Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)

Вы бывали в Лукке? Судя по фото на этом сайте,
Иосиф Бродский там был 26 сентября 1995 года - ровно за четыре месяца до смерти 28 января 1996 г...



Иосиф Бродский В этих узких улицах, где громоздка даже мысль о себе, в этом клубке извилин прекратившего думать о мире мозга, где то взвинчен, то обессилен, переставляешь на площадях ботинки от фонтана к фонтану, от церкви к церкви - так иголка шаркает по пластинке, забывая остановиться в центре, - можно смириться с невзрачной дробью остающейся жизни, с влеченьем прошлой жизни к законченности, к подобью целого. Звук, из земли подошвой извлекаемый - ария их союза, серенада, которую время оно напевает грядущему. Это и есть Карузо для собаки, сбежавшей от граммофона.



(Здесь должен сделать очень приятную вставку. Вице-президент фонда
Бродского Галина Славская в Мэрилэнде прочитала весь нижеследующий текст и просмотрела
все выложенные на сайте фотографии и попеняла мне, что я ни словом не упомянул о даче
Бродского под Луккой. Какая дача, ничего о ней не знаю... Г.Славская в письме
(Sent: Tuesday, August 14, 2007 2:52 AM) написала: "Дорогой Саша, я надеюсь,
что у Вас есть вторая книга В.Полухиной «Иосиф Бродский глазами современников».
Там на 206 стр., в интервью с Вайлем абзац, начинающийся «Надо думать, женитьба
на красавице-полуитальянке тоже сыграла роль. У Бродских под Луккой в сентябре 1995-го ...».
Если нету, перепечатаю всю, а есть - отсканируйте, сколько Вам понравится".

Снял с полки книгу (изд. 2006 г.) и уже на 203 странице прочел:
"Человек он был, безусловно, нецерковный. Но помню, когда осенью 1995-го мы гостили
у Бродских в Италии, в загородном доме родителей Марии под Луккой, они показали
церквушку на вершине отдаленного холма, где крестили Нюшу. Иосиф об этом крещении дочки
говорил с большим подъемом, о том, как замечательно, когда из дома видна церковь,
в которой тебя крестили." Так, теперь смотрим 206 страницу: "Надо думать, женитьба
на красавице-полуитальянке тоже сыграла роль. У Бродских под Луккой в сентябре 1995-го
мы однажды сидели во дворе, глядя, как у подножия холма лесник
по имени, конечно, Вергилий (Вирджилио) жег листву.
Дым уходил к дальним холмам - тем самым, мандельштамовским,
"всечеловеческим - яснеющим в Тоскане", которые здесь бывают не только зелеными,
но и синими, лиловыми, фиолетовыми. Мария взяла дочку посмотреть на костры.
Они уже возвращались, поднимались по склону. Бродский оторвался от разговора и,
охватывая взглядом картину, полувопросительно сказал: "Повезло чуваку?""
- Спасибо за замечание, Галина Славская!)


(Еще одна вставка - от 23.08.2007.
Нашел еще одно упоминание о Лукке в тексте П.Вайля "О рифме Бродского":
"Таков он был неизменно: ироничен, нацелен на "нисходящую метафору", как он выражался.
Таким запомнится, и чем заполнить еще и эту пустоту? Чтобы осознать Бродского
как классика - а им он стал давно - тем, кому судьба послала близость с ним, надо
отрешиться от Иосифа. Иначе останется лишь горестное бормотание о потере человека,
который значил для тебя так много, которого ты искренне и преданно любил -
даже если бы он не писал гениальных стихов. Я не встречал в жизни человека такой щедрости,
тонкости, заботливой внимательности. Не говоря о том, что беседа с Бродским - даже
простая болтовня, хоть бы и о футболе, обмен каламбурами или анекдотами - всегда была
наслаждением. Совместный поход в китайский ресторан в Нью-Йорке или на базар в Лукке
превращался в праздник. И нельзя не помнить о том, что Мария стала вдовой. Страшное слово.
И еще более страшное - сирота, это об Анне, Нюше, которая за первые два с половиной года
своей жизни успела доставить столько счастья отцу").

С Петром Вайлем в Лукке, Италия. 26 сентября 1995 год.



(Еще одна вставка - от 19.09.2007. - Галина Славская указала
еще один снимок Бродского в Лукке).

Поэтому 14 июля 2007 г. на обратной дороге из Италии во Францию, а оттуда в Германию,
когда мы мчались по скоростной дороге из Флоренции в Геную, и вдруг мелькнул указатель -
скоро поворот в Лукку, задумчиво сказал водителю - в Лукку, мы, пожалуй, свернем...
Хорошо, следи за указателями, был ответ. Указатель не пропустил, мы свернули, стал
тихо припоминать, что говорили русские классики о маленьких российских городках?
Гоголя отодвинул, а вот Лермонтов нужен был как воздух: "Тамань — самый скверный городишка
из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок
меня хотели утопить. Я приехал на перекладной тележке поздно ночью. Ямщик остановил
усталую тройку у ворот единственного каменного дома, что при въезде..."
И хотя на смену Тамани (в начале XIX века) в конце XX-го
в умах журналистов и анекдотчиков (а потом и их читателей-слушателей)
своей "скверностью" все другие мелкие городки безбрежной России перебодал Урюпинск
(мне довелось там кончить школу и прямиком (без всяких "рук" и денег) поступить в МИФИ,
что, видел своими глазами, очень многим поступавшим москвичам с их спецшколами, папами,
мамами было не под силу), в Италии же таким городком - чувствовал нутром при въезде,
и все-таки ехал туда - является, возможно, Лукка. На снимке вверху видно, что с дороги
Лукку видеть нельзя - она закрыта невысокой крепостной стеной, на которой, чтобы скрыть
несуразности и разжечь любопытство туристов (а возможно, чтобы защитить черепичные крыши
четырехэтажных домов от резких осенних и зимних ветров?), плотно высажены деревья.



Хороша Лукка или плоха - как судить, когда не видишь?
Прекрасно лишь высокое чистое итальянское небо. Жарко. Но вечереет. И быстро по-южному
смеркается. А мы хотим успеть искупаться в море. Но сначала - неведомая Лукка...
Объезжаешь городок по периметру - находишь вход.





Когда опрометчиво въезжаешь туда - начинается "оно", да не простое - с хвостиком
и отвисшей челюстью... Когда же сконфуженный и с головной болью уезжаешь, то думаешь:
что это было? Как объяснить это явление? Сказка: внутри крепостной стены - вплывший,
как в консервной банке, в XXI век старинный (вдвое старше Москвы) кельтский городок,
не низок, не высок... Сдавлен временем и историей так, что по улицам можно лишь пройти,




См. фото достопримечательностей Лукки на сайте http://diavolo.spb.ru/?p=347


но никак не проехать. Там, где это возможно, движение вынужденно одностороннее.
Сначала мы ничего не понимали и слепо кружили согласно указателям... Стены, велосипеды,
булыжная мостовая, иногда - угловые камни (гроза старинных карет!) - и крошечные мини-площади
(где-то же население каждого микрорайона должно было общаться), мини-кафе на улицах на 5-6 столиков.
Серый-серый, старый, маленький город... Бедные жители, бедные дети, бедные старики -
живут в консервной банке - и ничего, привыкли. В нескольких местах наш новенький серебристый
укороченный "Опель" (наша, по Лермонтову, перекладная тележка, взятая в аэропорту Штутгарта в ренту на 20 дней)
еле-еле осуществлял поворот. Смотреть абсолютно не на что. Но в одном месте мы видели чудо.
- Смотри, - у водителя отвисла челюсть и стали круглыми, как у идиота, глаза, - автобус...
Я взглянул - и онемел. Какими-то прыжками, как заяц, на нас двигалось местное укороченное и сплюснутое
общественное транспортное средство с водителем впереди. Ну и штучка! Самодельный луноход...
На крошечной остановке из единственной двери вышли две дамы с сумками.
Зелено-желтый заяц тихо пополз дальше... "Я здесь больше не могу находиться, - с тихой яростью сказал водитель. -
за этот час устал так, как будто вторую жизнь в погребе прожил. Вылезай и спрашивай, как отсюда уехать..."
Не зная итальянского, умом понимал, что мы успели сделать столько бессмысленных левых и правых поворотов,
что теперь нам никто помочь не сможет. Так и кружились - все больше и больше зверея от нерусской узости улиц и
лабиринтоподобных градостроительных решений (запутывали врага, чтобы расчленить и разбить мелкие группки
ворвавшихся отрядов, ну, поняли мы это очень хорошо, а что дальше?).
Наконец, нам предложили поехать за какой-то машиной - и мы вырвались!
Зачирикали и полетели... И купались-таки в вечернем-ночном море... Вот оставшиеся снимки Лукки:






Вставка от 09.11.2007.
У этой странички - своя судьба. Не припомню еще такое же количество вставок на других страницах этого сайта.
О чем хочу поведать на этот раз? Поскольку Лукка осталась нами не познанной с первой попытки, то хочется
как-то объяснить себе природу этой неудачи. Время от времени - для отдыха и отвлечения от лавины мерзких дел -
захожу в Интернет и с помощью того или иного поисковика, набрав "Лукка" или "Lucca", гуляю по неведомым ранее
страницам и рассматриваю те или иные странные снимки. И иногда что-то нахожу. И это что-то мне объясняет природу нашей неудачи. Например, снимок с вертолета (или спутника, во что я не верю) - если приглядитесь,
увидите опоясывающую стену с деревьями. Сначала - исходный малюсенький снимок (крохотной Лукке больше
и не надо), затем два последовательных увеличения.




Глядя на это столпотворение 4-х этажных домиков, легко понять наши муки - карты и гида у нас не было.
А вот что увидели в Лукке американцы:



Конечно, и наши увидели кое-что интересное (первое строение на местном жаргоне - "мама", а второе (башня)- "папа"):





Впрочем, лучше всех знают и ценят Лукку итальянцы:











Здесь моя вставка кончается - итак, 14.07.2007 мы бесконечно ездим по задворкам Лукки, смотрим и не можем понять: что это такое?













Вставка от 11.11.2007:



Представьте, что вы долго петляете без какого бы то ни было плана
на автомобиле по указателям-стрелкам направо-налево в узком колодце безлюдных
и безликих улиц этого чудовищно тесного города и вы легко поймете
вскипевшее в наших венах желание умчаться отсюда подальше... навсегда... ого-го-го-го-го!..

Лукка (Lucca)
Город в Центральной Италии, в Тоскане, близ реки Серкьо (впадает в Лигурийское море).
Административный центр провинции Лукка. Лигурийское поселение Лукка впервые упоминается в 218 г. до н. э. В 6 - 8 веках н. э.
Лукка была одной из резиденций лангобардских королей, затем - маркграфов Тосканы. В конце 11 - начале 12 веков в борьбе
с синьором-епископом в Лукке образовалась коммуна. В 12-14 веках Лукка была крупным торговым и ремесленным центром.
В 15-18 веках Лукка - аристократическая республика. Захваченная французами в 1799-1800 гг.,
Лукка в 1805-1814 гг. - центр созданного Наполеоном вассального княжества Лукка и Пьомбино
под управлением сестры Наполеона - Элизы Баччокки, в 1814-1847 гг. - центр одноимённого герцогства,
управлявшегося Бурбонами и перешедшего в 1847 г. к Великому герцогству Тосканскому.
С Тосканой Лукка в 1860 г. вошла в Сардинское королевство (с 1861 г. - единое Итальянское королевство).
Источник: http://nobili.narod.ru/geograf/alfavit/lucca.htm


Италия, Лукка

Четкая планировка улиц города Лукки сохранилась еще со времен древних римлян, которые основали здесь свое поселение в 180 г. до н.э. Массивные крепостные стены, воздвигнутые в XVI и XVII вв., затрудняют движение транспорта, зато у туристов появляется замечательная возможность познакомиться с городом, обойдя его пешком. Сан-Микеле ин Форо - одна из многочисленных прекрасных церквей Лукки в романо-пизанском стиле - стоит на месте древнеримского форума.

Прогуливаясь по тихим улочкам Лукки, которые тянутся между средневековых домов, можно увидеть площади, церкви и другие памятники, включая древнеримский амфитеатр - свидетельство многовековой истории города.

Римский город Лука был основан в 180 г. до н.э. На протяжении веков камни, из которых был сложен древнеримский амфитеатр, разбирались и шли на возведение церквей и дворцов. Сегодня то немногое, что осталось от амфитеатра, можно увидеть на круглой Пьяцца дель Меркато. Средневековые здания обозначают контуры древнеримского амфитеатра. Низкие арочные проходы на площади обозначают ворота, через которые звери и гладиаторы выходили на арену.

Один из самых удивительных соборов в Лукке, посвященный св. Мартину, был построен в XIII в. Главный портал украшает великолепная резьба Никколо Пизано и Гвидетто да Комо. В Темпьетто находится живопись Тинторетто и рельеф Вольто Санто.

Одна из причин, по которой стоит посетить Лукку, величественные городские стены. Их возведение началось около 1500 г. Примечательной их особенностью было открытое пространство за стенами, которое сохранилось и по сей день, которое не давало возможность противнику укрыться.

Главная торговая улица Лукки – Виа Филлунго проходит через центр города и ведет к Римскому амфитеатру. Среди многочисленных магазинчиков выделяются сувенирные лавочки металлических изделий в стиле арт нуво. Одна из самых значительных достопримечательностей города – Дом Пуччини. Этот дом был построен в XY веке, здесь родился Джакомо Пуччини и он стал местом поклонения великому композитору. Здесь представлены портреты Пуччини, костюмы, созданные для его опер, пианино, за которым он сочинял свою последнюю, неоконченную оперу "Турандот".

Лукку также называют "городом ста церквей". За пределами городских стен можно найти Национальный Музей Вилла ди Гуиниджи, с картинами художников из Лукки и ценными скульптурами.

Интересно посетить в Лукке площадь del Mercato овальной формы, построеную на месте древне-римского амфитеатра. Площадь окружена непрерывным кольцом зданий и единственный доступ к ней - через четыре пешеходных входа.

Источник: http://www.travel-bus.ru/city.php?id=127





Это обращение к Богу на английском (!) - Где же счастье? - квинтэссенция ежедневных мыслей жителей Лукки...





Источник: http://baranovna.narod.ru/Italy2003/it5.htm

Конец вставки от 11.11.2007...








Вставка от 13.11.2007:

Дурацкое дело - нехитрое: вставки продолжаются.
Но зато о Лукке с каждой такой вставкой мы узнаем чуть-чуть больше, не так ли?
Итак, новая карта Лукки:


Источник: http://www.goitaly.ru/scheme.php?id=101





Лукка (Тоскана)

Лукка, основанная в 180 до н.э., изначально была призвана защищать близлежащие территории, из-за которых лигурийцы и римляне конфликтовали между собой; по этой причине были быстро возведены городские стены. Затем были построены многочисленные общественные и частные здания, среди них театр и амфитеатр. Как и все романские города в то время, Лукка строилась согласно плану, по котрому городское пространство делилось на прямоугольники перпендикулярно идущими улицами, называвшимися "cardos" и "decumani". Во время раскопок были обнаружены секции древнего мощения, сохранившиеся под землей, что позволило реконструировать оригинальный план старинного города.

Лукка окружена крепостной стеной XVI в. По периметру стены расположены одиннадцать бастионов разных форм и размеров. Два из них, называемые Torrione del Bastardo и бастион San Martino, сохранились до наших дней в том виде, каком были построены в XVI в. Бастион San Martino открыт для посетителей, и в нем в особенности можно подробно исследовать это внушительное сооружение. Бастион San Paolino, полностью восстановленый и открытый для экскурсий, предлагает необычное и выигрышное решение для использования подземных помещений. Porta San Pietro, самые старые (1565-1566) из трех ворот города, были единственными, через которые в Лукку позволялось въезжать иностранцам.

Гордость окрестностей Лукки — уникальный "Пейзаж вилл". Виллы, или скорее дворцы, — это загородные резиденции, которые построили купцы Луччези между XV и XIX вв., вложив сюда доходы от своего бизнеса — банковского дела. Более чем три сотни вилл, больших и маленьких, рассыпаны на холмах вдоль границы долины Лукки. Среди них вилла Reale di Marlia, вилла Grabau, вилла Bernardini, вилла Oliva, вилла Mansi, вилла di Carmigliano.

Источник: http://www.goitaly.ru/city/?file=resort&id=263

Итак, перед нами карта области Тосканы (столица - Флоренция):



Тоскана

Художественное и архитектурное богатство Флоренции, ее изящные улица и площади, создающие впечатление, что вы находитесь в Средневековье или перенеслись в эпоху Возрождения. То же самое вы почувствуете и в Сиене, с ее знаменитой Piazza del Campo, окруженный дворцами, демонстрирующими триумф средневековой и готической архиткектуры; Пиза с ее Площадью Чудес, где возвышается знаменитая Падающая башня, чье изображение часто используется как символ Италии; Лукка, похожая на средневекое поселение; Ареццо, лежащий в холмах; Гроссето, ее старый центр, окруженный стенами Медичи, — и все города Тосканы, где дороги, памятники и соборы относятся к средним векам или периоду Ренессанса.

Но достоинства региона не ограничивается только архитектурой: Тоскана также обладает значительными природными богатствами. Морское побережье и горы, реки, озера, долины и холмы удивляют своим разнообразием и быстрой сменой пейзажей. На холмы Кьянти растут виноградники, оливковые рощи и дубы. Также тосканские пейзажи примечательны рядами кипарисов, чарующих и элегантных. Береговая линия Мареммы, богатая лагунами и природными парками.

Апуанские Альпы, известные своими мраморными карьерами, сверкающие на солнце как снежные равнины. Аппенины, настоящая страна гор, где на высоте 2000 м тянутся покрытые снегом горные хребты, раскинулись луга и хвойные леса.

В Тоскане были создани три главных региональных парка для сохранения природных богатств. Однако, на этом красота природы этого региона еще не заканчивается. Берег и острова Тирренского моря, цвет которого меняется от темно-синего до изумрудно-зеленого, а также прибрежные сосновые леса вдоль береговой линии не затронуло то, что некоторе время назад началось развитие туризма.

Тоскана — идеальное место для любителей вкусной еды. Гастрономические традиции Тосканы — не только оливкого масло и кьянти, известное во все мире. Каждый город имеет свои небольшие кулинарные особенности: рыбные блюда в Ливорно и Виареджо, огромное количество супов, вторых блюд, во главе которых — флорентийский бифштекст, множество десертов (panforte, ricciarelli, pane dei morti, castagnaccio). Ко всем этим блюдам хорошо подходят тосканские вина.

Источник: http://www.goitaly.ru/about/region/?id=11

Конец вставки от 13.11.2007...
















































Понятно, что когда вырываешься на простор (видны ворота, через которые мы вылетели,
как пробка из бутылки), то хочется им дышать - и снимать его и деревья, что я по инерции делал.
Почему задыхался в Лукке? Если продолжить сравнение с Урюпинском, то при примерно равной численности
населения на территории быстро разрастающегося Урюпинска разместится 150 Лукк,
а уж красоты Урюпинска, его небо, река, лес и горы в 1000 раз превосходят красоты Лукки. Это - к слову...
(Кстати, наш выдающийся поэт Арсений Тарковский никогда не был в Лукке. Но что за жизнь там он очень хорошо знал,
прожив какое-то время в Москве под столом (туда ему провели лампочку!) поэта и переводчика Г.Шенгели (читайте!)).
Увеличиваю несколько фрагментов. На приборной доске автомобиля видны время, температура воздуха снаружи, дата.
В какой-то момент тупого метания по городу в заднюю дверцу автомобиля хотел влететь голубь.
Писал уже (см. сайт Арсения Тарковского), что в последний год жизни А.А.Тарковского на кухне моей квартиры
поселился и вольно жил ослепительно белый голубь с горящими рубиновыми глазами...
Поэтому попытку присоединиться к нам дикого итальянского сизаря (конечно, успел его щелкнуть)
воспринял сначала как глубоко личное событие: "Васиса! Ты!? Здесь? В новом перевоплощении? Ты все помнишь?" -
а потом устало объяснил себе, что, возможно, на этом месте кто-то регулярно прикармливает птицу
остатками хлеба, и она перепутала машину и седока...
И - дорожный указатель. Если вам доведется оказаться в тех краях, припомните смутно, что вы его уже где-то видели...
И конечно - море. Утреннее. Спокойное. Чистое-чистое. Возможно - не в северной Италии.
И, последнее, в виде подарка - маски Венеции. Они ранили мое сердце и воображение...
Ну, и конечно, справка о Лукке из Википедии.









Нет, поистине, эта героическая страница - маленький Пантагрюэль: беспримерная кормежка ее вставками продолжается!
Вставка от 23.03.2008. Только что завершил вид из космоса могилы Бродского и подумал:
а кто мешает взглянуть так же пристально на Лукку? Если уж навороченная техника позволяет, так вот же они - очки-велосипед...

Поскольку вы, зрители и читатели, чистые и наивные, не понимаете, что показывает новейшая подзорная труба,
то поясню: здесь мы зрим часть Тосканы сверху. Видна горизонтальная прямая - скоростное шоссе,
по которому двое весельчаков с прекрасным настроением летели из Флоренции в Геную и с которого безбашенно свернули в Лукку.
Слева плещется вожделенное море. Мы же оказались в плену тесного каменного мешка, название которого не забыть уже никогда.
Теперь начинаем подкручивать колесико, приближая каменную ловушку к своим подслеповатым глазкам.


Как в сказке, первый невод приходит с травою морскою. Перекрутил колесико... Идут мягкие ругательства. Высокое искусство дипломатии.
А с недокрутом остается Лукка мелкой красной икринкой в центре изображения из-за своих черепичных крыш...

Оказалось, если колесико крутить медленно и вдумчиво, то Лукка - куда ей
деться под нашим натиском? - вплывает в окуляр...

С жестокостью садиста прогнул красотку на максимальный выгиб - больше увеличить
не удалось (идут ругательства техники - см. выше). Итак два стопроцентных русских
(оба почему-то родились в Алма-Ате, а один еще и перекормлен в школьные годы Хопром
и бескрайними степями Урюпинска - и небом его, небом, небом - какое же там небо!
какое же оно высокое-высокое, чисто-чисто голубое, и какие по нему скользят невиданной красоты,
высоты и сложности тончайшей серебряной ковки и кружевной многослойной вязки белобашенные облака) -
оказались вот здесь - в узких щелях Лукки, где и таракану-то тесно, а мы еще умудряемся
ерзать на новеньком серебристом "Оппеле" - взад-вперед, налево-направо, взад-вперед,
направо-налево - до бесконечности, до одури, до устали, до проклятий всему и вся...
Воистину - что итальянцу здорово и приятно, то русскому - быстрая гнусная смерть...

Стало интересно самому - а ну-ка сравним сверхтесную Лукку с гиперсуперпросторным Урюпинском!
Начинаем увеличивать - огромная Волга (справа) нам ни к чему сейчас...

Итак, лузгая семечки и пролетая со свистом на воображаемом сверхновом ковре-самолете
под местными даровыми красивейшими облаками, видим робкими глазами такую многоцветно-дикую
самородковую картину городов, лесов, озер и пашен... Чтобы ее пояснить, надо очень много
выпить местного пшеничного самогона и иметь спецдопуск к каким-то жутким государственным тайнам.
Эти тайны нам с вами не нужны, но нормально-широкие казачьи улочки и дома с зелеными воздушными
палисадниками, полными вишен, яблонь, слив, груш, огурцов, помидоров, дынь, тыкв, картофеля,
кукурузы, капусты, малины, крыжовника, смородины, кур, гусей, уток, кроликов, коз, коров,
свиней, воробьев и синиц, я уже видел, но сбил космическую настройку, пытаясь начать с общего вида...

Вот она, вот она вся наружу - разность в менталитете жителя итальянской Лукки
и жителя русского Урюпинска - на улочках последнего вы сможете купить сейчас те же товары,
что и в Лукке, но жителю Лукки, по-моему, жизнь в Урюпинске показалась бы жизнью в дантовом Рае...

В какое место этого городка ни ткни, нигде нет безумной тесноты Лукки,
никто не пишет в отчаянии на крыше - где же ты, счастье? Вам кажется, что здесь многовато машин?
Но в Лукке все стоянки платны и штрафы чрезмерно высоки, в Урюпинске же паркуй где хочешь -
бесплатно. Кстати, ныне этот город лично мне напоминает Большие Васюки - уже четыре часа
гуляю по его просторам - "конца и края нет"... Если Вам стало интересно там побывать,
то вот адрес этой динамической карты в Интернете. Милости прошу!
Когда-то школьная учительница литературы уж не помню в какой школе (мать, завалившая
переходящими красными знаменами передовика социалистического соревнования сначала
свой директорский кабинет, потом совсем не малую - а для моих детских лет - так просто огромную -
сцену почтового клуба (где мне доводилось выступать с раздольными молодецкими песнями
и плясками с легким прихлопом и тяжелым притопом в опять-таки возглавляемой ею художественной
самодеятельности - ей позарез, полагаю, нужно было вот здесь и сейчас распахнуть
перед своими работягами и их ближайшими родственниками уж если не окно в Европу и прочий
просвещенный, сытый и веселый мир, то хотя бы дать вид на подмостки лучших театров Родины
(в своих летучих командировках по стране она успевала всюду побывать, все увидеть
и исписать десятки записных книжек находками и впечатлениями), понятно, что в качестве
веселых, озорных, раскованных и, конечно же, колоссально талантливых актеров-самородков
великой Земли Русской у нее выступали хорошо угадываемые мною ее многочисленные подчиненные -
все эти тети Люси-Маши-Оли и дяди Вани-Пети-Коли и т.д. и т.п. - надо отметить,
что простодушные коллеги-зрители-друзья-товарищи в зале рвали животы от хохота и рыдали
от восторга, требуя бесконечного повтора и долива, и мастера сцены шли навстречу и бросали им -
с неизменной живой искрой и блеском - свое востребованное высокое искусство - "не забывается
такое никогда!" (опять же и за эту яркую и ни на что не похожую самодеятельность она косила
косой столь необходимые ей (почему - не знаю) первые места повсюду - и в совершенно
не приспособленные для этого функционально рабочие помещения яростно вливался и застывал
вдоль стен и свешивался с потолков (ее вынужденное дизайнерское изобретение тех лет -
ведь работникам нужно же было где-то еще и работать - требовался минимум свободы внизу,
под флагами) новый вал знамен, вымпелов, дипломов, грамот, значков и прочей "моральной"
мишуры, который, мне кажется, потом уже вызывал тяжелый зубовный скрежет и у нее самой,
и у всех ее 300 человек подчиненных (суммарно по всем почтовым отделениям района),
но ни копейки ни ей, ни коллективу материально не полагалось, и ей пришлось изобрести
в те времена свой фирменный способ, чтобы поощрять своих богатырей-передовиков (оглядываясь
назад, думаю, что тогда эта страна (называлась коротко СССР) держалась на тысячах таких
руководителей и их колективах, искренне желавших приумножить ее богатства, - остальные
спали, "числились", отмалчивались, постоянно курили, лгали, лукавили, сачковали, бастовали
по-итальянски, лежали на нескончаемых больничных, были пустыми и ничтожными,
получая при этом равную с трудягами, но такую не заработанную ни умом, ни трудом
бесчестную "зряплату")) - так вот, моя мать искренне считала, что в школах города
такие же сплоченные единой целью коллективы педагогов-энтузиастов должны помочь ей
образовать и воспитать сына, но ежегодно крайне недовольная результатом и потерянным
временем, она кидала меня в новую школу с новыми надеждами - и прежним результатом) -
возвращаясь к началу этой подзатянувшейся в своем мощном развитии фразы, не помню,
в какой школе учительница стыдила меня перед всем классом: в сочинении "Будущее Урюпинска"
я единственным во всем городе за десятки лет ее практики написал: "И, конечно, Урюпинску
необходимо метро" - чем скосил наповал ее слабо мерцающий жидкий старушечий разум
и пробил навылет ядовитой пулей-фантазией хилое сердце. Видели бы вы, с каким гневным
классовым осуждением смотрел на меня весь класс! В школьных сочинениях полагался
некий невысокий уровень-планка, выше которого прыгать не полагалось. Смельчаку
крылышки сжигало солнце - это все знали твердо. А я - нарушил азы. Возвращаясь
к началу страницы, беру смелость прошептать: в Лукке интересна история,
в Урюпинске - настоящее и будущее!


Недавно нашел любопытную свежую статью об Урюпинске с обильной статистикой.


Для тех, кто любит обо всем знать побольше и готов к самостоятельному малому усилию, - этот пример поиска.




Поразительно, не только с Луккой, Урюпинск сравнивают и с Нью-Йорком:

В Интернете, как в Греции, можно найти все.
Источник: http://www.gazeta.ru/travel/2007/05/11_e_1679848.shtml

Любопытно, когда кто-то нейтральными словами выражает мысли, сходные с твоими.
Источник: http://www.gazeta.ru/travel/letters/2661239.shtml#2661239



Проверил, но пугливая дремучая провинция боится сравнений - даже в свою пользу. Стерли. Ну и Форум! Жалкие трусы!


вставка от 25.03.2008. Любопытно:

    В Урюпинске – маленьком городке Волгоградской области, который в анекдотах стал синонимом глубинки, – отменили традиционный день города.

    Против праздника выступила церковь, сообщает сайт Объединенного гражданского фронта Каспаров.Ru.

    По мнению священнослужителей, совмещать светские и религиозные праздники нельзя. Дело в том, что 21 июня отмечается день явления чудотворной Урюпинской Божьей Матери. В этот же день всегда праздновался и день города. Церковь посчитала святотатством то, что в часы литургии горожане будут предаваться бурному веселью.

    Источник: http://www.forum-tvs.ru/lofiversion/index.php?t14736-2750.html


    Вставка от 24.03.2008. Нашел еще один абзац о Лукке от другого очевидца:

    Лукка (Lucca)

    Ругать конечно грех, но на мой взгляд ничего особенного этот городок не представляет. Я ожидал большего. Среднего размера город (меньше Сиены, но больше Монтепульчано). Бывшую крепостную стену по периметру жители превратили в пешеходно-велосипедный бульвар. Местами очень широкий, с несколькими рядами деревьев. Земляной вал, на котором расположен современный бульвар, совсем не похож на крепостные сооружения. Он ближе по виду к железнодорожной насыпи. Сквозь насыпь в город ведут несколько проемов-ворот. По периметру - автостоянки. Вьезд автомобилей внутрь периметра ограничен. Получается, что внутри старого города и по поверхности бывшей стены - безраздельное царство пешеходов и велосипедистов. Велосипедов в городе, не скажешь, как в Амстердаме, но все же очень много. Я тоже поддался искушению и вспомнил детство за 2,5 еврика в час. Паспорт в залог и никаких формальностей. Подозреваю, что прокатные вело-конторы расположены у каждых ворот Луки. Чтобы обьехать всю Луку вдоль и поперек, а потом развить максимальную скорость на "окружном велобане" мне вполне хватило одного часа. Покатался конечно в удовольствие, но ничего особо любопытного в городе не заметил.



    Источник: http://www.brodyaga.com/pages/viewstory.php?id=76&count=



Лукка
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Лукка
Lucca
Регион: Тоскана
Провинция: Лукка
Координаты: 43°51? с. ш. 10°31? в. д. (G)
Высота над ур. моря: 19 м
Площадь: 185 км2
Население: 82 605 чел. 31-12-04
Плотность: 463 чел./км2
Почт. индексы: 55100
Тел. коды: 0583
Код ISTAT: 046017
Название жителей: lucchesi
Покровитель: San Paolino
День коммуны: 12 июля
Официальный сайт
Лукка (итал. Lucca) — город в итальянском регионе Тоскана, на реке Серкио. Административный центр одноименной провинции.
География
Город расположен на высоте 19 м над уровнем моря. Площадь: 185 км2. В нем проживает 85.984 жителей (2004)
История
Город вырос из случайного поселения, основанного кельтами-лигурийцами на островке посреди аллювиальной равнины реки Серкио. Это поселение было названо ЛУК — болотистый — описывая климатические особенности города, до сих пор не изменившиеся: расположенный посреди равнины с особыми гидрографическими условиями, вызванными рекой Серкио и мелиорациями, производимыми начиная с истоков человеческих поселений в районе, Лукка богата водами подземными и поверхностными, которые благоприятствовали развитию поселений, распространенных по ее территории. Обусловленный географическим положением, климат города является влажным и умеренным зимой и жарким и сухим летом.

Вид города с одной из башен


В 180 г. римляне основали селение согласно каноническому устройству карда (улица, проходящая с севера на юг) и декумануса максими \(улица, проходящая с востока на запад), которые делят город на кварталы — инсуле — и пересекаются на форуме. Интересно отметить, что и в сегодняшнем устройстве города эти две оси, улицы Филлунго и Ченами, пересекающиеся с улицами Романа и Санта Кроче, и форум, находящийся на площади Сан Микеле, полностью соответствуют наиболее людным и богатым торговлей улицам внутри стен Лукки. Город пережил варварское господство до 1162 года, когда коммуна добилась освобождения. Несмотря на продолжительные бои с соседскими коммунами (Пиза, Масса, Флоренция), город достиг значительного экономического развития благодаря изготовлению и продаже шелка и банковской деятельности. Позднее город превратился в независимую республику вплоть до 1805 года, не считая коротких периодов зависимости, как, например, при Каструччо Кастракани.
23 июня 1805 по решению сената города, Лукка превратилась в королевство Лукки и Пьомбино, переданное сестре Наполеона Бонапарта Элизе Бонапарт. В 1847 г Лукка присоединяется к Тосканскому королевству, в 1860 — к Королевсту Сардинии. Лукка — один из немногих городов, полностью сохранившим крепостные стены, насчитывающие примерно 4,2 км.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лукка



Дополнение от 09.09.2007:

ЛУККА

Эстетическая фантазия древних мастеров, возводивших в средневековье город-крепость Лукку - столицу одноименной провинции, не стала ограничиваться внутренним великолепием поселения, а отразилась в общей планировке. Если взметнуть в небо, то с высоты птичьего полета вам откроется удивительная картинка Лукки, представляющая собой несколько модернизованный восьмиугольник, обрамленный крепостной стеной, живописно утопающей в тени садов и насаждений.

Напоминающий распустившийся посреди зеленых оград бутон алой розы, Старая Лукка, приковывающий внимание своими красными черепичными крышами, представляет собой четко расчерченный еще в 180 г. до н.э на улицы город, где мало что изменилось со времен средневековья.

Как и прежде прогуливаясь по пестрящей сувенирными лавками главной пешеходно-торговой улице Лукки - Филлунго, миновав жилые дома и таверны, сквозь один из 4 входов, вы придете к ограниченной непрерывными фасадами старинных зданий главной площади города - круглой Пьяцца дель Меркато.

Основанная на месте разрушенного временем и людьми римского амфитеатра, камни которого использовались в строительстве не одной постройке Лукки, площадь, гордится своей ажурно- аркатурной увенчанной скульптурными изображениями церковью Сан-Микеле ин Форо. Ставший самым популярным объектом фотографии, храм старается держать себя в форме и, несмотря на скоротечность времени, сохранять свою привлекательность.

Этого же принципа придерживается дом, где родился великий композитор Джакомо Пуччини, представленные в нем свидетельства жизни и творчества знаменитого итальянца ежедневно привлекают к себе внимание сотен почитателей его таланта.

Поклонники художественного искусства найдут массу интересной для созерцания информации в Национальном Музее "Вилла ди Гуиниджи", в залах которой экспонируются работы живописцев и скульпторов из Лукки.

Поклонники активного отдыха в провинции Лукка будут польщены прелестью чистейших пляжей, три из которых, "Forte dei Marmi", "Pietrasanta", "Viareggio" награждены голубыми флагами экологов, признавшими их лучшими и лучших в здешнем районе. Многообразие водных развлечений, ласковое солнце и душевная атмосфера встречающей итальянской стороны, сделают ваш отдых по-настоящему насыщенным и приятным.




Источник: http://www.poedem.ru/smap/nf/cntAt/id/8/id2/1292/index.htm




Лукка - пленительный уголок Италии.
Добавлено zamulon, Сре, 11/07/2007 - 21:21
В каждом итальянском городе есть центр истории - самая старинная часть, обычно обнесённая крепостной стеной, с множеством античных церквей, лабиринтом узких, тесных улочек наполненных толпами туристов и местных жителей.

И потому первым делом, прибыв в Лукку, мы отправляемся туда.

Красота этого города поражает с первого взгляда. Город представляет собой остров зелени и расположен в Италии в северо-западной части Тосканы.

История этого города начинается с периода каменного века. В окружении отрогов Северных Апеннин и высокогорья Монте-Пизано первобытные племена облюбовали для становища долину реки Серко. Со временем в этой местности селились, сменяя друг друга, лигуры, этруски, римляне. Основателями Лукки, возможно были лигуры (похоже, что название Лукка, - «болотистое место» придумали именно они).

Когда в III в. до н.э. римляне пришли в эти края, Лукка была уже значительным поселением, и в 180 г. до н.э. стала одним из крупнейших военных лагерей Римской империи. Изначально Лукка была призвана защищать близлежащие территории. Из-за постоянных конфликтов лигуров и римлян в 1501 году началось возведение крепостной стены, строительство продолжалось 144 года и закончилось только 1645 году, для того времени это считалось достаточно коротким сроком. Одиннадцать бастионов расположенных по периметру стены делали Лукку неприступной крепостью. Два из них, называемые Torrione del Bastardo и бастион San Martino, сохранились до наших дней в том виде, каком были построены в XVI в. Бастион San Martino открыт для посетителей, и в нем в особенности можно подробно исследовать это внушительное сооружение. Бастион San Paolino, полностью восстановленный и открытый для экскурсий, предлагает необычное и выигрышное решение для использования подземных помещений. Porta San Pietro, самые старые (1565-1566) из трех ворот города, были единственными, через которые в Лукку позволялось въезжать иностранцам.

В конце 19 века по проекту архитектора Лоренцо Ноттолини стены были превращены в подобие прогулочного бульвара, на который столетние платаны бросают прохладную тень. Прогуливаясь по стене можно увидеть великолепную панораму города, показывающую красивые кирпичные здания, десятки тщательно отреставрированных средневековых дворцов эпохи Ренессанса, а также очень живописные уголки.

Как и все романские города, того времени, Лукка строилась согласно плану, по которому городское пространство делилось на прямоугольники перпендикулярно идущими улицами. Непрерывное чередование площадей, соборов и дворцов, соединенных между собой паутиной узких улочек и переулков, передают романтическое настроение ушедшей эпохи.

Жемчужиной города считается Пиацца дель Меркато, что в переводе означает рыночная площадь. Площадь расположена на месте бывшего древнеримского амфитеатра. В античный период город был достаточно богат, и мог позволить себе построить арену для гладиаторских боев. На протяжении веков мраморные блоки стен амфитеатра использовались для строительства жилых, коммерческих помещений и мастерских ремесленников, но всё-таки сохранилась первоначальная форма сооружения в виде овала. Сейчас, находясь на площади Амфитеатра, невольно пытаешься перенестись на несколько тысячелетий назад и ощутить себя в центре древней ликующей арены. Только жители окаймляющих домов-трибун, в отличие от их жаждущих зрелищ предков, уже давно привыкли к происходящему внизу спектаклю жизни, и суета действующих лиц не вызывает у них особого любопытства.

Лукку также называют "городом ста церквей". Немногие церкви способны поразить с первого взгляда так, кафедральный сбор San-Michele-in-Foro который, безусловно, является сердцем Лукки. Возведённый в 12 веке на месте бывшего римского суда, представляет собой шедевр Романо-пизанской архитектуры. Форма собора копирует форму большого корабля, кайма которого поддерживается арками на монолитных колонах из мрамора. Внешняя сторона церкви охарактеризована высоким фасадом, украшенным мраморной статуей Архангела Михаила. Говорят, в кольцо, надетое на его палец, инкрустирован самый настоящий бриллиант, подарок преданного прихожанина. И действительно, когда над городом опускаются сумерки, то из определенного места на площади, если пристально всмотреться в руку святого, можно заметить необычную ярко светящуюся точку. С южной стороны сбора возвышается колокольня. В античные времена мощное звучание колокола служило для того, чтобы обмениваться знаками с городом Пиза.

На фоне городской архитектуры выделятся башня Torre Guinigi. На вершине пятидесяти метровой башни растут дубы, посаженные ещё в четырнадцатом веке во время правления Паоло Гуиниджи. Благодаря хитроумной политике Гуиниджи Лукка достигла расцвета и стала крупнейшим торговым центром Европы и одной из первых установила контакты со странами Востока.



Спустя четыреста лет Наполеон Бонапарт, завоевав тосканские земли, делает свою сестру Элизу Бачиокки принцессой Лукки. Но с поражением Наполеона город вновь возвращается в состав Великого герцогства Тосканского, с которым в 1861 г. эта провинция влилась в Объединенное королевство Италии.

Город Лукка это ценная шкатулка драгоценностей несравнимой красоты огромной исторической и художественной стоимости. О красоте этого города можно писать бесконечно, каждый раз открывая что-то новое и ещё более не превзойденное, но лучше увидеть его своими собственными глазами. Погулять по его улицам, насладиться прекрасными видами, вдохнуть воздух богатейшей истории. Ощутить волшебство и таинственность средневековья, заглянуть в зеркало ушедшего времени, когда жили рыцари и принцессы, добрые волшебники и мудрые короли. Лукка - это город-сказка, кто хоть однажды посетит его, уже не забудет никогда.

Ермолаев Вячеслав.



Источник: http://www.italia-ru.it/node/13262


Вставка от 15.04.2011:
Нашел страничку в Интернете с несколькими новыми фотографиями Лукки - http://www.exler.ru/photoreview/20-08-2008/
Вот, в частности, снимок центральной площади Лукки, которую мне там - увы! - увидеть не удалось:



Лукка (Lucca)


Город Лукка (Lucca), окруженный полностью сохранившимися крепостными стенами и бастионами, приятно обойти пешком. Он расположен на северо-западе Тосканы и в нем сохранились красивые кирпичные здания, десятки тщательно отреставрированных средневековых дворцов, а также очень живописные уголки. Большим обаянием обладает Пьяцца дель Меркато (Рыночная площадь), овальная форма которой повторяет древнеримский амфитеатр, который возвышался здесь в древности. В группе зданий и башен четырнадцатого века выделяется Башня дей Гуинджи, на вершине которой растут дубы. Стоит посмотреть и Собор, церкви Сан Микеле ин Форо и Сан Федриано




Источник: http://tuscany.narod.ru/lucca/index.html


Читатель, возможно, почувствовал, что мне хочется, пользуясь случаем, по возможности объективнее познакомить его с Луккой.
07.11.2007, после авторского вечера В.П.Аксенова в ЦДЛе, глубокой ночью, я набрел на сайт,
который восторженно повествует о Лукке (и о других городах Италии):


http://www.exler.ru/ezhe03/07-08-2007.htm
http://www.exler.ru/ezhe03/28-08-2007.htm
http://www.exler.ru/ezhe03/26-09-2007.htm



Биография Бродского, часть 1                 Биография Бродского, часть 2       
Биография Бродского, часть 3


Недорого кованые скамейки в Черкассах.

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Почта