Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.

Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)


Осип Мандельштам

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, июль 2011 г.
</<br />


Из письма луны М.:
Вчера неожиданно столкнулись нос к носу и, опешив от такого "подарка", проговорили 4 часа
с блондинкой. Дочь трех матерей смотрела на меня уважительно и восхищенно. За весь разговор -
ни одного комплимента моей красоте. Но я же далеко не уродина! Весь этот пъедестал уважения
и восхищения - моей культтрегерской работе. Как хорошо быть дочерью трех цариц - что ни
попросишь - получаешь моментально: знай лишь, кого и о чем просить! Ее выселки после твоего
затяжного тестирования - должность генеральной директриссы всех библиотек на острове ХХХ.
Кстати, сама ХХХ ее к своей знаменитой библиотеке не подпустила. "Нет!" - сказала царица
и умчалась поднимать нашу экономику на недосягаемую высоту. Знаешь, как обошли запрет?
Вспомнили, что точная копия ее грандиозного по ценности книгохранилища находится в общем
доступе в нашей первой колонии на облаках. Дитё даже не успело обронить ни слезинки -
на столе подробнейший каталог, в большом японском ноутбуке - картотека и аннотации на все
книги-диски-фильмы. А иначе зачем нам рядовой С., скажи? С его помощью заняли сами у себя
на веки вечные все необходимые копии. Пишу "необходимые", потому что блондинка не Плюшкин
и не мешочница с вокзала. Жизнь положит за то, что нужно, пальцем не шевельнет за то, что
ее не трогает или, по ее мнению, не тронет тебя. Без всякой ремонтной пылинки-соринки переделала
твое скромное жилище. Конечно, ни одна луна никогда не подумает что-то менять в топчане.
его и не тронули, но на потолке теперь слои плавающих экранов. Такие же слои плавают на стенах
туалета-душа-ванной. Все тебе видны, управление глазами. Дважды видела ее на скале с тобой. Ц. М.




    Иосиф Бродский
        
        
             Назидание


        I

     Путешествуя в Азии, ночуя в чужих домах,
     в избах, банях, лабазах - в бревенчатых теремах,
     чьи копченые стекла держат простор в узде,
     укрывайся тулупом и норови везде
     лечь головою в угол, ибо в углу трудней
     взмахнуть - притом в темноте - топором над ней,
     отяжелевшей от давеча выпитого, и аккурат
     зарубить тебя насмерть. Вписывай круг в квадрат.

        II

     Бойся широкой скулы, включая луну, рябой
     кожи щеки; предпочитай карему голубой
     глаз - особенно если дорога заводит в лес,
     в чащу. Вообще в глазах главное - их разрез,
     так как в последний миг лучше увидеть то,
     что - хотя холодней - прозрачнее, чем пальто,
     ибо лед может треснуть, и в полынье
     лучше барахтаться, чем в вязком, как мед, вранье.

        III

     Всегда выбирай избу, где во дворе висят
     пеленки. Якшайся лишь с теми, которым под пятьдесят.
     Мужик в этом возрасте знает достаточно о судьбе,
     чтоб приписать за твой счет что-то еще себе;
     то же самое - баба. Прячь деньги в воротнике
     шубы; а если ты странствуешь налегке -
     в брючине ниже колена, но не в сапог: найдут.
     В Азии сапоги - первое, что крадут.

        IV

     В горах продвигайся медленно; нужно ползти - ползи.
     Величественные издалека, бессмысленные вблизи,
     горы есть форма поверхности, поставленной на попа,
     и кажущаяся горизонтальной вьющаяся тропа
     в сущности вертикальна. Лежа в горах - стоишь,
     стоя - лежишь, доказывая, что, лишь
     падая, ты независим. Так побеждают страх,
     головокруженье над пропастью либо восторг в горах.

        V

     Не откликайся на "Эй, паря!" Будь глух и нем.
     Даже зная язык, не говори на нем.
     Старайся не выделяться - в профиль, анфас; порой
     просто не мой лица. И когда пилой
     режут горло собаке, не морщься. Куря, гаси
     папиросу в плевке. Что до вещей, носи
     серое, цвета земли; в особенности - бельё,
     чтоб уменьшить соблазн тебя закопать в нее.

        VI

     Остановившись в пустыне, складывай из камней
     стрелу, чтоб, внезапно проснувшись, тотчас узнать по ней,
     в каком направленьи двигаться. Демоны по ночам
     в пустыне терзают путника. Внемлющий их речам
     может легко заблудиться: шаг в сторону - и кранты.
     Призраки, духи, демоны - до'ма в пустыне. Ты
     сам убедишься в этом, песком шурша,
     когда от тебя останется тоже одна душа.

        VII

     Никто никогда ничего не знает наверняка.
     Глядя в широкую, плотную спину проводника,
     думай, что смотришь в будущее, и держись
     от него по возможности на расстояньи. Жизнь
     в сущности есть расстояние - между сегодня и
     завтра, иначе - будущим. И убыстрять свои
     шаги стоит, только ежели кто гонится по тропе
     сзади: убийца, грабители, прошлое и т. п.

        VIII

     В кислом духе тряпья, в запахе кизяка
     цени равнодушье вещи к взгляду издалека
     и сам теряй очертанья, недосягаем для
     бинокля, воспоминаний, жандарма или рубля.
     Кашляя в пыльном облаке, чавкая по грязи,
     какая разница, чем окажешься ты вблизи?
     Даже еще и лучше, что человек с ножом
     о тебе не успеет подумать как о чужом.

        IX

     Реки в Азии выглядят длинней, чем в других частях
     света, богаче аллювием, то есть - мутней; в горстях,
     когда из них зачерпнешь, остается ил,
     и пьющий из них сокрушается после о том, что пил.
     Не доверяй отраженью. Переплывай на ту
     сторону только на сбитом тобою самим плоту.
     Знай, что отблеск костра ночью на берегу,
     вниз по реке скользя, выдаст тебя врагу.

        X

     В письмах из этих мест не сообщай о том,
     с чем столкнулся в пути. Но, шелестя листом,
     повествуй о себе, о чувствах и проч. - письмо
     могут перехватить. И вообще само
     перемещенье пера вдоль по бумаге есть
     увеличенье разрыва с теми, с кем больше сесть
     или лечь не удастся, с кем - вопреки письму -
     ты уже не увидишься. Все равно, почему.

        XI

     Когда ты стоишь один на пустом плоскогорьи, под
     бездонным куполом Азии, в чьей синеве пилот
     или ангел разводит изредка свой крахмал;
     когда ты невольно вздрагиваешь, чувствуя, как ты мал,
     помни: пространство, которому, кажется, ничего
     не нужно, на самом деле нуждается сильно во
     взгляде со стороны, в критерии пустоты.
     И сослужить эту службу способен только ты.

             1987
     


</<br />

Беседа.

Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, июнь 2011 г.
</<br /> </<br />


Биография Бродского, часть 1                 Биография Бродского, часть 2       
Биография Бродского, часть 3

Деград

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.