|
Специальные ежемесячные бизнес-журналы для руководителей крупных предприятий России и СНГ
|
|
Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)
Источник фото: http://flickr.com/photos/theatre-sfsu-edu/2608497422/
Беседа Иосифа Бродского и Октавио Паса [08 Feb 2009|08:32pm]
"Первоначально меня попросили взять интервью у Октавио Паса. Я же, зная, как он симпатизирует Иосифу Бродскому
и восхищается им, предложил встретиться и поговорить нам втроем, чтобы это вылилось во что-то менее формальное.
И Пас и Бродский одобрили эту идею при условии, как они подчеркнули, что результат не будет слишком “серьезным”.
Вот фрагменты разговора. Они выбраны, чтобы просто дать представление о разнообразии тем и об удовольствии,
с каким собеседники вели этот разговор.
Диалог этот возник посередине беседы об Эзре Паунде в частности и о поэзии и политике вообще".
Джонатан Аарон
Октавио Пас. Если говорить о поэзии, то поэзия имеет дело с моралью.
Иосиф Бродский. Да, и только с ней. И все-таки. И все-таки…
О.П. С общественной моралью. С политической. Паунд дружил с Муссолини и писал иногда глупые стихи, правда?
Но если взять Неруду и Арагона, то с ними дело обстояло хуже. Паунд обладал прямотой, он знал, когда надо остановиться.
А Неруда и Арагон верили в диалектику, они скрывали свои стихи, которые походили на паундовские. И стихи-то были очень скверные.
И.Б. Давайте вспомним другого человека. К примеру, Марциала. Помните, римский поэт?
О.П. Разве он поэт? Наши представления о поэзии изменились…
И.Б. Октавио, по-моему, он замечательный поэт. Очень хороший.
О.П. Замечательный оратор. Замечательный сатирик.
И.Б. Замечательный эпиграммист. И в его эпиграммах немало хорошей поэзии. Могу процитировать.
Но сойдемся на том, что он так или иначе недурной поэт. И тем не менее он ладил со всеми императорами
и со двором или как там это у них называлось. Невероятный блюдолиз и лакей… А притом оставался поэтом.
Разумеется, есть разница между христианскими временами и, так сказать, языческими. Или что там было в Риме.
Мы под моралью подразумеваем нечто иное, она у нас изменилась. Думаю, в Риме подход к этим вещам был не такой строгий.
Дж.А. Политика была другая.
И.Б. Другая.
О.П. Простите, не согласен. Смотрите: во-первых, у них существовала политическая поэзия.
То есть Марциал писал в период колоссальной коррупции. А кроме того, цинизм в те времена
был ответом коррумпированному и развращенному обществу. В бюрократическом обществе цинизм —
только один из ответов. Ответов много, и один из них — быть циником. Когда, например,
Бодлер говорит, что поэзия аморальна, он имеет в виду, что у поэзии другая мораль — более высокая,
чем мораль ханжей, буржуазии и чем так называемая христианская мораль девятнадцатого века, понимаете?
И.Б. Ну, предположим. И все-таки я бы сказал (и не только потому, что я так испорчен нашим веком):
наилучший способ вынести суждение о поэте, которого мы, так сказать, считаем мерзавцем, —
это опубликовать его труды. Все стихи, а если он произносил речи, то — речи.
О.П. Да. Очень хорошая идея. Тогда публика сможет судить сама.
И.Б. Публика. А не элита.
Источник: http://community.livejournal.com/brodsky
|