Журналы |




КРИЗИС 2008 Г. ВЫЗВАЛ ГЛУБОКИЕ СДВИГИ: ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЫНОК
ОТМЕЧАЕТ РЕЗКО ВОЗРОСШУЮ АКТИВНОСТЬ ЧИТАТЕЛЕЙ

Л.Г.Дмитриева

В условиях нынешнего кризиса резко возрос интерес россиян к познавательным и справочным ресурсам Интернета. Тем, кто потерял работу, эти ресурсы помогают найти новые точки приложения своих сил, тем, кто потерял деньги, страни-цы специализированных сайтов позволяют быстро обрасти новыми деловыми идеями, предложениями, примерами. В связи с этим не может не вызвать интерес читательская активность в отношении малодоступных изданий вертикального информационного рынка (есть у нас в России идеологи и практики этого направления "бумажной информатики").

Исполнительный директор ООО "Интерсоциоинформ" Г.В.Козлова отмечает: "С 1991 г. мы издаем ежемесячные журналы для руководителей крупных фирм. И всегда нашей главной головной болью было понимание того простого факта, что абсолютное большинство руководителей понятия не имеют, что уже 17,5 лет специально для них существует важный информационный ресурс. Раньше мы использовали сайт в Интернете в качестве своего рода отчета о нашей деятельности - с 1996 г. мы помещаем на него полные годовые оглавления всех издаваемых журналов (в 2008-2009 гг. их семь). Любопытно, что 10 лет назад, в условиях предыдущего памятного кризиса и дефолта, работники редакции, используя почерпнутые в собственных журналах идеи и методы резкого повышения производительности труда, практически учетверили число выпускаемых журналов, создав, в частности, такие, как "Экономика ХХI века" и "Современное управление". И вот в условиях нынешнего кризиса мы с удивлением заметили, что счетчики посещаемости страниц сайта стали сигналить о резком росте интереса к нашей продукции. Сначала мы, кажется, интерпретировали этот интерес неправильно. Дело в том, что с течением времени объединяя и укрупняя наши журналы (процесс болезненный и далеко не безошибочный - наши подписчики до сих пор с восхищением и благодарностью вспоминают "Управление изменением" и не могут нам простить непонятное для них его исчезновение) с 11 до 7, мы получили некий ресурс неиспользуемого собственного трудового потенциала (помните российскую шутку: "умение не пропьешь!"), который, для отвлечения и, в первую очередь, своего же интереса и удовольствия ради, использовали для создания весьма трудоемкой и абсолютно бесплатной - для всех пытливых умов в нашей стране и во всем остальном мире! - серии из 9 поэтических сайтов - "Музей Иосифа Бродского в Интернете" (свыше 600 фотографий поэта, его стихи, проза, статьи о нем), "Музей Арсения Тарковского в Интернете" и др. Вот мы и подумали сначала, что счетчики фиксируют рост интереса читателей к мастерам поэтического цеха. Оказалось, востребованы именно журналы и содержащиеся в них идеи… Счетчики на каждой странице показали, что в один из дней нынешнего кризиса на страницу журнала "Секреты быстрой продажи" пришло суммарное квартальное число посетителей всех страниц всех наших сайтов! Кто-то скажет: какой интерес читать специальный журнал для руководителей? Это ведь почти то же самое, что и чтение чужих писем? Редакция на эту ситуацию смотрит противоположным образом: в каждом трудовом коллективе есть формальные и неформальные лидеры и часто успехи таких организаций во многом обусловлены знаниями и личными примерами неформальных лидеров, но им-то как воздух в первую очередь нужна дополнительная специальная информация. Поэтому из номера в номер каждого журнала (а не только, скажем, "Бизнес-команды и ее лидера" или "Ноу-хау бизнеса") мы призываем подписчиков непременно расшивать журнал, делать необходимое число копий для своих внутренних руководителей подразделений, после чего сшивать номер и сдавать в библиотеку. Информация должна быть свежей и своевременной. Да и журнал при таком использовании обходится организации дешевле, и прибыль от его использования становится гораздо весомее. Если подписчики получают обычный бумажный вариант журнала, то посетителям сайта приходится читать его в библиотеке. Но этот и другие подобные факты говорят о том, что и активность читателей в библиотеках в условиях кризиса должна резко возрасти. Хорошо зная наши журналы (через мои руки прошли все номера всех журналов за все годы выпуска, за исключением самого первого, легендарного, который выпутил лично директор, после чего что-то понял и подключил к этому нелегкому делу - навсегда! - сильные женские руки (жаль лишь, что многолетняя сидячая работа у компьютеров, непомерные нагрузки, болезни, которые переносишь всегда на ногах, и прочее возрастное сделали нас полными и совершенно исказили наши лица)), смею категорично утверждать: масса интереснейшей и полезнейшей информации содержится в наших старых журналах. Эта информация практически не устаревает. Испытайте восторг и восхищение от знакомства с нею. Любая организация в любой момент может выписать любой из наших журналов за любой год издания. Собранные все вместе, эти журналы воистину дорого стоят. Попробуйте в какой-либо библиотеке познакомиться с ними поближе! Это самое лучшее и полезное, что я могу вам пожелать!"

Любопытными наблюдениями об особенностях подписки и подписчиках поделился генеральный директор ООО "Интерсоциоинформ" А.Н.Кривомазов: "В мае 1998 г. мне довелось побывать на юге Украины, в Крыму, в Гурзуфе (шли нескончаемые дожди и я лихорадочно быстро и увлеченно написал за те дни и ночи вторую часть воспоминаний об Арсении Александровиче Тарковском). Как-то зашел на тамошнюю почту, взял в руки каталог украинской централизованной почтовой подписки и испытал шок: мои журналы для украинских предприятий стоили в 2 раза дороже, чем для российских! Кто-то из чинуш хотел погреть руки, не стукнув пальцем о палец, но не заработал, похоже, ничего: нормальным предприятиям объявленная каталогами цена была непомерно высока, но зато во всей красе и мощи проявила тогда себя "незримая рука рынка" Адама Смита: маленькие приграничные с Украиной российские городки с помощью посредников-частников собрали такую подписку на нашу периодику, которая была несоизмерима с их реальной экономикой, что мне, как руководителю, было совершенно непонятно (а мы, в соответствии с идеями нашего журнала "Маркетинг успеха", отслеживали в программе "Access" базу данных о предприятиях-подписчиках, их динамике и "вкусовых" предпочтениях), и этот эффект мне лишь через несколько лет объяснил один из руководителей тамошнего частного подписного агентства: вся подписка шла от крупных предприятий и библиотек Украины, которые, чтобы избежать каталожного, таможенного и налогового "обдиралова", оплачивали на почте этих пограничных городков наличными полугодовую подписку "до востребования", а потом их курьеры аккуратно забирали приходившие журналы. Зато в соседней Белоруссии никто не чинит искусственных препонов подписке своих предприятий на наши журналы и в июле 2008 г. мы во всех семи издаваемых журналах сердечно поздравили (целой полосой в каждом журнале!) наших дорогих белорусских читателей с их национальным праздником - Днем независимости и выплеснули на них все свои эмоции радости, благодарности, сопереживания…

С той же базой предприятий-подписчиков было связано еще одно памятное открытие. Программа позволяла моментально делать выборку по многим критериям. Как-то я в спешке сортировал подписчиков по объему закупок и неожиданно получил сводивший меня с ума неделю-другую результат: среди понятных уму и сердцу предприятий-гигантов и крупнейших национальных книгохранилищ торчала, как гвоздь в глазу, средняя школа № 1 в крохотном российском городке: несколько лет она стабильно выписывала 4 дорогих даже для крупного предприятия журнала.

Но ведь в каждом городе есть своя средняя школа № 1 (а еще есть средние школы № 2, 3, 4 и т.п. - в одной Москве их свыше 2 000, а здесь ведь еще есть институты, техникумы, колледжи)… Но это же означает, что реальная подписка на эти "странные журналы для пытливых умов любого возраста" (с этим подзаголовком на колонтитуле каждой страницы журнал "Компьютеры в учебном процессе" выходит с января 1992 г. и я как сейчас помню его презентацию в декабре 1991 г. на каком-то московском совещании учителей (присутствовал академик Каймин)) может быть поистине безразмерной…

Сначала подумалось - ошибка, но ошибки не было. Потом попытался "рентгенить" ситуацию.

Смотри, сказал себе, у директора этой школы масса проблем: течет крыша, разбито крыльцо, выбиты стекла в нескольких окнах, нет денег на краску и ремонт пола, стен, парт, жуткая инфляция требует увеличения зарплаты учителей и т.п. и т.д. Понятно, сказал себе, что если смотреть на дело таким образом, то никакие дорогие журналы тут даром не нужны… Так на подобную ситуацию смотрит большинство - и они никогда-никогда-никогда не будут подписчиками и читателями этих журналов. И слава Богу!!! Ибо эти журналы - раскаленная плазма для абсолютно других во всем глаз, рук и, конечно же, мозгов! Просто все они (эти журналы), как бы это помягче и менее обидно для кого-то сказать, для другой породы людей (помните, Лермонтов в белокуром с темными усами Печорине увидел другую людскую породу и, кстати, мне в детстве помогла мать, сказавшая, что читать этот чудесный роман надо как пример жизни и выживания другой сверхмалочисленной людской породы в общей океанической толще бесхребетных и безвекторных, слабых умом и духом людей)... К слову, когда закрыл журнал "Секретные рецепты миллионеров", пришлось несколько раз говорить по телефону с подписчицей (некая птицефабрика под Нижним Новогородом; было крупное предприятие, вокруг него построили даже городок, но, теперь узнал, рухнуло, его уже нет) - женщина не могла поверить, что такой журнал можно так просто закрыть: "Помогите, не можем найти ваш журнал в каталогах. Хотим подписаться. Как закрыт? Это невозможно, - раз за разом убежденно твердила она, - понимаете, он нам здесь очень нужен, мы хотим его вновь выписать на очередное полугодие! Не закрывайте его! Других таких журналов просто не существует! И не уговаривайте меня - я не отстану!" Я предлагал ей подписаться на любой другой журнал - они все о главном! - но она и слушать не хотела о другом, прикипела к этому... Одна из мерзких причин этого схлопывания журналов в 1998 г. - присвоение двух полугодовых сумм подписки на все журналы одним из крупных подписных московских агентств (представьте, посреднику по договору полагается 1% от общей суммы подписки, он присваивает все 100% и еще требует от меня, чтобы разослал журналы подписчикам, а сам не переводит на наш счет ни копейки из поступивших подписных сумм). Нагрузки тогда были таковы, что когда появлялся, пошатываясь от усталости и недосыпа, в редакционной комнате, меня все дружно прогоняли досыпать (спасибо им за это!), поэтому, кроме зримого воровства этих господ и нашего вынужденного безденедья была хроническая усталость - сверхусталость! - и мы, увы, неизбежно с 11 названий ежемесячных журналов съехали на 9, а теперь и на 7. По поводу этого воровства несколько лет судился в Арбитражном суде, заплатил, как истец, кучу денег на разбирательства и адвокатов, все время проигрывал и никак не мог понять, что же здесь является неясным для судей: есть подписчики, им нужны мои журналы, они перевели деньги посреднику (каталогу) для меня на изготовление 12 номеров каждого журнала, а посредник мне эти деньги не отдает, а теперь, в условиях дефолта и кризиса 1998 г., за все работы я должен платить вчетверо дороже - как же я могу это сделать, если искусственно лишен своих денег? Мне постоянно казалось, что не повезло с тем или иным туповатым судьей - ведь дело же такое очевидное! И здесь меня ждало некое новое потрясение: пожилая судья Иванова в ходе судебного разбирательства шаг за шагом проследила когда-что-почему-кто-кому-зачем-сколько-суммы-даты-сроки-адреса. Все расставлено по полочкам, обе стороны со всем согласны. Сейчас она примет решение, мы удаляемся. Объявляет решение - я вновь проиграл! Да как же такое может быть? Объясняет: неправильно оформлены договора. Но для того же и суд, чтобы торжествовало справедливое решение! Апелляция - вновь проиграл. Перед нашим слушанием из зала вышла группа судившихся - в коридоре обе стороны начали истерично хохотать. Мое дело слушалось минуту. Проиграл. Казалось бы, наступила моя очередь так же хохотать. Но было не смешно... И за все эти судебные мероприятия я платил и платил все увеличивающиеся суммы. Наконец, подал аппеляцию в надзирающую инстанцию. К тому времени, чтобы сделать ситуацию нагляднее (черт знает, что у этих судей творится в головах?), за свой счет разослал по списку всем подписчикам годовые комплекты журналов (естественно, все счета оплаты, квитанции и т.п. и т.д. приложены). Казалось бы, вот подписчики, вот деньги за подписку, вот журналы уже у подписчиков, нельзя ли изготовителю что-то заплатить вот из этой суммы подписки? Заплатил двум адвокатам запрошенные ими $1,500 за фиговую страничку их невнятного текста - и смотрел спектакль, где сульи ничего не слушали, мило шутили, посмеивались и переговаривались между собой. Решение - проиграл. Больше уже не судился и пришедшее по почте решение так и не читал - так и лежал конверт неоткрытым несколько лет. Так что сейчас вспоминаю те телефонные переговоры с подписчицей из-под Нижнего Новогорода с грустью и щемящей болью. Не помог я ей. Но и мне никто не помог.

Чтобы объяснить этот неочевидный и такой потрясающий факт подписки, нужно было сначала найти другую логику мысли и потом идти с ее помощью совершенно другим путем.

Я размышлял об этом в свое время достаточно долго и интенсивно, и вот некоторые из тех мыслей.

В этой школе есть странная человеческая ЛИЧНОСТЬ (скорее всего, не одна), которая соразмерна этим журналам. Люди их читают, обсуждают, их потрясает то, что они только что узнали, они все понимают и им все чрезвычайно интересно, и они начинают сразу же применять почерпнутые идеи и предложенные жизненные примеры. И это применение сразу же дает желанный результат! И через месяц с этими журналами приходит новая порция информации, которая, как они чувствуют, предназначена именно для них. Они всегда хотели именно такую информацию, но ее раньше не было, а теперь она есть, и в их жизни появляются иные - желанные! - краски и иные результаты. Тут нужно сказать несколько поясняющих слов. Жизнь недавно круто развернула и заставила выполнить огромный массив другой работы. Как будто на самолете улетел в далекие-далекие края… Но наступил срок сдачи журналов в типографию и мне нужно было их все прочесть за несколько дней и ночей. Это были 10-е номера всех семи журналов 2008 г. Я испытал культурный, научный, экономический, социальный, художественный и личностный шок. Более сильного чтения просто не существует! Ослепительные авторы и составители! Прошло два месяца, но я все еще под сильнейшим впечатлением того чтения. Это чтение перелопачивает тебя, заряжает неведомой ранее энергией и дает совершенно иной взгляд на многие события. Все эти идеи - в наших журналах - как сокровища в сундуках из пещеры Алладдина. Читай, бери, пользуйся!

Итак, есть люди в средней школе № 1 этого крохотного городка, которые каким-то образом узнали о существовании этих журналов, они их выписали, почитали, изумились, сказали себе: "Это - оно!" Шаг важный, но недостаточный, чтобы несколько лет выписывать эти журналы. Они реально дороги. А денег у них нет. И в этот момент я понял, что эти люди не тратят на мои журналы ни копейки! Как только я это понял, вся недельная головоломка сложилась раз и навсегда. Оказывается, эта школа за долгие годы своего существования вырастила одну-две-три крупные начальствующие личности, с которыми не рвет связь и которым изредка говорит о своих проблемах. И скорее всего, пишет им раз в полугодие некое письмо: "Глубокоуважаемый … Просим в порядке шефской помощи подписать нашу школьную библиотеку на очень нужный в учебной работе журнал "…" на первое полугодие 2009 г. В просьбе просим не отказать. И пять женских подписей…" Скорее всего, размышлял я, они знают правило: "Не грузи всю поклажу на одного осла" и обращаются с такой просьбой (подписка на один журнал) четырьмя письмами в четыре разных адреса. Бывшие ученики помогают - и думающие люди в школе с восторгом из года в год читают журнал, который всем остальным будет никогда-никогда-никогда не ведом.

Когда я это понял, то повесил текст подобного письма на сайте, чтобы и другие школы бесплатно для себя получали эти журналы. Но, кажется, на него работники школьных библиотек не обращают внимания. Эти странные журналы требуют соразмерных активных личностей, а тем, кто пассивен от рождения, кому на роду написано иметь в качестве месячной зарплаты рисовое зернышко, кто винит в личных бедах страну, президента, мэра, своего директора, соседа, родителей, жену, детей - тому наши журналы до лампочки…

Кто-то, внимательно прочитавший этот текст, мне возразит - не обязательно источником подписки должен быть бывший ученик, скажем, Чубайс или Абрамович, члены родительского комитета, если поставят перед собой такую задачу, тоже могут выписать для школы эти журналы. Я согласен. Более того, думаю, что думающий человек в любом районе может для средней школы № от 1 до 2000 найти источник финансирования подписки. Было бы желание читать и применять на практике эти идеи, было бы реальное желание учить детей замечательным, взятым из жизни и для жизни вещам.

И еще чуточку внимания. Редакцию часто приглашают на корпоративные вечеринки в разные рестораны. Эти вечера проводятся с колоссальгым русским размахом: поющие и танцующие дорогие звезды и ведущие, драгоценные вина и коньяки, дорогие вкуснейшие закуски (в отеле Метрополь наш составитель, доктор наук, так мощно надегустировался коньяком "Хенесси", что выдал у стола, за которым мы сидели, получасовой танец с коленцами и высоченными подпрыгиваниями, а утром с первыми петухами вновь примчался в этот ресторан - во время прыжков ночью уронил под стол паспорт, пенсионное удостоверение и другие важные вузовские документы; слава Богу, все нашлось и ему все отдали)… Наблюдая за руководителями этих грандиозных празднеств, всегда мимоходом отмечал - этот дорогой звукоряд - для ушей и амбиции, эти дорогие напитки и еда - для рта и амбиции, на выходе "Мерседес" - для зада и амбиции, о существовании наших журналов он даже не подозревает. Но, не исключено, в его организации уже совершает свой карьерный рост личность, которая рискнет выписать и почитать наши тексты. Значит, впереди нас ждет не одна такая встреча. Нужная и своевременная информация может удесятерить ваши возможности - для этого для вас работают замечательные специалисты".



Флоренция. Дворец Питти. Микельанджело. Мальчик-резчик.
Фото А.Н.Кривомазова, июль 2007 г. (Фотоотчет о Флоренции см. 1, 2, 3, 4).



Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Почта