Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Смотрите отзывы.

Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)


Иосиф Бродский

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, март 2011 г.
</<br />
</<br />


Из письма луны Мо:
Дорогой, а я отправилась в московские музеи - Третьяковку, восточного искусства, Дом
художника. Связалась с нашим ТВ и сделала для них три фильма об увиденном. Дала
свой комментарий всему, даже снегу и пробкам на дорогах. Сейчас ты любишь индийских
жен - и мы терпеливо ждем своей очереди. Знаю, что Лю и ХХХ ведут переговоры с их
руководством об обмене конкретными знаниями, полученными в Музее Будущего. Вижу,
что эти переговоры идут очень трудно: индийские жены не могут простить хищение рецепта
белой энергии. Кстати, все заметили, она у них теперь какая-то улучшенная: не переходит в жир,
улучшает твое здоровье... При всем своем хладнокровии Лю бывает очень азартна, но
недоверие, что их снова просто надуют, столь велико, что секретами пока не обменялись. Ц. Мо

    Иосиф Бродский
        
  
        

    Разговор с небожителем


     Здесь, на земле,
     где я впадал то в истовость, то в ересь,
     где жил, в чужих воспоминаньях греясь,
     как мышь в золе,
     где хуже мыши
     глодал петит родного словаря,
     тебе чужого, где, благодаря
     тебе, я на себя взираю свыше,

     уже ни в ком
     не видя места, коего глаголом
     коснуться мог бы, не владея горлом,
     давясь кивком
     звонкоголосой падали, слюной
     кропя уста взамен кастальской влаги,
     кренясь Пизанской башнею к бумаге
     во тьме ночной,

     тебе твой дар
     я возвращаю - не зарыл, не пропил;
     и, если бы душа имела профиль,
     ты б увидал,
     что и она
     всего лишь слепок с горестного дара,
     что более ничем не обладала,
     что вместе с ним к тебе обращена.

     Не стану жечь
     тебя глаголом, исповедью, просьбой,
     проклятыми вопросами - той оспой,
     которой речь
     почти с пелен
     заражена - кто знает? - не тобой ли;
     надежным, то есть, образом от боли
     ты удален.

     Не стану ждать
     твоих ответов, Ангел, поелику
     столь плохо представляемому лику,
     как твой, под стать,
     должно быть, лишь
     молчанье - столь просторное, что эха
     в нем не сподобятся ни всплески смеха,
     ни вопль: "Услышь!"

     Вот это мне
     и блазнит слух, привыкший к разнобою,
     и облегчает разговор с тобою
     наедине.
     В Ковчег птенец,
     не возвратившись, доказует то, что
     вся вера есть не более, чем почта
     в один конец.

     Смотри ж, как, наг
     и сир, жлоблюсь о Господе, и это
     одно тебя избавит от ответа.
     Но это - подтверждение и знак,
     что в нищете
     влачащий дни не устрашится кражи,
     что я кладу на мысль о камуфляже.
     Там, на кресте,

     не возоплю: "Почто меня оставил?!"
     Не превращу себя в благую весть!
     Поскольку боль - не нарушенье правил:
     страданье есть
     способность тел,
     и человек есть испытатель боли.
     Но то ли свой ему неведом, то ли
     ее предел.

        ___

     Здесь, на земле,
     все горы - но в значении их узком -
     кончаются не пиками, но спуском
     в кромешной мгле,
     и, сжав уста,
     стигматы завернув свои в дерюгу,
     идешь на вещи по второму кругу,
     сойдя с креста.

     Здесь, на земле,
     от нежности до умоисступленья
     все формы жизни есть приспособленье.
     И в том числе
     взгляд в потолок
     и жажда слиться с Богом, как с пейзажем,
     в котором нас разыскивает, скажем,
     один стрелок.

     Как на сопле,
     все виснет на крюках своих вопросов,
     как вор трамвайный, бард или философ -
     здесь, на земле,
     из всех углов
     несет, как рыбой, с одесной и с левой
     слиянием с природой или с девой
     и башней слов!

     Дух-исцелитель!
     Я из бездонных мозеровских блюд
     так нахлебался варева минут
     и римских литер,
     что в жадный слух,
     который прежде не был привередлив,
     не входят щебет или шум деревьев -
     я нынче глух.

     О нет, не помощь
     зову твою, означенная высь!
     Тех нет объятий, чтоб не разошлись
     как стрелки в полночь.
     Не жгу свечи,
     когда, разжав железные объятья,
     будильники, завернутые в платья,
     гремят в ночи!

     И в этой башне,
     в правнучке вавилонской, в башне слов,
     все время недостроенной, ты кров
     найти не дашь мне!
     Такая тишь
     там, наверху, встречает златоротца,
     что, на чердак карабкаясь, летишь
     на дно колодца.

     Там, наверху -
     услышь одно: благодарю за то, что
     ты отнял все, чем на своем веку
     владел я. Ибо созданное прочно,
     продукт труда
     есть пища вора и прообраз Рая,
     верней - добыча времени: теряя
     (пусть навсегда)

     что-либо, ты
     не смей кричать о преданной надежде:
     то Времени, невидимые прежде,
     в вещах черты
     вдруг проступают, и теснится грудь
     от старческих морщин; но этих линий -
     их не разгладишь, тающих как иней,
     коснись их чуть.

     Благодарю...
     Верней, ума последняя крупица
     благодарит, что не дал прилепиться
     к тем кущам, корпусам и словарю,
     что ты не в масть
     моим задаткам, комплексам и форам
     зашел - и не предал их жалким формам
     меня во власть.

        ___

     Ты за утрату
     горазд все это отомщеньем счесть,
     моим приспособленьем к циферблату,
     борьбой, слияньем с Временем - Бог весть!
     Да полно, мне ль!
     А если так - то с временем неблизким,
     затем что чудится за каждым диском
     в стене - туннель.

     Ну что же, рой!
     Рой глубже и, как вырванное с мясом,
     шей сердцу страх пред грустною порой,
     пред смертным часом.
     Шей бездну мук,
     старайся, перебарщивай в усердьи!
     Но даже мысль о - как его! - бессмертьи
     есть мысль об одиночестве, мой друг.

     Вот эту фразу
     хочу я прокричать и посмотреть
     вперед - раз перспектива умереть
     доступна глазу -
     кто издали'
     откликнется? Последует ли эхо?
     Иль ей и там не встретится помеха,
     как на земли?

     Ночная тишь...
     Стучит башкой об стол, заснув, заочник.
     Кирпичный будоражит позвоночник
     печная мышь.
     И за окном
     толпа деревьев в деревянной раме,
     как легкие на школьной диаграмме,
     объята сном.

     Все откололось...
     И время. И судьба. И о судьбе...
     Осталась только память о себе,
     негромкий голос.
     Она одна.
     И то - как шлак перегоревший, гравий,
     за счет каких-то писем, фотографий,
     зеркал, окна, -

     исподтишка...
     и горько, что не вспомнить основного!
     Как жаль, что нету в христианстве бога -
     пускай божка -
     воспоминаний, с пригоршней ключей
     от старых комнат - идолища с ликом
     старьевщика - для коротанья слишком
     глухих ночей.

     Ночная тишь.
     Вороньи гнезда, как каверны в бронхах.
     Отрепья дыма роются в обломках
     больничных крыш.
     Любая речь
     безадресна, увы, об эту пору -
     чем я сумел, друг-небожитель, спору
     нет, пренебречь.

     Страстная. Ночь.
     И вкус во рту от жизни в этом мире,
     как будто наследил в чужой квартире
     и вышел прочь!
     И мозг под током!
     И там, на тридевятом этаже
     горит окно. И, кажется, уже
     не помню толком,

     о чем с тобой
     витийствовал - верней, с одной из кукол,
     пересекающих полночный купол.
     Теперь отбой,
     и невдомек,
     зачем так много черного на белом?
     Гортань исходит грифелем и мелом,
     и в ней - комок

     не слов, не слез,
     но странной мысли о победе снега -
     отбросов света, падающих с неба, -
     почти вопрос.
     В мозгу горчит,
     и за стеною в толщину страницы
     вопит младенец, и в окне больницы
     старик торчит.

     Апрель. Страстная. Все идет к весне.
     Но мир еще во льду и в белизне.
     И взгляд младенца,
     еще не начинавшего шагов,
     не допускает таянья снегов.
     Но и не деться
     от той же мысли - задом наперед -
     в больнице старику в начале года:
     он видит снег и знает, что умрет
     до таянья его, до ледохода.

             март-апрель 1970

</<br />

Зеленые ростки сожжены солнцем.

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, март 2011 г.
</<br /> </<br />



Биография Бродского, часть 1                 Биография Бродского, часть 2       
Биография Бродского, часть 3

Деград

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

>