки и вина. Вот так и я под вечер, Ося, писать тебе посланье брося, скакаю с резвостью козла, чтобы стойки вылакать ерша у, пока цена вновь не взросла. Притом обидно за державу. Ты помнишь: два десятка лет назад ты мог увидеть дали? Теперь остался лишь скелет, Хохлы с чечнею обглодали. май 92 Ося, напрасно горды собой Штаты. Вечно они от Руси отстают. Будние дни и особенно даты раньше, чем в Штатах, у нас настают. Так, макинтош и галоши снимая, ты еще только ложишься в кровать. Здеся же двадцать четвертого мая зорька уже начинает вставать. Но оттого, что Россия скорее мчится, евреи в России старее, чем на Манхаттане ихняя братия. Мысленно я заключаю в объятия, Ося, тебя. И семейству младому привет. Скоро, глядишь, и в Нью-Йорке забрезжит рассвет. май 93 Привет наш Осе имениннику, который вновь собрался в клинику, поправить старые шунты. Куда это собрался ты в свои-то пятьдесят четыре?! Сменив недавно место в мире? Манхаттанский чертог на Бруклин? Целует все семейство Уфлянд, которого движеньем рук уже манит к себе хирург. май 94 ОСЕ Неплохо побазарить бы с Иосифом. Да путь далек в Нью-Йорк или Венецию. Пусть Яша нам сообразит симпозиум. Точней, Вторую Конференцию. Послушает вся яшина редакция Про то, как Ося превзошел Горация. май 96 ОСЕ К РОЖДЕСТВУ Зима. Иосиф, торжеству- я, рубит елку к Рождеству, сверкая орденом в петлице. А Маша смотрит из светлицы. 1991 Едва поэт-лауреат И его нежная супруга, Одеты словно на парад, Легли вздремнуть друг возле друга, Съев свой рождественский пирог, Как неуемный дед Мороз Их будит топотом сапог. Взломавши дверь, несет игрушки И требует за перенос Полпинты пунша в пенной кружке. И, выпив, не благодарит, А “мерри кристмас” говорит. 1992 Пишу опять я в Бруклин Осе, Что Петербург все в той же позе стоит. Чуть постарел и вырос. Всему семейству “мерри кристмас!” 1993 ОСЕ И МАРИИ Проснулся Ося. Вспомнил про Сочельник. Быстрее ветра отлучился в ельник. Ель притащил. И вот, смычком пиликая, Играет кое-что великое. Для Маши, для спящей Ани. Христос родился, христиане! Рождество 1994 Зимой я, милый мой Иосиф, люблю природу и народ. Четверостишие сморозив, Шлю мерри кристмас на Пьерпонт. Рождество 1996 54-летнему Осе с Машей и Аней — половина плодов уфляндовских стараний, которые еще не имеют отзыва в прессе. Христос воскресе! Надпись на “Стихотворных текстах”, май 94 Бродским, Анне и Марии, в память о том, что в их семье тоже по-русски говорили. Надпись на “Отборных текстах”, март 96Источник: http://ufland.narod.ru/s07textroki.htm





Концепция музея-квартиры И.А.Бродского в Санкт-Петербурге.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



М.А.Гордин и М.И.Мильчик.
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html



Оказывается, в Интернете есть лишь эти русские ресурсы о Бродском (02.06.2007)...
Первая же ссылка "на основной сайт" не работает (сколько уже лет?)... Паутина в мозгах и карманах...
Жалкие, убогие люди... Неспособные видеть себя со стороны... Пигмеи великой нации...
Целым городом (три миллиона трудоспособных) больше десяти лет не могут собрать ничтожную сумму -
выкупить квартиру Бродского, устроить в ней музей - для города и страны, шире - мира...
Понятно, что он не хотел возвращаться в этот город, смотреть им в глаза, пожимать им руки...
Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception6.html




Саша Соколов. Интервью. "Газета". 20 декабря 2004 г.

http://www.gzt.ru/culture/2004/12/20/050831.html

— На встрече с итальянскими читателями вы так резко отозвались о Петербурге и петербуржцах... Сказали, что город, построенный на костях и болотах, влияет на характер его жителей. Вы действительно так не любите Питер?

— У меня нет никаких особых чувств к Петербургу, даже несмотря на наши отношения с Иосифом Бродским. Он не бросил тень на свой город в моих глазах. У меня и знакомых-то в Ленинграде никогда не было. Но ведь действительно есть что-то такое в характере ленинградцев... Москва — я могу повторить это слово уже в который раз сегодня вечером — самодостаточна. Как Феллини в Риме жил всю жизнь, и ему ничего было больше не надо, так же живут многие москвичи.

— Возможно, когда Питер был столицей, он тоже был самодостаточен?

— Все же вряд ли. Потому что петербуржцы скорее исключение из русского характера. Это не типичные люди для России. Это люди немножко зажатые психологически.

Противостояние между питерцами и москвичами всегда было в культурном отношении: ревность, соперничество. Открытых кулачных боев никогда, конечно, не было. Но я помню, как в нашей смогистской юности были такие церемониальные встречи подпольных поэтов Москвы и Ленинграда. Это всегда целая группа приезжала к нам в Москву, на наши полуподпольные выступления. И вроде как две враждующие группировки мафии собираются вместе, и одни слушают выступления других с большим гонором. Вот мы, мол, тут, так что вы не зазнавайтесь. Забивались такие поэтические стрелки, так сказать.

— Возвращаясь к Иосифу Бродскому, я, возможно, неприличный вопрос задам, но вы уверены, что ваш конфликт был обусловлен именно тем, что вы москвич, а он - питерец? Возможно, ему просто не нравились вы и не нравилось то, что вы пишете, потому он и препятствовал публикации ваших текстов в 'Ардисе'?

— Это было и то, и другое.



Источник: http://community.livejournal.com/brodsky/

Срез населения города.
Источник: http://www.gov.spb.ru/day/people


За месяц население Петербурга сократилось на 2280 человек
14.05.2007 16:12 | СеверИнфо
При этом тенденция роста рождаемости и сокращения смертности в Северной столице остается устойчивой. Как сообщает ИГ "СеверИнфо" ИМА-пресс со ссылкой на Управление ЗАГС, в апреле в Санкт-Петербурге зарегистрировано 3159 рождений (на 38 больше, чем в апреле прошлого года), выдано 5439 свидетельств о смерти (на 219 меньше). В брак вступили 3280 пар (на 464 больше), развелись 2176 пар - это на 38 больше, чем год назад. С начала нынешнего года показатели рождаемости выросли по сравнению с периодом января- апреля 2006 года на 2,86 процента, смертности - снизились на 5,1 процента. Число зарегистрированных браков возросло на 9,3 процента, но и число разводов выросло 10,4 процента.
СеверИнфо

Источник: http://www.rambler.ru/news/russia/0/10356409.html


Музей Иосифа Бродского -
возвращение поэта в родной город

 

Да не будет дано
умереть мне вдали от тебя,
в голубиных горах,
кривоногому мальчику вторя.
Да не будет дано
и тебе, облака торопя,
в темноте увидать
мои слезы и жалкое горе.

Пусть меня отпоет
хор воды и небес, и гранит
пусть обнимет меня,
пусть поглотит,
мой шаг вспоминая,
пусть меня отпоет,
пусть меня, беглеца, осенит
белой ночью твоя
неподвижная слава земная.

Все умолкнет вокруг.
Только черный буксир закричит
посредине реки,
исступленно борясь с темнотою,
и летящая ночь
эту бедную жизнь обручит
с красотою твоей
и с посмертной моей правотою.

Иосиф Бродский написал "Стансы городу" в 22 года. Нам, его современникам, выпала честь воссоединить посмертную правоту великого поэта-изгнанника с истинной красотой нашего города.

Дважды Ленинград предавал Бродского - в 1964 году отправляя в ссылку, в 1972 - в вынужденную эмиграцию. Горечь утраты звучит во всех его размышлениях об оставленной родине. Но поэт владел искусством отстранения:

Не следует настаивать на жизни
страдальческой из горького упрямства.
Чужбина так же сродственна отчизне,
как тупику соседствует пространство.

В одном из своих эссе Бродский писал: "Существует точка <...>, - с которой то, как складывается у человека жизнь (счастливо или кошмарно - не так уж много у жизни вариантов) - совершенно безразлично". Упорные усилия тоталитарного государства не могли изменить его творческую судьбу. Бродский уезжал уже известным русским поэтом, жизнь же за пределами страны принесла ему всемирное признание. Вслед за Пушкиным Бродского можно назвать "всечеловеком". В 1987 году он, американский гражданин, стал лауреатом Нобелевской премии. Мировая культура достойно оценила поэта, отторгнутого властями своего города. Но голос Бродского растворял границы, убирал пределы, соединял распавшуюся связь времен. Изолировать его было невозможно.

Поэта долг - пытаться единить
края разрыва меж душой и телом.
Талант - игла. И только голос - нить.
И только смерть всему шитью - пределом.

Покаяние с трудом и медленно становится нормой нашего общества. Оно запоздало пытается восстановить справедливость. В судьбе Бродского как проекции нашей общей жизни, отразились черты биографии целого поколения. "Я думаю, что к изменениям, происходящим сейчас в России, привела в какой-то степени и толика моих усилий. Даже не усилий, а, скажем, это тоже стало ингредиентом нового варева". Поэт не ставил себе никаких специальных задач, но его поэзия, существуя "на тон выше" окружения, возвращает нас к поиску истины, к "голой основе жизни".

Петербургу дана сейчас возможность искупить совершенное Ленинградом. Город может вернуть Поэта. Его открытый путь домой должен начаться созданием Музея в квартире, в которой Бродский прожил 17 лет. Так Петербург увековечит память выдающегося поэта России, своим творчеством завершившего ее поэзию уходящего столетия.



Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception1.html


Направления деятельности будущего музея

 

В Петербурге, претендующем на роль культурной столицы России, значительно меньше музеев на душу населения, чем в других крупных городах Европы, а современных музеев нет и вовсе.
Из всех существующих литературно-мемориальных музеев в городе ни один, по сути, не является мемориальным в узком смысле слова. Все они открывались через десятилетия после смерти писателя или поэта. Пушкинская квартира на Мойке и Музей Достоевского - через 90 лет, Музей Некрасова - через 69, после смерти Блока прошло 59, Зощенко - 34, Ахматовой - 23, , Набокова 21 год. Музеи восстанавливались по воспоминаниям и редким фотографиям, часто - очень условно, во многом - типологически, по аналогам, дубликатам, копиям.

История Музея Иосифа Бродского может сложиться иначе. Он станет первым и единственным петербургским музеем, основу коллекции которого составят мемориальные экспонаты.

Бродский умер в 1996 году. Живы его друзья и знакомые. В почти неизменном виде находится квартира, в которой он жил, и многое сохранилось из обстановки его комнат Остались рукописи Бродского, библиотека, портреты, рисунки, фотографии, письменный стол, личные вещи1. Наследники поэта в США готовы передать часть мемориальных предметов из нью-йоркской квартиры. Квартира Бродского будет уникальной мемориальной квартирой, с предельной точностью воссозданной бывавшими в ней людьми, с подлинными интерьерами и предметами быта.

Музей станет центром по изучению творчества Бродского, хранилищем связанных с его именем материалов, многие из которых находятся в частных собраниях; изданий его сочинений на русском и иностранных языках; статей и книг о нем, документальных фильмов и телепередач, музыкальных и изобразительных произведений, видеозаписей интервью и встреч, мультимедийных альбомов и информационных программ.

Бродский родился в Ленинграде в 1940 году, взрослел и формировался в период культа Сталина, был сослан во время оттепели, отправлен в эмиграцию при Брежневе, переживал перестройку, живя в Америке. К началу нового тысячелетия этот временной пласт становится уже историей. Воссоздание атмосферы жизни и реалий эпохи 60-70-х годов ХХ века будет одной из задач будущего музея.

Духовное присутствие Бродского не прерывалось и после его отъезда. Дать новому поколению представление о ленинградской культуре 60-80-х годов ХХ века, с которой поэт был неразрывно связан, - еще одно направление в деятельности Музея.

Бродский был поэтом, обращенным в будущее. Поэтому одним из важнейших разделов Музея, станет центр современной поэзии, в котором можно будет получить информацию по всем вопросам, касающимся поэтической жизни России и зарубежья, встретиться с поэтами, принять участие в семинарах, конференциях, поэтических вечерах.

Будущий музей предполагает следующие направления:

  1. воссоздание мемориальной квартиры поэта;
  2. организация литературной экспозиции, посвященной творчеству Бродского и литературной среде 60-70-х годов ХХ века;
  3. формирование библиотеки, изучение биографии и творчества поэта;
  4. изучение ленинградской культуры 60-80-х годов ХХ века;
  5. организация центра современной поэзии

По этим направлениям будет вестись научно-исследовательская, собирательская, экспозиционная и, возможно, издательская деятельность музея.

Это будет Музей XXI века, сочетающий самые разные формы экспозиционных решений - традиционное в мемориальной части и новаторское в решении литературных экспозиций; мавританский стиль внутреннего убранства комнат конца ХIХ века (восточные мотивы потолочного орнамента, экзотическая лепнина на стенах, арки, ниши) и использование компьютерной и видеотехники начала XXI-го; камерное чтение стихов на кухне и виртуальные выставки; международные конференции и - петербургский андеграунд. Создание Музея Бродского, которым Петербург может начать новое тысячелетие, привлечет внимание широких слоев интеллигенции России и других стран.

--------------
1. Ныне материалы, связанные с творчеством и жизнью поэта, некоторые мемориальные вещи и фотографии хранятся в музее: Анны Ахматовой, Государственном музее истории Петербурга, Российской национальной библиотеке, а также у наследников А.И.Бродского и у друзей поэта.



Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception2.html

Воображаемая экскурсия по музею

 

Представим, что Музей Бродского уже существует, и приглашаем вас на первую экскурсию.
С 15-ти лет Иосиф Бродский жил с родителями в коммунальной квартире в доме №24/27 на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы (ул. Пестеля). С конца XIX века этот необычный доходный дом был известен как "дом Мурузи", в последние годы его все чаще называют "домом Бродского".

Меж Пестеля и Маяковской
стоит шестиэтажный дом.
Когда-то юный Мережковский
и Гиппиус прожили в нем

два года этого столетья.
Теперь на третьем этаже
живет герой, и время вертит
свой циферблат в его душе.

Восточный колорит дома Мурузи отличает его от других зданий петербургского исторического центра. Бродский неслучайно называл его "мавританским чудом". Своему появлению это чудо обязано его владельцу князю Александру Мурузи, греческое происхождение которого предопределило выбор архитектурного стиля для доходного дома. Проект выполнил инженер-архитектор А.К.Серебряков. В 1877 году строительство было завершено. О доме заговорил весь город. Его называли "первейшим палаццо Петербурга", находили, что "стиль арабского зодчества вполне соответствует петербургскому климату". Дом был оснащен новейшими техническими коммуникациями - водяное отопление, водопровод, паровая прачечная, ванные комнаты. На каждой из парадных лестниц находились стенные часы, зеркала, ковры, столики. Он был рассчитан на богатых съемщиков. Роскошные интерьеры квартир украшала лепка и позолота, расписные плафоны, мраморные и дубовые камины. В советское время дом быстро лишился значительной части своего внешнего и внутреннего декора. Сохранилось лишь то, что невозможно было снять и унести.

Знаменит этот дом не только своей оригинальной архитектурой. История таких домов - в живших в них людях. В конце 70-х годов XIX века здесь жил Н.С.Лесков; бывал в гостях у своего родственника А.И.Куприн; в начале ХХ века у известного публициста Н.Ф.Анненского (брата поэта) собирались петербургские литераторы; почти четверть века в доме Мурузи прожила знаменитая литературная чета - Д.Мережковский и З.Гиппиус. Их квартира1 была центром поэтического авангарда в конце века, а в начале ХХ-го - главным салоном петербургского символизма. В 1919 году в одной из квартир разместилась студия при издательстве "Всемирная литература", которой руководили Чуковский, Гумилев, Замятин, Шкловский, Лозинский, а среди студийцев были Зощенко, Слонимский, Берберова и др. В 1921 году Гумилев организовал в квартире домовладельца (самой богатой по внутреннему убранству) литературные вечера, носившие название "Дом поэтов"... Этому экзотическому дому изначально было суждено быть одним из поэтических центров Петербурга.

Многие замечательные люди жили в нем. Однако мемориальная доска, установленная на фасаде дома по Литейному проспекту в 1996 году, сообщает только об одном из них:

В этом доме с 1955 по 1972 год
жил поэт
Иосиф Александрович Бродский

Бродский ощущал присутствие литературного контекста, ценил насыщенность литературой вокруг своего жизненного пространства. В левой части Пантелеймоновской улицы, ближе к Фонтанке, жил Пушкин: "Его дом был, если не ошибаюсь, одиннадцатым2, наш - номер 27..." Под окнами квартиры Бродского век назад прогуливались герои Достоевского - рядом с Преображенским собором находился дом генерала Епанчина, в который часто приходил князь Мышкин:

Вот ковыляет Мышкин-идиот,
в накидке над панелью наклонясь.
- Как поживаете теперь, любезный князь,
уже сентябрь, и новая зима
еще не одного сведет с ума,
ах милый, успокойтесь наконец.

Оказавшись за пределами Ленинграда, Бродский часто вспоминал свой "самый красивый город на свете". В 90-е годы, когда возвращение поэта стало возможным, почти каждый журналист задавал ему вопрос, почему он не возвращается. Ответы Бродского варьировались, но смысл был один: "Я же не бумеранг. И даже не маятник. Всю свою жизнь я старался избегать переездов и мелодрам. Сопротивлялся тому и другому. Кроме того, ни к чему нет возврата. Могу только процитировать вам слова Гераклита о том, что нельзя дважды войти в одну реку. И добавить: даже если эта река зовется Невой..." Его потребность в Петербурге реализовывалась в текстах. В одном из них, написанном по-английски, он вспоминает свою жизнь в доме Мурузи. Эссе называлось "Полторы комнаты".

"Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно. Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. Законченное в 1903 году 3, в год рождения моего отца, оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо. В западном его крыле, что обращено к одной из самых славных в российской словесности улиц - Литейному проспекту, некогда снимал квартиру Александр Блок4. Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже в интеллектуальном климате русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей, Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам5.
После революции, в соответствии с политикой "уплотнения" буржуазии, анфиладу поделили на кусочки, по комнате на семью. Между комнатами были воздвигнуты стены - сначала из фанеры. Впоследствии, с годами, доски, кирпичи и штукатурка возвели эти перегородки в ранг архитектурной нормы
".

Огромная коммуналка, в которой жили Бродские, своими окнами выходила на улицу Пестеля (восемь окон и балкон) и на улицу Короленко (три окна). Комнаты Бродских находились в центральной ее части и имели два окна и балкон. Сохранилось много фотографий, на которых в разные годы жизни запечатлен Бродский, стоящий на балконе своей квартиры.

Вход в квартиру - с улицы. Поднимемся на второй этаж и войдем в квартиру № 28. Дверь в квартиру Бродского выглядит так же, как и раньше. Сохранился даже звонок, в который звонили все приходившие к нему гости.

Мы попадаем в бывшую прихожую квартиры (№ 1). Теперь это небольшой вестибюль музея, в нем расположены гардероб и касса.

Музей Бродского относится к камерным музеям. Одновременно в нем может находиться не более 60-ти человек. Посещение квартиры поэта не должно быть массовым. Здесь важна атмосфера, проникновенность, тишина. Поэтому количество человек в одной экскурсионной группе не превышает 10-ти.

Из гардероба мы пройдем по коридору (№ 3) до первой двери налево. Это вход в "полторы комнаты" Бродских. Первая дверь вела в комнату родителей, следующая дверь в коридоре - в комнату поэта. Комнаты сообщались между собой двумя высокими арками, поэтому Бродский мог входить в свою комнату и из коридора, и из комнаты родителей.

"Моя половина соединялась с их комнатой двумя большими, почти достигавшими потолка арками, которые я постоянно пытался заполнить разнообразными сочетаниями книжных полок и чемоданов, чтобы отделить себя от родителей, обрести некую степень уединения. Можно говорить лишь о некой степени, ибо высота и ширина тех двух арок плюс сарацинские очертания их верхних краев исключали любые помыслы о полном успехе. За вычетом, конечно, возможности заложить их кирпичной кладкой или зашить досками, что было противозаконно, так как свелось бы ко владению двумя комнатами вместо полутора, на которые мы по ордеру имели право. Помимо довольно частых проверок, производимых нашим управдомом, соседи, в каких бы милейших отношениях мы с ними ни находились, донесли бы на нас куда следует в ту же секунду".

Мы находимся в мемориальной части музея. Первая комната (№ 4) - комната родителей Бродского - Марии Моисеевны Вольперт и Александра Ивановича Бродского.

Отец поэта был военным фотокорреспондентом, после войны работал в многотиражках. "У него было два диплома: географа, полученный в Ленинградском университете, и журналиста - в Школе Красной журналистики". "Красным журналистом" Александр Иванович стал "когда стало очевидно, что намерения путешествовать, в особенности за границей, не стоит расценивать всерьез: как еврею, как сыну книгоиздателя и беспартийному". Он закончил войну в 1948 году в Китае, вернулся в Ленинград, был офицером, работал в Военно-Морском музее заведующим фотолабораторией.
"В 1950, кажется, году отца демобилизовали в соответствии с каким-то постановлением Политбюро, запрещавшим лицам еврейского происхождения иметь высокое офицерское звание... К тому времени отцу уже минуло сорок семь, и ему, в сущности, приходилось начинать жизнь заново. Он решил вернуться к журналистике, к своим фоторепортажам. Для этого, однако, следовало устроиться на работу в журнал или газету, что оказалось весьма непросто: пятидесятые годы для евреев были тяжелыми временами".
Мать Иосифа Бродского "работала всю сознательную жизнь. По-видимому, не сумев замаскировать свое мелкобуржуазное происхождение, она вынуждена была отказаться от всякой надежды на высшее образование и прослужить всю жизнь в различных конторах секретарем или бухгалтером. Война принесла перемены: она стала переводчиком в лагере для немецких военнопленных, получив звание младшего лейтенанта в войсках МВД. После капитуляции Германии ей было предложено повышение и карьера в системе этого министерства. Не сгорая от желания вступить в партию, она отказалась и вернулась к сметам и счетам".

Это была замечательная, любящая семья. Поэт тяжело переживал раставание с ней. Уезжая, он чувствовал, что навсегда оставляет родных людей и свой мир, в котором любил и помнил каждый предмет.
"Странным образом наша мебель оказалась под стать обличью и внутреннему виду здания. Она была так же массивна и перегружена завитками, как штукатурная лепка на фасаде или выступавшие на стенах изнутри пилястры и панно, опутанные гипсовыми гирляндами каких-то геометрических фруктов. И внешний облик, и внутренний орнамент - светло-коричневые, цвета какао с молоком. Наши два огромных собороподобных буфета были, однако, из черного лакированного дуба, но все-таки принадлежали той же эпохе, началу века, как и само здание".

В этой комнате они часто собирались вместе. Здесь за этим столом обедали. "Те посуда, утварь, одежда, белье, что мы имели, всегда блестели чистотой, были отутюжены, заплатаны, накрахмалены. Скатерть - всегда безупречна и хрустела, на абажуре над ней - ни пылинки, паркет был подметен и сиял".

На этой огромной кровати принимались важные решения: "Самым крупным предметом нашей обстановки, или, правильнее сказать, предметом, занимавшим больше всего места, была родительская кровать, которой, полагаю, я обязан моей жизнью. Она представляла собой громоздкое двуспальное сооружение, чья резьба опять-таки соответствовала в какой-то мере всему остальному, будучи, впрочем, выполнена в более поздней манере... Большая часть нашей жизни тяготела к этой приземистой кровати, а важнейшие решения в нашем семействе бывали приняты, когда втроем мы собирались не вокруг стола, но на ее обширной поверхности, со мной в изножье".

Все трое были близкими людьми, но Иосиф взрослел, ему хотелось иметь свой угол, и с 15-ти лет он сосредоточился на "всевозможных умопомрачительных приспособлениях", чтобы "обрести некую степень уединения". В эссе "Полторы комнаты" он подробно описывает все свои изобретения, в результате чего "суммарный результат походил на баррикаду". Цель была достигнута - на своей половине он создал свой Lebensraum (жизненное пространство) (№ 5):

"Два зеркальных шкафа и между ними проход -- с одной стороны; высокое зашторенное окно точно в полуметре, над коричневым, довольно широким диваном без подушек - с другой; арка, заставленная до мавританской кромки книжными полками - сзади; заполняющие нишу стеллажи и письменный стол с "ундервудом" у меня перед носом - таков был мой Lebensraum. <...> эти десять квадратных метров принадлежали мне, и то были лучшие десять метров, которые я когда-либо знал".

Угол, который отделил себе Бродский, находится в части комнаты с окном, вторую часть, расположенную у двери в коридор, отец превратил в фотолабораторию. В одном из трех перегораживающих эту комнату шкафов Бродский выломал заднюю стенку, оставив дверцу шкафа нетронутой. Вместо стенки была повешена занавеска. Гости поэта попадали к нему в комнату "минуя две двери и одну занавеску".

Здесь у Бродского бывали друзья, среди которых известные ныне отечественные литераторы - А.Битов, А.Кушнер, Е.Рейн, В.Уфлянд, зарубежные - А.Миллер, Г.Белль, Т.Венцлова, К.Проффер и многие другие.

Друзья Бродского, описывая его жилища в разных частях света, отмечали, что обычно он выбирал себе для работы очень небольшие комнаты, которые быстро "обживал" и потом с трудом с ними расставался. Можно представить, как больно было покидать ему свой немного странный, родной и единственный Lebensraum: "Если пространство обладает собственным разумом и способно выказывать предпочтение, то существует вероятность, что хотя бы один из тех десяти метров тоже может вспоминать обо мне с нежностью".

Как и гости Бродского, мы через дверцу шкафа, занавеску и дверь выйдем в длинный коридор (№ 6), который ведет в кухню.

Коммунальные квартиры, все еще существующий атрибут отечественного деления пространства, особенно нелепыми кажутся "издалека". Да и само понятие "места общего пользования", применимое к частному жилищу, - исключительно местного происхождения. Ирония Бродского в описании своей "малочисленной" коммуналки лишь усиливает ощущение абсурда.

"...коммунальная квартира, в которую мы въехали, была очень мала, часть анфилады, составлявшая ее, насчитывала шесть комнат, разгороженных таким образом, что они давали приют только четырем семьям. Включая нас, там жило всего одиннадцать человек. <...> Разумеется, мы все делили один клозет, одну ванную и одну кухню. Но кухню весьма просторную, клозет очень приличный и уютный..."

В коридоре (длиной более 6 метров) раньше было много всякой утвари, по всей длине были протянуты веревки, на которых висело "соседское исподнее". В нашем музее коридор и кухня (№ 7), в которую мы сейчас пройдем, - лишь знак, символ, еще раз опровергающий известный тезис "бытие определяет сознание". Коридор Бродского вел его совсем в другую сторону:

Вдоль темно-желтых квартир
на неизвестный простор
в какой-то сумрачный мир
ведет меня коридор.

Коридор выкрашен зеленоватой краской с синей полосой на уровне глаз. Бродского удручала одинаковость и повторяемость советских интерьеров. Образ типового пространства ему казался "кафкианским космосом":

"...оштукатуренные стены классов с синей горизонтальной полоской на уровне глаз, протянувшейся неуклонно через всю страну, как черта бесконечной дроби: через залы, больницы, фабрики, тюрьмы, коридоры коммунальных квартир... Сей орнамент встречал вас повсюду и сводил с ума; сколько раз я ловил себя на том, что тупо таращусь на узкую полосу, принимая ее порой то за черту морского горизонта, то за воплощение чистого небытия. Орнамент был слишком абстрактен, он ничего не мог означать. От пола до уровня глаз стена была покрыта мышиной или зеленоватой краской, которую завершала синяя полоса; выше простиралась девственная побелка... Это были даже не краски, а намеки на краску, перебивавшиеся лишь коричневыми заплатами: дверьми. Закрытыми, приотворенными. И за приотворенной дверью ты видел другую комнату с тем же распределением синего и белого, разделенных синей чертой..."

Кухня была действительно просторной - около 27 метров. На трех плитах здесь готовилась пища для одиннацати человек.

"При всех неприглядных сторонах этой формы бытия, коммунальная квартира имеет, возможно, также и сторону, их искупающую. Она обнажает самые основы существования: разрушает любые иллюзии относительно человеческой природы. <...> Именно тут учишься житейским основам - краем уха, уголком глаза. Что за тихие драмы открываются взору, когда кто-то с кем-то внезапно перестал разговаривать! Какая это школа мимики! Какую бездну чувств может выражать застывший, обиженный позвоночник или ледяной профиль! Какие запахи, ароматы и благоухания плавают в воздухе вокруг стоваттной желтой слезы, висящей на растрепанной косице электрического шнура. Есть нечто племенное в этой тускло освещенной пещере, нечто изначально эволюционное, если угодно; и кастрюли и сковородки свисают над газовыми плитами подобно тамтамам".

В Музее Поэта, безусловно, нет смысла воссоздавать подробности коммунального быта - восстанавливать старые электрические шнуры, расставлять по полкам небогатый набор кастрюль и сковородок тех лет...
Но эта кухня была средой обитания Бродского, как и огромного большинства ленинградцев. Он жил как бы в двух разных мирах, никогда их не смешивая - его Lebensraum был внутренней жизнью, все остальное, включая кухню, - внешней, необязательной, но существующей:

Я где-то в промежутке или вне.
Однако я стараюсь, ради шутки,
в действительности стоя в стороне,
настаивать, что "нет, я в промежутке"...

Соседи Бродского, разные по социальному статусу и возрасту, не были объединены общностью интересов, они не обсуждали на кухне вопросы политики или культуры. "Соседи были хорошими соседями <...>За исключением одной из них, они не были доносчиками..." Общего стола, который сейчас стоит в центре кухни, при Бродском не было - все кормились в своих комнатах. Полки и шкафчики здесь тоже достаточно условны. Это не попытка воссоздания кухни коммунальной квартиры № 28. Это слегка стилизованный образ кухни коммунальной квартиры, в которой ежедневно встречались все ее обитатели.

Сядем вместе за этот стол. Пока закипает вода в чайнике образца 70-х годов, мы погружаемся в атмосферу того времени. Между кухонными шкафчиками на одной из полок находится демонстрационный монитор. На мониторе можно посмотреть самые разные компьютерные и видеопрограммы, построенные на воспоминаниях и фотографиях, бывавших здесь людей. Эти мультимедийные альбомы работают в двух режимах - демонстрационном и интерактивном. На кухне имеется второй компьютер, также включенный в ее художественное пространство. В определенные часы посетителям предоставляется самостоятельный доступ ко всем, подготовленным музеем информационным программам. Но если вы пришли в музей на экскурсию, вам будет предложен 15-минутный демонстратор - мультимедийный альбом, в котором будут показаны фрагменты существующих программ, связанные единым сюжетом.

Программы, демонстрирующиеся в этой экспозиции, посвящены биографии Бродского, его друзьям и знакомым, с которыми он был связан, когда жил в этом доме. Одна из программ - фотографии комнат поэта и его родителей, снятые в день, когда Иосиф Бродский навсегда покинул родной дом.

Кухня может быть местом проведения небольших семинаров для поэтов и переводчиков.

Из кухни переходим в литературную экспозицию, которая размещается в двух залах (№ 8 и № 10). Экспозиция находится в анфиладной части квартиры, после ремонта ее исторические интерьеры восстановлены. Вы увидите редкие для Петербурга мавританские мотивы декора стен и потолка. Основной художественный прием, использованный при создании экспозиции: необходимые экспонаты вписаны в существующие интерьеры, не разрушая их колорита и особенностей. Поэтому главным материалом стало прозрачное стекло, из которого сделаны стенды и витрины.

В первом небольшом зале (№ 8) на высоких стеклянных стеллажах представлены издания произведений Бродского на разных языках: собрания, отдельные издания, книги и статьи о нем, альбомы. В этой же комнате находится демонстрационный компьютер, включенный в общее художественное решение экспозиции (зашитый деревянными панелями с фрагментами декоративной резьбы в мавританском стиле), со специальной информационной программой по всем текстам, переводам и изданиям с системой отсылок и поиска. "Я вырос в стране, где был крайне ограничен доступ к информации о том, что происходит в мире, например, на Западе..." - наш музей призван удовлетворить потребность в любой информации, связанной с творчеством и биографией Бродского.

Соседний зал - самая эффектная по расположению комната в доме Мурузи (№ 10). Ее угловой эркер выходит на Преображенскую площадь. Экспозиция этого зала посвящена творчеству Бродского и самым значительным событиям в его жизни.

"Все, что обнаруживает регулярность, чревато скукой", - считал Бродский. Он не любил повторов, последовательности, однообразия. "Жизнь никогда не представлялась мне цепью четко обозначенных переходов; скорее она растет. Как снежный ком, и чем дальше, тем больше одно место (или время) походит на другое..."

По принципу "снежного кома" построена и наша экспозиция. События творческой жизни Бродского "нанизаны" в ней без прямой связи с хронологией. Здесь представлены рукописи, рисунки поэта, личные вещи (в том числе периода эмиграции), фотографии. Основной информационный материал дан в компьютерных программах. Прежде всего - это иконография поэта. Все существующие фотографии и художественные портреты представлены в мультимедийном альбоме (с рассказами о Бродском его друзей и пр.)

Программы представляют самые разные темы:

  • дело Бродского,
  • жизнь в ссылке,
  • жизнь в эмиграции,
  • Бродский - лауреат Нобелевской премии,
  • путешествия в разные страны,
  • поэтические пристрастия,
  • эстетические вкусы (любимые художники, музыка),
  • мотивы стихотворений Бродского в изобразительном искусстве,
  • Ленинград Бродского.

Программно-информационное обеспечение литературной экспозиции будет постоянно развиваться, добавляться новые темы, создаваться новые альбомы.

После литературной экспозиции по коридору (№ 3) вернемся в вестибюль музея (№1) и пройдем направо, в последний зал (№11).

В темном пространстве высвечен большой экран, на котором мы видим Иосифа Бродского в разные периоды его жизни. Он показывает нам Венецию, дает интервью, общается с друзьями, иронизирует, переводит, читает стихи...

Этот зал многофункционален. Здесь будут устраиваться художественные выставки, посвященные творчеству Бродского. Это будет площадка для экспериментов с его метафорами ("улица как белая бумага", "Развалины геометрии. // Точка, оставшаяся от угла", "Квадрат, возможно, делается шаром", "аллегория памяти, воплощенная в твердости карандаша".., и т.д.)

В зале обязательно должно стоять "крылатое фортепьяно": "от земли отплывает фоно// в самодельную бурю, подняв полированный парус"... "Бродский и музыка", "Музыкальные метафоры поэта", "Гайдн, Перселл, Вивальди, Моцарт - любимые композиторы Бродского" - темы музыкальных вечеров будут самыми разнообразными.

Здесь же будут размещаться литературные выставки из других музеев, выставки, посвященные любимым поэтам Бродского (Державину, Баратынскому, Одену, Кавафису и др.), проходить международные конференции и семинары. Здесь будут устраиваться вечера современной поэзии других стран.

В этом зале будут играться спектакли по пьесам Бродского (в его пространство, например, органично впишется знаменитый спектакль Дитятковского "Мрамор"), будет звучать поэзия Бродского, стихотворения современных поэтов.

Компьютер и монитор в этом зале представит информационные программы по современной поэзии (окружение Бродского в Петербурге и зарубежом, тексты поэтов, новые издания и пр.)

Этот зал будет утолять "потрясающую тоску по мировой культуре" и "жажду познать все аспекты цивилизации", которые, как считал Бродский, испытывают русские: "Эта черта есть следствие географического положения. Русский человек, которому интересно и то, и другое, и третье, всегда полагает, что где-то существует какая-то большая правда, ему недоступная. Я бы не назвал это духовным абсолютизмом, это скорее духовный комплекс неполноценности, который, на мой взгляд, - великолепная вещь на каждом этапе существования. Он был характерной чертой всех людей моего племени, насколько я могу помнить".

На экране чередуются фильмы о Бродском. Звучат его знаменитые стихи:

...Есть города, в которые нет возврата.
Солнце бьется в их окна, как в гладкие зеркала. То
есть, в них не проникнешь ни за какое злато.
Там всегда протекает река под шестью мостами.
Там есть места, где припадал устами
тоже к устам и пером к листам. И
там рябит от аркад, колоннад, от чугунных пугал;
там толпа говорит, осаждая трамвайный угол,
на языке человека, который убыл.

Экскурсия закончилась. Посетители уходят из дома Бродского, в который он, наконец, вернулся.

--------------
1. Сначала Д.Мережковский и З.Гиппиус жили на 5-м этаже, затем на 3-м по лестнице, обращенной к Преображенской площади
2. На самом деле это дом № 5, где Пушкин прожил с 1833 по 1834 год и, в частности, закончил "Медного всадника". Ранее в этом доме жил и умер поэт Н.И.Гнедич. А в доме № 11, сохранившемся лишь частично, бывал М.Ю.Лермонтов, одно время жили М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков.
3. На самом деле строительство дома было закончено в 1877 году.
4. Александр Блок здесь никогда не жил, но бывал на заседаниях Религиозно-философского общества, а в 1919 году в издательстве "Всемирная литература" и на вечерах Союза поэтов.
5. Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус прожили в доме Мурузи до 1913 года, и потому этот эпизод не мог здесь иметь место.


Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception3.html


Структура музея

 

Музей Иосифа Бродского станет научным центром по изучению петербургской культуры последних десятилетий ХХ века. В его фондах предполагается собрать ленинградскую литературу 60-80-х гг. Отдельным направлением будет формирование фонда Бродского, в который войдут все издания его произведений, книги о нем, переводы его сочинений, архивные материалы. Как центр современной поэзии Музей составит специальную библиотеку современной поэзии, изданной в России и за рубежом, отдельной коллекцией будет сам- и тамиздатская литература. Коллекции музея будут постоянно пополняться.

В квартире № 28 для научного отдела музея и фондов существует лишь одно помещение (№ 2) площадью в 26 кв. метров. Разместить все материалы фондов (архив Бродского, предметы быта и изобразительного искусства, не вошедшие в экспозицию, библиотеку литературы 1960-80-х гг., библиотеку современной поэзии, бродсковианы и т.д.), всю учетную документацию по фондовому хранению и оборудованные компьютерной техникой рабочие места для научных сотрудников музея, представляется нереальным.

Сотрудники экспозиционного отдела должны будут заниматься программно-информационным обеспечением выставок, созданием новых экспозиций. Сотрудники фондов будут описывать коллекции, обрабатывать архив, составлять картотеки, и пр.

По инструкции о хранении музейных предметов, отдел фондов должен быть изолирован от других отделов и иметь отдельный вход. Поэтому для создания и нормального функционирования всех направлений музейной деятельности необходимы две квартиры: мемориальная (№ 28) - на втором этаже, и квартира, расположенная под ней (№ 26) - на первом. В последней в двух комнатах может быть представлена историко-художественная экспозиция по истории дома Мурузи и его выдающихся обитателей; будут открыты два выставочных зала для экспонирования современного искусства; в остальных помещениях (три комнаты) разместятся все фонды.

В помещении № 2 мемориальной квартиры второго этажа тогда будет расположен научный отдел, сотрудники которого будут осуществлять все проекты будущего музея.

* * *

Итак, музей Иосифа Бродского станет вторым после набоковского негосударственным литературным музеем Петербурга, что разумеется, не исключает активного участия в его создании Администрации Петербурга. Наверное, не случайно оба музея связаны с драматическими периодами в истории страны и нашего города, оба посвящены литераторам, его покинувшим, но всем своим творчеством немало прибавившим к его всемирной славе.


Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception4.html


Коммунальная квартира, где жил И.Бродский

Предложения по организации музея

 

Квартира И.Бродского вестибюль (12 кв.м.) фонды и научный отдел (26 кв.м.) зал современной поэзии (52 кв.м.) комната родителей Бродского (26 кв.м.) комната Бродского (19 кв.м.) литературная экспозиция (30 кв.м.) кабинет директора (7 кв.м.) литературная экспозиция кухня (26 кв.м) коридор балкон

 

Литейный пр., д.24/27, кв. № 28 ()
2-ой этаж, вход с ул. Пестеля

Общая площадь 260 кв. м
Жилая площадь 144 кв. м
Высота потолков 4,2 м



Фрагмент карты города с домом Мурузи.




Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception5.html


Приложение. Письмо губернатору В.А.Яковлеву

 

Многоуважаемый Владимир Анатольевич,

Обращаемся к Вам с просьбой, связанной с увековечением памяти Иосифа Бродского - всемирно известного поэта, единственного лауреата Нобелевской премии, родившегося и прожившего в Ленинграде большую часть жизни. Образ великого города занимает в его творчестве весьма значительное место.

Мы предлагаем создать музей поэта в той коммунальной квартире (Литейный пр., 24, кв. 28), где он прожил со своими родителями 23 года - с 1949 по 1972 год в "полутора комнатах", которым посвятил отдельное эссе. В 1996 году на фасаде этого дома открыта мемориальная доска памяти поэта.

Музей должен стать как мемориальным, так и историко-литературным, рассказывая не только о жизни поэта, но и о литературной жизни Ленинграда 1960-1970-х гг. Создание такого музея, включенное в программу подготовки к 300-летию города, бесспорно, содействовало бы усилению роли Петербурга как одного из центров мировой культуры.

Волею судьбы дом, в котором расположена квартира, знаменитый "дом Мурузи", занимает особое место в истории русской культуры. Достаточно сказать, что в этом доме находилась квартира Д.Мережковского и З.Гиппиус - главный литературный салон начала XX века. В начале 1920-х гг. в другой квартире располагался Союз поэтов, где бывали Блок, Ахматова, Гумилев и другие поэты и писатели "серебряного века".

Мы обращаемся к Вам как к человеку, много делающему для поддержания на высоком уровне культуры Петербурга. Мы уверены, сто Вы понимаете, какое значение для престижа города, для привлечения туристов будет иметь такой музей. Очевидно, что он может быть создан только в квартире поэты, как это в свое время было сделано при организации музеев Александра Блока, Анны Ахматовой, Михаила Зощенко и Владимира Набокова. Музей Иосифа Бродского стал бы пятым, посвященным петербургским литераторам уходящего XX столетия.

С целью содействия созданию нового музея недавно образован фонд "Создания Литературного музея Иосифа Бродского", который обратился к отечественным и зарубежным почитателям поэта, ко всем, то может и хочет помочь становлению музея. Уже известно о предложениях некоторых меценатов, однако ясно, что фонд не сможет найти средств для выкупа квартиры. Кроме того, вряд ли будет правильно, если город окажется в стороне от этого дела. Поэтому мы убедительно просим Вас сделать все возможное, чтобы эта квартира перешла в муниципальную собственность, и на условиях льготной и долгосрочной аренды была бы предоставлена фонду с целью организации в ней музея.

Ныне ситуация для выкупа квартиры на редкость благоприятна, ибо ни одна комната в ней пока не приватизирована. Такое положение может измениться в любой момент, после чего выкуп будет крайне затруднителен, если вообще возможен. Здесь уместно напомнить, что именно по этой причине были упущены возможности создания музеев в квартире М.И.Кутузова и в квартире поэта Вячеслава Иванова на Таврической улице.

По имеющимся у нас сведениям, квартира, где жил Иосиф Бродский, имеет общую площадь 236 кв. м, жилую 144 кв. м, состоит из 7 комнат, и теперь в ней проживают 4 квартиросъемщика (прописано 9 человек). Ориентировочно стоимость выкупа (у учетом необходимости предоставления жильцам новых квартир несколько выше среднего уровня), но без стоимости ремонта составляет около 200 тыс. долларов.

Все расходы по оргнанизации музея Фонд рассчитывает взять на себя. Мы отдаем себе отчет, со сколь трудной просьбой обращаемся к Вам, но, тем не менее, надеемся, что Вы рассмотрите ее с максимальной заинтересованностью, ибо она продиктована не только нашим отношением к Бродскому как к великому поэту, но и заботой о повышении роли Петербурга как культурной столицы России накануне его славного юбилея.

С уважением

Д.С.Лихачев
Д.А.Гранин
М.Б.Пиотровский
Г.П.Вишневская
М.Л.Ростропович
А.П.Петров
М.М.Козаков
Я.А.Гордин
Чеслав Милош
Ванда Шимборска
Дерек Уолкотт
Лежи Колаковский
Адам Михник
Томас Венцлова
Бенгт Янгфельдт



Источник: http://www.brodsky-museum.org/rus/conception7.html


Биография Бродского, часть 1                 Биография Бродского, часть 2       
Биография Бродского, часть 3

Деград

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.