|
Специальные ежемесячные бизнес-журналы для руководителей крупных предприятий России и СНГ
|
|
Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)
Григорий Дитятковский в фильме "Полторы комнаты,
или Сентиментальное путешествие на родину".
Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, Москва, июль 2009 г.
В прокат вышел фильм об Иосифе Бродском
Оксана ГАВРЮШЕНКО
В картине режиссер Андрей Хржановский рассказал о том, из чего растут гениальные стихи.
ЭТУ картину – «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» – можно увидеть в одном кинотеатре Москвы, и в одном – Питера. Но свой зритель ее и так не пропустит. Маэстро Андрей Хржановский шел к ней долгих семь лет. Как отметил на премьере Тонино Гуэрра, этот фильм, инспирированный рисунками и автобиографической прозой Иосифа Бродского, нужно смотреть на некоторой дистанции. «Откройте для себя поэта Хржановского, который расскажет вам о поэте Бродском» – добавил Гуэрра. Сам он работал с Хржановским над фильмами по рисункам Феллини и Пушкина и отлично знает, на что способен наш крупнейший режиссер-аниматор.
А вначале были «Полтора кота», 26-минутный фильм, насыщенный эскизами к будущей картине по мотивам произведений И. Бродского.
Сценарий совместно с режиссером писал Юрий Арабов, как и в этот раз. Фантазия «по волнам памяти» включает в себя хроникальные фрагменты, анимацию и игровое кино. Вымышленная история о несостоявшемся путешествии Бродского в Петербург получилась очень личной и по-своему захватывающей. Это фильм о времени и о тех, кому мы обязаны жизнью. Потому он и «посвящается памяти наших родителей».
…Вот звучит мелодия «Кумпарситы», трогательно танцуют отец и мать – совершенно незаменимые здесь Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих. Через всю картину проходит эта пара, в то время как в роли Бродского мы видим шесть человек. Мальчик Йося (Евгений Ога джанян), живущий с родителями в «полутора комнатах» в коммуналке на углу Литейного проспекта, совершает увлекательное путешествие по страницам знаменитой Книги о вкусной и здоровой пище. Его гид здесь – сам Иосиф Виссарионович в поварском колпаке. Эта ироничная блистательная миниатюра, где оживают страницы кулинарного бестселлера эпохи советского тоталитаризма (например, звезды, выложенные из красной икры), неизменно вызывает в зрительном зале аплодисменты. «Что ты хочешь, мальчик?» – с характерным акцентом спрашивает Сталин. Чтобы потом на фразу вечно полуголодного ребенка: «А что можно съесть?» ответить: «Ничего нельзя…» В путешествиях во времени и пространстве взрослеющего мальчика сопровождают мультяшные коты. В доме Бродских рыжий кот занимал свое почетное место. В постановочные фрагменты совершенно органично для Хржановского вписаны графическая анимация, компьютерная графика, которые перемежаются документальными и псевдодокументальными эпизодами. На реального Бродского удивительно похож внешне Григорий Дитятковский, театральный режиссер, сыгравший поэта в зрелом возрасте. Артем Смола в сценах юности героя декламирует стихи, поет песни, философствует и встречается с друзьями. СССР начала 1960х, звучит фраза «мы знали, что Габриэлла (на языке для посвященных КГБ) не дремлет», все эти приметы времени переданы и благодаря удивительному визуальному ряду картины. Здесь парят в воздухе анимационные скрипки, флейты и фортепьяно, здесь поэта сопровождают на пароме две вороны, в которых могли переселиться души ушедших родителей, здесь сам Бродский в деревне превращается в пегаса, тянущего запряженную повозку с надписью по-английски «Российская поэзия».
Кинопоэзия, собственно, сам формат картины Хржановского, пропитанной стихами и музыкой, жанр настолько редкий на наших экранах, что его культурологическую задачу трудно переоценить. Камерная картина, рассчитанная не только на поклонников творчества поэта, несет также мощный ностальгический заряд. Да и заглавие фильма оправдывает сентиментальность как доминанту. Звонок матери из Нью-Йорка, пение совместно «Ночь коротка», прижимая телефонную трубку к уху… Бродский часто говорил, что мечтал о путешествии в Ленинград, пусть анонимно.
И краткие эпизоды его мнимого возвращения штрихами рисуют улицы современного Питера, где поэту остается только робко жаться к парадной двери подъезда. И уходить в полторы комнаты детства и юности…
При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка: «Газета «Вечерняя Москва» - свежие новости кино, новости культуры и искусства.» на первоисточник обязательна.
№77 (25097) от 30.04.2009
Источник: http://www.vmdaily.ru/article.php?aid=76461
|