Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/40746







Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)


Е.М.Петрушанская и И.А.Бродский 21 марта 1995 г., Флоренция (см. на сайте 1, 2, 3).
Источник: Е.Петрушанская. Музыкальный мир Иосифа Бродского. С-Пб.: журнал "Звезда", 2007.



Несколько видов Флоренции...

















Источник: http://www.unisi.it/semicerchio/numeri/testisc_28/Loseff.pdf




Достопримечательности Флоренции

Флоренция (Тоскана) - первая столица искусств в Европе, полна картин, фресок и скульптур, созданных в период величайшего культурного расцвета, который когда-либо знало человечество. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Боккаччо, Галилей, Джотто - все они из Флоренции. Отсюда берет начало могущественная династия Медичи.

На малом пространстве Флоренции расположено так много уникальных произведений искусства, как нигде в мире. Исторический центр Флоренции более всего похож на гигантский музей, устроенный прямо под открытым небом, здесь наслаждаются атмосферой изящества и красоты... Согласно легенде, в 59 г. до н.э. Юлий Цезарь заложил фундамент небольшого городка, который в дальнейшем назвали Фиоренца, т.е. "город цветов" (от слова fiore - цвет).

Достопримечательности Флоренции 

Флоренция славится не только буйством красок, но и главной своей достопримечательностью - зданием величественного Кафедрального собора, который возвышается на Соборной площади (Пьяцца Дуомо) в самом центре древнего города и является религиозным центром Флоренции. В 1269 г. Арнольфо ди Камбио заложил фундамент этого собора, который посвящен покровительнице Флоренции - Святой Марии дель Фьоре. Собор Санта Мария дель Фьоре - изумительный архитектурный шедевр, богато украшенный произведениями великих итальянских художников. Сооружение собора началось в 1296 г. по проекту Арнольфо ди Камбио на месте старой церкви Санта Репарата, полностью снесенной в 1375 г. Строительством руководили такие мастера, как Джотто, Андреа Пизано и Франческо Таленти. Всемирно известный сегодня купол начали строить лишь в 1420 г., когда в конкурсе на лучший проект победителем был признан Брунеллески. Сооружение величественного купола заняло 14 лет и было завершено в 1434 г., и только два года спустя собор был освящен. Фонарь, также спроектированный Брунеллески, имеет форму небольшого храма. Вместе с ним общая высота купола составляет 107 м. Работы по установке увенчанного позолоченным шаром фонаря начались в 1445 г. и были завершены в 1461 г.

У изумительной красоты фасада собора также своя история. Фасад, предусмотренный в проекте Арнольфо ди Камбио, так и не был выполнен до конца и в 1587 г. был разрушен. В 1871 г. был одобрен новый проект архитектора Эмилио де Фабриса, завершившего работы в 1887 г. И все же фасад, который мы видим сегодня, значительно отличается от предыдущих вариантов. Он выдержан в стиле флорентийской готики и был выполнен в XIX в. с применением разноцветного мрамора: белый мрамор был доставлен из карьеров Каррары, зеленый - из Прато, а розовый - из Мареммы. Фасад поражает богатством отделки. Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из жизни Св. Марии, а в люнетах слева направо - Милосердие, Мадонна с покровителями города и Вера. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Интерьер собора также выполнен по архитектурным канонам итальянской готики. По своим размерам (длина - 153 м; ширина в районе нефов - 38 м, а в районе трансепта - 90 м) собор занимает четвертое место в мире. 


Здесь же стоит посетить Музей произведений искусства собора Санта Мария Дель Фьоре. Среди множества собранных в музее произведений итальянских мастеров наибольшее внимание посетителей обычно привлекает "Пьета" Микеланджело. Эта скульптурная группа, являющаяся примером стиля "грубой лепки" ("non-finito" - "незаконченное"), была выполнена Микеланджело между 1550 и 1553 г.г. и предназначалась для его капеллы в римской базилике Санта Мария Маджоре. Скульптура примечательна еще и тем, что в ее центральной фигуре Микеланджело изобразил себя.

Баптистерий - это самое древнее из существующих зданий Флоренции. Его полное название - Баптистерий св. Иоанна Крестителя (Сан Джованни Батиста). Первые упоминания о Баптистерии св. Иоанна и кафедральном соборе относятся к V в., хотя точная дата постройки неизвестна. Одним из главных украшений Баптистерия являются двери. Южные двери - работы Андреа Пизано (1330), на которых расположено 28 рельефов, изображающих житие Иоанна Крестителя. Северные двери были выполнены Лоренцо Гиберти в период с 1403 по 1424 г.г. после победы в конкурсе с Брунеллески. 28 рельефов этих дверей представляют эпизоды их жизни Христа.

Восточные двери - знаменитые "Врата Рая" - также были выполнены Лоренцо Гиберти с 1425 по 1452 г.г. На этих дверях автор поместил 10 сложных позолоченных рельефов со сценами из Ветхого завета и с большим количеством персонажей. Внутри Баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами. В центре прекрасного мраморного пола находится Крестильный источник, о котором упоминал в своей "Божественной комедии" Данте, но он был разрушен в XVI в. по приказу великого герцога Франческо I. Сохранился Крестильный источник работы мастеров Пизанской школы XIV в., он расположен у стены. Кроме него, украшением внутреннего убранства служат два римских саркофага, алтарь XIII в. и великолепная деревянная статуя Магдалины работы Донателло (1435-55). Купол здания украшен мозаиками, выполненными местными и венецианскими мастерами.

Церковь Санта Кроче - уникальный памятник, представляющий огромную историческую ценность не только благодаря чистоте выражения готического стиля, но также и из-за богатства хранящихся в ней произведений искусства. Создание базилики Санта Кроче (Св. Креста), одной из самых больших церквей Флоренции, приписывается гениальному мастеру Арнольфо ди Камбио, начавшему работать над ней с 1294 г. Работы продолжались до второй половины XIV в., но освящена она была только в 1443 г. Фасад с его тремя порталами, выполненный по проекту Н. Матаса, относится к XIX в. Колокольня, датируемая тем же периодом (1847 г.), была построена по проекту архитектора Дж. Баккани. Вдоль левой стороны базилики идет портик из легких, почти воздушных арок, где находится гробница Франческо Пацци XIV в. С правой стороны базилики лежит Монастырь, на территории которого в глубине расположены Капелла дей Пацци и Музей произведений искусства Санта Кроче. Величественный интерьер состоит из трех нефов. Центральный неф отделен от боковых стройными пилонами восьмиугольного сечения, от которых устремляются вверх, как струи фонтана, остроконечные арки с двойным обрамлением. Красота церкви несколько пострадала от перепланировки, предпринятой в XVI в. Церковь имеет перекрытие стропильного типа, в полустаринные надгробные плиты по всему пространству нефов. В трансептах находится несколько капелл, среди которых - Капелла Маджоре с фреской Аньоло Гадди Легенда о Святом Кресте (1380 г.). В алтаре - полиптих Джерини с изображением Мадонны со Святыми, а вверху - Распятие школы Джотто. Не может не вызвать восхищения витраж (с внутренней стороны фасада) Снятие с Креста, выполненный по картонам Лоренцо Гиберти. Внизу, справа - надгробный памятник Джино Каппони (1876 г.), а слева - Дж. Б. Никколини (1883 г.). В центральном нефе установлена прекрасная мраморная кафедра работы Бенедетто да Майано (1472-1476 г.г.). В правом нефе в первом алтаре - Распятие Санти ди Тито (1579 г.). На первом пилоне - знаменитый барельеф скульптора Антонио Росселлино с изображением Кормящей Мадонны (1478 г.). Витражные окна датируются XIV веком. Наиболее известные надгробные памятники расположены вдоль стен правого нефа. К ним относятся: памятник Микеланджело работы Вазари (1579 г.), памятник Данте Алигьери скульптора Риччи (1829 г.), памятник Альфьери работы Кановы (1803 г.), памятник Макьявелли работы Спинацци (1787 г.). Фрагменты фрески Орканьи можно видеть за четвертым алтарем, вызывает восхищение прекрасная фреска Доменико Венециано "Св. Иоанн Креститель и Св. Франциск" 1450 г. Прекрасен алтарный образ, выполненный Джованни дель Бьондо (1379 г.). В глубине находится Капелла Медичи, созданная специально по заказу Козимо Старшего архитектором Микелоццо. Здесь следует обратить внимание на барельеф, выполненный в манере Донателло, и на работы Делла Роббиа. В центральной части трансепта открываются капеллы, хранящие бесценные произведения искусства. Среди них - Капелла Веллути с фреской, возможно Чимабуэ, на сюжеты из Жизни Св. Михайла Архангела, Капелла Перуцци и Капелла Барди с фресками Джотто на сюжеты из Жизни Св. Иоанна Евангелиста (1320 г.) и из Жизни Св. Франциска (1318 г.), Капелла Тосиньи с фреской Джотто Вознесение, Капелла Пульчи с фресками Бернардо Дадди. В левом нефе следует отметить гробницу Марсуппини работы Дезидерио да Сеттиньяно.  

В зоне исторического центра можно видеть типичные маленькие улицы, вдоль которых тянутся роскошные дворцы, классические примеры средневековой архитектуры, которая сделала Флоренцию знаменитой. Названия этих улиц иногда связаны с разными историческими и драматическими эпизодами. Например, название Де Нери улица носит благодаря знаменитой семье Нери, которая во время правления Медичи там жила. Некий Франческо Нери спас Лоренцо Маньифико от покушения, и защищал Лоренцо от кинжалов врагов своим телом, преданно жертвуя за него своей жизнью. Во Флоренции есть русская церковь, фасад которой очень похож на Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Находится она на берегу верхнего притока реки Арно, справа от крепости Бассо (Fortezza da Basso).

Площадь Синьории, одна из красивейших площадей города, - это политический центр Флоренции. Эту роль площадь выполняет, начиная со средних веков и до наших дней. Свое название площадь получила в честь Дворца Синьории (Палаццо дель Синьория, позднее - Палаццо Веккьо).

В центре площади расположились Фонтан Нептуна работы Амманнати и конная статуя Козимо I Медичи работы Джанболоньи. Рядом круглая мраморная доска на земле отмечает то место, где 23 мая 1498 г. был сожжен на костре Савонарола. Площадь Синьории окружает ряд зданий, построенных в XIV - XVI в.в. Среди них можно отметить Торговый Суд (1359) и Палаццо Угуччони, фасад которого считается спроектированным Рафаэлем. В соседнем здании находится коллекция Альберто делла Раджоне. В 21 зале дворца хранится около 250 работ современных итальянских художников. В 1970 г. коллекция была передана в дар городу. В процессе проведения на площади реставрационных работ в 1980 г. были найдены фундаменты античных домов. Когда ученые археологи раскопали многочисленные культурные наслоения, то под остатками строений, относящихся к римскому периоду, удалось найти следы поселения каменного века. А это означает, что люди на берегах реки Арно селились задолго до римлян. Много интересных открытий скрывалось под средневековыми домами. Удалось найти несколько термальных бассейнов и даже мастерскую пошива одежды. Это открытие подтверждает, что задолго до экономического взрыва в XII - XIII в.в, обогатившего "город цветка" и позволившего вкладывать громадные деньги в развитие искусства, ремесла играли важную роль в истории и экономике Флоренции.

На площади Синьории находится величественный замок Палаццо Веккьо, перед которым находится ряд скульптур, в том числе знаменитая копия Давида работы Микеланджело. Палаццо Веккьо означает "Старый Дворец". Дворец получил это название для отличия от "нового" дворца Палаццо Питти, в который семья Медичи переместилась, прожив несколько лет в старом. Автором Палаццо Веккьо (Старого Дворца), известного также как Палаццо делла Синьория, считается Арнольфо ди Камбио. Палаццо выходит на площадь Синьории и располагается рядом с Лоджией деи Ланци. Палаццо Веккьо в сегодняшнем его виде представляет собой результат нескольких строительных этапов, совершавшихся в период XIII - XVI в.в. Первый этап - само строительство изначального здания Арнольфо ди Камбио, которое было начато в 1299 г. Начиная со времени своей постройки дворец служил резиденцией для Приоров Гильдий Флоренции, таким образом, играя роль резиденции городских властей. В 1343 г. Палаццо был расширен для Герцога Афинского. Еще одна реконструкция дворца была произведена в 1495 г. мастером Симоне дель Поллайоло по прозвищу "Кронака". Следующая реконструкция произошла в 1511 г. Интерьер здания был значительно изменен архитектором Вазари в 1540 - 43 г.г. Это было предпринято для Козимо I Медичи, который вскоре переехал в Палаццо со всей семьей. Реконструкция ставила своей целью приспособить дворец для новой роли - места заседания правительства и резиденции правящей семьи.

Позже преобразования внутри здания произвел также Буонталенти в 1588 - 92 г.г. Все произведенные перестройки значительно изменили внутреннюю и заднюю часть дворца, оставив в изначальном виде массивный фасад, состоящий из крупных блоков, и асимметрично расположенную сторожевую башню, возвышающуюся над площадью Синьории на высоту 94 м. С переездом в Палаццо семьи Медичи дворец еще более укрепил свое положение как главного общественного здания Флоренции. Значение Палаццо как политического центра города начиная с 1565 г. и в течение последующих трех столетий постепенно уменьшалось, эту роль взяли на себя Уффици и Палаццо Питти, куда переехали правители Флоренции Медичи. Только во второй половине XIX в., когда на какое-то время Флоренция стала столицей Италии (1865 - 1871), Палаццо Веккио снова выходит на первый план: в нем заседает итальянское правительство и Палата Депутатов (Сенат находился в соседнем здании Уффици, которое было связано с Палаццо Веккьо специальным мостиком - коридором через Виа делла Нинна).

Кроме того, Палаццо Веккьо представляет собой музей. Посетители могут увидеть Зал Пятисот (Salone dei Cinquecento), маленький кабинет Франческо I и четыре исторических помещения: Комнаты Элементов (Quartiere degli Elementi), Комнаты Элеоноры Толедской, Резиденция Приоров, Комнаты Лео X, где сейчас расположены приемные мэра. Зал Двухсот используется для заседаний Городского Совета и закрыт для публики. Визит начинается с элегантного внутреннего двора Палаццо, построенного во второй половине XV века, с бело-золотой лепниной и фресками XVI века. Из него Вы попадаете в старинный Арсенал, где в настоящее время часто устраиваются выставки.

Картинная галерея Палаццо Питти, или, как ее официально называют, "Палатинская галерея" (Galleria Palatina), не может соперничать с крупнейшими музеями мира ни обширностью, ни полнотой своих коллекций. Дворец был построен банкиром Лукой Питти в XV в. После того, как Питти разорился, здание стало принадлежать семейству Медичи. Они усовершенствовали дворец, здесь они хранили свою коллекцию произведений искусства эпохи Барокко и Возрождения (это коллекция сейчас выставлена в галерее Palatina). Во дворце находятся такие музеи, как Музей Современного Искусства, Музей Серебра, Музей карет и Галерея Одежды. Вдоль дворца протянулись сады Боболи. Они были разбиты по заказу семьи Медичи в 1500 г. Во дворце находятся очаровательные памятники, такие как амфитеатр, Grotta del Buontalenti и небольшой остров со статутями, изображающими народные танцы.

Лоджия Ланци - поразительной красоты сооружение, обращенное к площади Синьории и являющееся ярким примером архитектуры поздней готики, имеет несколько имен. Считается, что свое название она получила в память о ландскнехтах - наемных солдатах, охранявших великого герцога Козимо I. Лоджия также носит имя Синьории, поскольку она предназначалась для торжественных заседаний Синьории. И, наконец, ее третье имя – Лоджия Орканьи, обусловлено тем, что Орканьи предположительно являлся автором проекта лоджии. Лоджия Ланци была построена архитекторами Бенчи ди Чионе и Симоне Таленти в период между 1376 и 1382 г.г. Расположенные в лоджии скульптуры поражают своей красотой. Среди них "Персей" Челлини (1553 г.), "Похищение сабинянок" Джамболоньи (1583 г.), древнегреческая скульптура "Аякс с телом Патрокла", "Похищение Поликсены" скульптора Пио Феди (1866 г.). "Похищение сабинянок» Джамболоньи. В центре лоджии – скульптурная группа "Геркулес и Кентавр", также выполненная Джамболоньи в 1559 г. У задней стены лоджии расположены шесть античных женских статуй.

Галерея Уффицы - по праву входит в число самых знаменитых и богатых сокровищниц мирового изобразительного искусства благодаря своей уникальной экспозиции различных итальянских школ живописи, прежде всего, флорентийской и венецианской. Кроме того, галерея содержит бесценные экспонаты античной скульптуры и мозаики. У истоков создания галереи, автором проекта которой является Джорджо Вазари, начавший строительство здания в 1560 г., стояла семья Медичи, чей вклад в развитие Флоренции как мирового центра искусства поистине неоценим. Однако из сугубо административного здания, каковым оно было задумано Вазари и что дало галерее ее нынешнее название (ufficl), стараниями Медичи Уффици превратилось в богатейшую коллекцию произведений искусства. C 1737 г. музей стал достоянием народа, после того как Анна Мария Людовика - последняя представительница семьи Медичи - передала его в дар городу. Уффици - самое обширное собрание живописи в Италии. Здесь имеются картины Чимабуэ, Джотто, Симоне Мартини, Рафаэля, Пьеро делла Франческа, Дуччо, Ботичелли, Микельанджело, Мантеньи, Тициана и многих других. Представлены также произведения известных иностранных художников. Среди шедевров галереи Уффици - "Благовещение" Леонардо да Винчи, "Поклонение пастухов" Лоренцо ди Креди, "Портреты герцога и герцогини Урбинских» Пьеро делла Франческа, "Мадонна с младенцем и Святыми" Гирландайо, "Мадонна во славе (Магнификат)" и "Весна" кисти Боттичелли.

Галерея Академии хранит богатейшую коллекцию скульптурных работ Микеланджело. В зале, ведущем к Трибуне, стены которого украшены гобеленами, находится "Пьета Палестрина", незавершенная статуя Святого Матфея, предназначавшаяся для флорентийского собора и статуи четырех Рабов для первого варианта гробницы Юлия II в старом соборе Святого Петра в Риме. Эти статуи остались также незавершенными - они как бы стремятся вырваться из жестких оков камня. В центре просторной Трибуны помещена статуя Давида, которая была заказана скульптору, чтобы заменить Юдифь Донателло на балюстраде Дворца приоров. В этом же зале представлена живопись тосканской школы XIII - XIV в.в. Справа от Трибуны находятся три небольших зала с многочисленными табернаклями, приписываемыми Бернардо Дадди, и прекрасная "Пьета" Джованни да Милано. В трех небольших залах, расположенных слева, выставлены произведения известных мастеров XIV в., в числе которых полиптих Андреа Орканьи и две серии панно со сценами из Жизни Христа и сценами из Жизни Святого Франциска работы Таддео Гадди. Слева от Трибуны находится большой зал, где собраны произведения флорентийского Кватроченто. Это Благовещение Лоренцо Монако, Святой Иоанн Креститель и Мария Магдалина Филиппино Липпи, Мадонна с гранатом, исполнение которой не уточнено, и передняя часть ларя "Бракосочетание Адимари" неизвестного автора XV в.

Флоренцию невозможно представить без реки Арно, которую изображали на своих полотнах практически все великие флорентийские живописцы. В настоящее время во Флоренции насчитывается десять мостов через реку Арно, четыре из которых были сооружены после 1957 г. И все же среди флорентийских мостов выделяется один - это Понте Веккьо (Старый мост), одна из наиболее известных достопримечательностей древнего города. Мост оправдывает свое название, поскольку он не только был построен раньше других, но и потому, что он был единственным мостом, который не был реконструирован после Второй мировой войны. Существует и еще одна уникальная особенность Понте Веккио. Он находится на том самом месте, где были построены три предшествующих моста: мост древнеримской эпохи; мост, обрушившийся в 1117 г., и мост, снесенный во время наводнения 1333 г. Понте Веккио дошел до наших дней практически в том же виде, в каком он был построен в 1345 г. архитектором Нери ди Фьораванте. Три арки моста вмещают и многочисленные помещения, в которых ранее находились мясные лавки, а начиная с XVI в. – магазины ювелирных изделий и открытую площадку в центре моста, с которой открывается великолепный вид по обе стороны. В верхней части моста на всем его протяжении расположен Коридор Вазари, созданный великим архитектором для Козимо I, который мог по этому коридору проходить из Палаццо Веккьо во Дворец Питти на другой стороне реки Арно.  

Флоренция, чей городской облик мало изменился с течением веков, заворожит Вас великолепием своих дворцов и церквей, тишиной узких средневековых улочек и неспешным течением реки Арно. Одним словом, Флоренция - это еще один "вечный город", посетить который нужно обязательно!





Источник: http://www.uadream.com/tourism/europe/Italy/element.php?ID=27803




Рифмы и гармонии

В Москве выступила Елизавета Лионская Ирина Муравьева "Российская газета" - Федеральный выпуск №4294 от 14 февраля 2007 г.
Два концерта выдающейся пианистки состоялись в Москве по приглашению Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра им. Чайковского.

Елизавета Лионская.Елизавета Лионская приняла участие в монографическом цикле БСО "Любите ли вы Брамса?" и параллельно дала сольный клавирабенд с программой Шуберта. Предыдущий визит пианистки два года назад был связан с выступлением в память Мастера - Святослава Рихтера, избравшего когда-то юную Лионскую для дуэтной игры. В ее судьбе было много феноменального: детство вундеркинда в Тбилиси, ранние победы на крупнейших конкурсах Европы - в Бухаресте, Париже, Брюсселе, романтически-виртуозная, "листовская" выучка в консерваторском классе Якова Мильштейна (Мильштейн был учеником Игумнова, а тот - Листа), успешная карьера на Западе, дружба со Святославом Рихтером, загадочные посвящения Иосифа Бродского. Ее теперь часто спрашивают об этом, но она не стремится вытягивать из своей жизни сенсации, наоборот, избегает контактов со СМИ. Тем неожиданнее было согласие Елизаветы Лионской дать интервью для "Российской газеты".

Российская газета:Вы уехали из СССР почти тридцать лет назад. Как состоялось ваше "возвращение" в Россию?

Елизавета Лионская: Меня пригласил Святослав Рихтер на свой фестиваль "Декабрьские вечера". Это было в 1991 году, а спустя два года я снова приехала по его приглашению: мы играли в зале Чайковского сонаты Моцарта и Грига в четыре руки - давний проект, который начинали готовить еще до моего отъезда. Дальше уже стали складываться замечательные отношения с Большим симфоническим оркестром и Владимиром Федосеевым, с которыми мы много выступали и в Вене, и в Москве. Несколько лет назад я сыграла здесь и с Российским национальным оркестром под руководством Михаила Плетнева.

РГ: А при каких обстоятельствах началось ваше сотрудничество с Рихтером?

Лионская: Сейчас мне кажется, что я попала к нему не по своим заслугам. Это было в конце 60-х годов: я была тогда замужем за Олегом Каганом и в качестве его жены получила право приходить к Рихтеру домой. Он попросил Олега помочь ему в подготовке программ для дуэта с Давидом Ойстрахом, и они часами репетировали сонаты Прокофьева, Бартока, Франка. С сонатой Франка потом был связан шокирующий инцидент: во время концерта Рихтера и Ойстраха в Лондоне, когда звучала эта соната, какой-то человек в знак протеста против советского режима выскочил с банкой краски на сцену. Ойстрах страшно испугался и остановился.

РГ: Подобная история произошла с Владимиром Спиваковым в Америке: на концерте в Карнеги-холл в него бросили двухкилограммовую банку с краской и взрывным устройством.

Лионская: Да, это были напряженные времена: шпионские скандалы, запреты на выступления за рубежом, опалы. Как-то отменили даже турне Рихтера с Ойстрахом по Великобритании. Сейчас все это забывается, и правильно. Потому что все это глупость. А вот общение с Рихтером остается на всю жизнь.

Святослав Рихтер

РГ: На чем мог строиться контакт начинающего музыканта с Рихтером?

Лионская: Естественно, у меня были сложные чувства: немыслимое счастье, что повезло быть рядом с таким артистом, и одновременно - страх. Я ведь тогда была всего лишь способной девочкой, не имеющей ни жизненного, ни музыкального опыта. Когда я разошлась с Каганом и у меня умерли родители, Святослав Теофилович понял, что я совершенно одинока и стал постоянно звать меня к себе. Я занималась у него дома, аккомпанировала, мы вместе отвечали на письма. Его излучение, энергия были немыслимыми. Кто слышал его игру, знает, что даже в зале на большом расстоянии невозможно было двинуться или вздохнуть, когда он играл финал Восьмой сонаты Прокофьева или вторую часть Сонаты до минор (N32) Бетховена. От общения с ним, даже просто приближения, возникало ощущение ясности и света. При этом Рихтер был невероятно прост. Он не говорил много слов. Он мог сказать мне только: "Тише, еще тише". И возникала задача, потому что сыграть тише было очень трудно. Как-то на репетиции в зале Чайковского я оживленно играла пассаж, а он мне говорит: "Лизочка, ну что вы так играете?" Я спрашиваю: "Как?" - "Предприимчиво". Я оторопела, но все поняла. Мы начинали наш дуэт с Анданте Шумана для двух фортепиано. Выступали в Суздале, во Владимире, в Москве в Пушкинском музее (тогда еще не было "Декабрьских вечеров"). А в 1978-м году решили готовить сонаты Моцарта в четыре руки. Музей изобразительных искусств уже отпечатал программку, но тут мне пришла выездная виза, и к Моцарту мы вернулись только в 90-е годы.

РГ: Ваш контакт с Рихтером прервался после того, как вы уехали в Вену?

Лионская: Нет, хотя мы и не выступали вместе, но в Вене он останавливался у меня, занимался. Даже мой дебют на Зальцбургском фестивале в 1979 году связан с его именем. Я приехала туда на мастер-класс. В это время Святослав Теофилович отменил там свой концерт, и в афишу поставили меня. Это в духе Зальцбурга: там всегда интересуются новыми именами, стараются дать музыкантам шанс. Сожалею об одном: что не смогла проститься с Рихтером. Когда он скончался, я выступала в Голландии на фестивале и мне не удалось уговорить организаторов отпустить меня. В те часы, когда Святослава Теофиловича хоронили в Москве, я играла на концерте До-минорную сонату Шуберта. Я сказала об этом публике. Все встали.

Заповедь свободы

РГ: Вы были среди первых музыкантов, уехавших из СССР на Запад. Как вы адаптировались к условиям музыкального рынка, к контрактной системе?

Лионская: Возможно, я была одна из первых, но очень недолго: вслед за мной приехал Олег Майзенберг, потом - пианистка Наталья Кушнер, дирижер Лев Маркиз. Кирилл Кондрашин уже был в Амстердаме, Рудольф Баршай - в Израиле. Гидон Кремер давно работал на Западе. На первых порах мне очень помог тогдашний директор венского Концерт-хауза: он написал мне рекомендации.

РГ: В те годы музыканты, приезжавшие на Запад из СССР, выделялись особой "русской школой" игры и яркой индивидуальностью. Сейчас этот миф перестал быть актуальным?

Лионская: Это не миф. Говорить об уровне виртуозности наших музыкантов и сейчас нет смысла, потому что эта планка у нас всегда была и осталась очень высокой. Но парадокс заключается в том, что исполнители из СССР отличались от других, включая нынешнее новое поколение, своей философией свободы! Представляете, мы жили в несвободной стране, но были свободны внутри. Это то, чего я не могу сказать о западных исполнителях. Даже неважно, от чего они зависят: от традиций или от других установок, но они не свободны. Мне понадобилось время, чтобы осознать это.

РГ: Уже в московский период вы играли много венцев - Моцарта, Брамса, Шуберта. Как менялись ваши интерпретации со временем?

Лионская: Это вопрос общий для культуры. Неуловимо со временем изменяется все: стиль, речь, даже ритм. Город, атмосфера тоже влияют на характер исполнения. Как сказал Иосиф Бродский в нобелевской речи: "Я стараюсь все, что есть в моих ресурсах, употреблять в моей работе".

"Багатели" для Лизы

РГ: Может, вы, наконец, приоткроете тайну посвящений вам стихов Бродского: "Багателей" и "Рождественского стихотворения"?

Лионская: Меня об этом спрашивают, но никакой предыстории я рассказать не могу. Бродский посвятил мне "Багатели", когда мы еще не были знакомы. Он написал стихи, где был мотив: "От земли отплывает фоно в самодельную бурю, подняв полированный парус". Моя парижская подруга Вероника Шильц, переводчик и археолог, давняя знакомая Бродского, сказала ему: "Посвяти это стихотворение Лизке". Он взял и посвятил. А познакомились мы уже спустя полгода в Нью-Йорке. Привел меня к нему недавно скончавшийся филолог Александр Сумеркин, друг и помощник Бродского. Помню, что самое острое чувство, которое возникало рядом с ним, - это то, что он - гений. При этом он был теплейший, дружелюбный человек, от него, как от печки, шло душевное тепло. Мы редко виделись, но, смею думать, дружили. И когда на похоронах Иосифа некоторые стали меня оценивающе рассматривать, считая, что я одна из девушек, которых он, по собственному выражению, "пас", это было абсурдно. "Рождественское стихотворение" он посвятил мне тоже случайно. Я играла концерт в Нью-Йорке, потом уехала в другой город и вновь должна была вернуться в Нью-Йорк, чтобы сыграть в дешевой серии People s Symphony Conzerts для пожилых эмигрантов. В день концерта, когда я еще была в другом городе, случился инцидент: я неудачно упала и порвала связку ноги. Кое-как добралась на поезде до Нью-Йорка, позвонила Саше Сумеркину, и мы поехали в больницу. Нога моя распухла до невероятных размеров, поэтому в больнице мне выдали какой-то деревянный туфель. В таком виде я явилась на концерт и нажимала деревяшкой педаль. На концерт пришел Иосиф. Потом мы вместе праздновали, а утром он написал стихотворение. Сумеркин говорит ему: "Посвяти его Лизке, смотри, какая она несчастная!". Бродский тут же подписал мне листочек. Когда уже прощались, он весело сказал мне: "Ну, Лизка, что сказать вам про концерт? Артрит!" Потому что публика на концерте была соответствующая, да еще и я в деревянной туфле!

День и вечность Бродского

РГ: Вы говорили с Бродским о музыке, о его пристрастии к Перселлу, Гайдну?

Лионская: Для него вообще существовала только классическая музыка: Гайдн, Моцарт. Я понимаю это, потому что классика представляет собой совершенно другое движение мысли, другую организацию. Для Бродского важна была стройность формы, пульсация музыки. Это напоминает мне ощущение Рихтера от Баха, который, играя прелюдии и фуги из "Хорошо темперированного клавира" говорил: "Может быть, поможет!" Я тогда не понимала: "В чем?". Сейчас поняла.

РГ: Вы с Сумеркиным оказались в гостях у Бродского в последний вечер его жизни.

Лионская: Я не ощущала тогда, что это будет последний вечер. В тот день я играла концерты Чайковского в Нью-Йорке (это был дневной концерт). Жена Бродского Мария говорит ему: "Лиза сегодня играет Чайковского". Он поддразнил - Чайковского, Чайковского! Не любил он Чайковского, потому что не чувствовал близкого пульса в его музыке. После концерта мы пришли к ним, Мария все чудно приготовила, накрыла стол. А Иосиф меня спрашивает: "Лизка, есть у вас эта книжка?" - "Нет", - говорю. "Ну, хорошо!" Стал грызть карандаш за нашей спиной, что-то мычал-мычал и написал: "Стихи дарю Елизавете, прошу почтить меня за эти - стихи! Как я, в душе рыча, Петра почтил бы Ильича". Вечер был замечательный. Это была пятница, в субботу у меня был концерт, а в воскресенье Бродский должен был уезжать в Массачусетс преподавать. Я зашла к Сумеркину в субботу днем, а он встречает меня на площадке и говорит: "Иосиф скончался". Ужас! Мы поехали к нему. Квартира была в два этажа, и в кабинет к Иосифу вела лестница. Мы поднялись, и я увидела его мертвое, одутловатое лицо. Он, видимо, когда ночью хотел выбежать из кабинета, упал и долго пролежал лицом вниз.

РГ: Бродский как-то сказал, что изгнание - естественная судьба для поэта, потому что состояние изгнанничества концентрирует его на собственном языке.

Лионская: Для музыкантов скорее наоборот: важно ощущать другую культуру. Бетховен, Брамс, Шуберт, Моцарт - это музыка не просто другой эпохи, но и иной культуры. Поэтому, чтобы понять Моцарта, нужно хоть на мгновение оказаться в Вене.




Источник: http://www.rg.ru/2007/02/14/lionskaya.html





И.Бродский
 
 
 BAGATELLE                                                     И всегда за спиной, как отбросив костяшки, рука
                                                               то ли машет вослед, в направленьи растраченных денег,
                          Елизавете Лионской                   то ли вслух громоздит зашвырнувшую вас в облака
                I                                              из-под пальцев аккордом бренчащую сумму ступенек.

Помрачненье июльских бульваров, когда, точно деньги во         Но чем ближе к звезде, тем все меньше перил; у квартир -
                                                   сне,        вид неправильных туч, зараженных квадратностью, тюлем,
пропадают из глаз, возмущенно шурша, миллиарды,                и версте, чью спираль граммофон до конца раскрутил,
и, как сдача, звезда дребезжит, серебрясь в желтизне           лучше броситься под ноги взапуски замершим стульям.
не от мира сего замусоленной ласточкой карты.
                                                                                    III
Вечер липнет к лопаткам, грызя на ходу козинак,
сокращает красавиц до профилей в ихних камеях;                 Разрастаясь, как мысль облаков о себе в синеве,
от великой любви остается лишь равенства знак                  время жизни, стремясь отделиться от времени смерти,
костенеть в перекладинах голых садовых скамеек.                обращается к звуку, к его серебру в соловье,
                                                               центробежной иглой разгоняя масштаб круговерти.
И ночной аквилон, рыхлой мышцы ища волокно,
как возможную жизнь, теребит взбаламученный гарус,             Так творятся миры, ибо радиус, подвиги чьи
разодрав каковой, от земли отплывает фоно                      в захолустных садах созерцаемы выцветшей осью,
в самодельную бурю, подняв полированный парус.                 руку бросившем пальцем на слуx подбирает ключи
                                                               к бытию вне себя, в просторечьи - к его безголосью.

                II                                             Так лучи подбирают пространство: так пальцы слепца
                                                               неспособны отдернуть себя, слыша крик "Осторожней!",
Города знают правду о памяти, об огромности лестниц в          Освещенная вещь обрастает чертами лица.
                                              так наз.         Чем пластинка черней, тем ее доиграть невозможней.
разоренном гнезде, о победах прямой над отрезком.
Ничего на земле нет длиннее, чем жизнь после нас,
воскресавших со скоростью, набранной к ночи курьерским.
 
 
 
 

Иосиф Бродский

О поэзии Юрия Кублановского

Одним из наиболее существенных последствий появления нового крупного поэта является неизбежность пересмотра всей истории поэзии и, особенно, близкого хронологического периода. Речь идет не столько о поисках генеалогии или влияниях, сколько о выявлении той традиции, которую творчество данного поэта развивает. Ибо, вольно или не вольно, всякий поэт является прежде всего реакцией на ситуацию в литературе, предшествующую его появлению. Если сравнить изящную словесность с растущим деревом, то по появлению того или иного поэта можно судить о том, которым из его ветвей суждено разрастись и окрепнуть, которым — отсохнуть и отпасть.

В этом смысле творчество Юрия Кублановского — событие чрезвычайно значительное, <...> сделанного им за последнее десятилетие вполне достаточно, чтобы оценить, какой крепости оказалась ветвь русского сентиментализма, пущенная в рост Батюшковым.

Опасность присущего поэтике сентиментализма преобладания лирического начала над дидактическим (т. е. смысловым) была замечена еще Боратынским. Сильно упрощая историю русской поэзии на протяжении последовавших 150 лет, можно, тем не менее, заметить, что читатель её постоянно имел дело со стилистическим маятником, раскачивающимся между пластичностью и содержательностью. Упрощая же, можно добавить, что две наиболее удачные попытки привести оба эти элемента в состояние равновесия, так сказать, сократить шаг маятника, были осуществлены «гармонической школой» и акмеистами. В обоих случаях равновесие это длилось недолго. От гармонической школы русский стих откачнулся к поэзии разночинцев и — оттуда — к Фету и дальше к символистам. Что касается акмеизма, от него маятник этот качнулся, не без помощи государства, в сторону поп-футуризма. Раскачивается он и по сей день, ударяясь то в плотную стенку доморощенного авангарда, то о не менее плотную толпу бледнолицых стилизаторов «Серебряного века».

Заслуга Кублановского прежде всего в его замечательной способности совмещения лирики и дидактики, в знаке равенства, постоянно проставляемом его строчками между двумя этими началами. Это поэт, способный говорить о государственной истории как лирик и о личном смятении тоном гражданина. Точнее, стихи его не поддаются ни тематической, ни жанровой классификации. Ход мысли в них всегда предопределён тональностью; о чём бы ни шла речь, читатель имеет дело прежде всего с событием сугубо лирическим.

Его техническая оснащенность изумительна, даже избыточна. Кублановский обладает, пожалуй, самым насыщенным словарем после Пастернака. Одним из его наиболее излюбленных средств является разностопный стих, который под его пером обретает характер эха, доносящего до нашего слуха через полтора столетия самую высокую, самую чистую ноту, когда бы то ни было взятую в русской поэзии. Это, однако, отнюдь не стилизация: Кублановский просто-напросто лучше, чем кто-либо, понял, что наиболее эффективным способом стихосложения сегодня оказывается сочетание поэтики сентиментализма и современного содержания. Эффект от столкновения этих средств и этого содержания превосходит любые достижения модернизма, особенно отечественного.

Превосходство это, впрочем, не только формальное: оно этическое. Средства, употребляемые Кублановским, не маска, не способ самозащиты: ровно наоборот, они обнажают качество содержания.

Из послесловия к книге Юрия Кублановского «С последним солнцем»
(Издательство «La Presse Libre», Париж, 1983)



Источник: http://m-m.sotcom.ru/29-32/brodskiy1.htm



Флоренция

Коммуна Италии
runame = Флоренция
itname = Firenze
arms:



region = Тоскана
province = Фиренце
coord = coor|43|47|N|11|15|E|type:city(368059)_region:IT
altitude = 50
area = 102
population = 368 059
year = 31-12-04
density = 3453
postalcode = 50100
phone = 055
istat = 048017
people = fiorentini
saint = Иоанн Креститель
festival = 24 июня
mapx = 116
mapy = 111
regionit = Toscana
site = http://www.comune.firenze.it

Флоренция ( _it. Firenze, _la. Florentia) — город в итальянском регионе Тоскана, на реке Арно. Население 356 000 человек (2004). Город-музей, один из самых знаменитых и древних культурных центров в Европе, часто называемый родиной итальянского Ренессанса или «Афинами Италии».

География

Сейчас город занимает площадь около 102 км2 вокруг холмов на берегах реки Арно.

Демография

В 2004 г. население большой Флоренции составляло 957949 человек. 93,3% — итальянцы. Иммигранты составляли 6,7%. Из 64421 иммигранта 27759 человек были европейского происхождения. Большинство из них — албанцы, румыны и немцы. 10364 человек были североафриканского происхождения (арабы).

Возрастная структура населения [http://demo.istat.it/pop2004/index.html]
*00 - 14 (115,175) = 12.02%
*15 - 64 (619 961) = 64.63%
*65+ (223,613) = 23.34%

Численность пенсионеров в городе возрастает (старение населения). Тем не менее, численность населения немного выросла.

История

В 59 году до н. э. на месте нынешней Флоренции было основано поселение римских ветеранов, получившее название Флорентия («цветущая»). В дальнейшем оно превратилось в город, который в IV веке н. э. стал резиденцией епископа. Затем Флоренция попадала под власть Византии, остготов,
лангобардов и франков. В результате этих превратностей население существенно сократилось. XI—XII отмечены строительством Баптистерия и церкви Сан-Миниато.

Возрождение города началось в X веке, а с 1115 года Флоренция превратилась в независимую коммуну.

Данте Алигьери, уроженец Флоренции, в своей «Божественной комедии», написанной в начала XIV века придал разговорному языку такое достоинство и колорит, что впоследствии позволило ему стать основой итальянского языка. Сначала литературного, а потом разговорного, таким образом, именно тосканский диалект лежит в основе современного итальянского языка. В XIII веке под руководством Арнольфо ди Камбио были возведены Санта Мария дель Фиоре (иль Дуомо) и Палаццо Веккьо.В XIII веке коммуна оказалась вовлечённой в борьбу между гвельфами и гибеллинами. Конфликт не помешал процветанию города. В 1252 году Флоренция ввела собственную золотую монету, флорин, стал одной из самых устойчивых монет в Европе. Экономика города основывалась на производстве шерсти. В 1340-х годах население города составляло порядка 80 000 человек, но затем эпидемия «Чёрной смерти» резко его сократила.XIV век прошёл под эгидой готического стиля в архитектуре и «Декамерона» Джованни Боккаччо — в литературе. Страшная чума 1348 года унесла тысячи жизней, обернувшись огромной трагедией.

В 1334 году к власти приходит династия Медичи, однако их главенство было недолгим, уже в конце века народ изгоняет их и провозглашает Флорентийскую республику. В республиканский период творили такие великие личности, как Леонардо, Савонарола, Макиавелли, Микеланджело. Козимо I Медичи вернул себе господство во Флоренции уже в XVI веке, существенно укрепив вновь созданное им великое герцогство Тоскана.

Национальная освободительная борьба Рисорджименто завершилась провозглашением Флоренции провинцией Итальянского королевства (1865—1871 гг.)

Значительный ущерб был нанесён городу бомбардировками во время Второй Мировой войны.

Достопримечательности

Соборы, базилики, церкви:

* Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) (Santa Maria del Fiore)
* Базилика Сан-Лоренцо (San Lorenzo)
* Базилика Санта-Кроче (Santa Croce)
* Базилика Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella)
* Церковь Орсанмикеле (Orsanmichele)
* Церковь Санто-Спирито (Santo Spirito)
* Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (православный храм)см. также: список церквей Флоренцииref-en

Музеи, галереи:

* Галерея Уффици (galleria degli Uffizi)
* Музеи палаццо Питти (palazzo Pitti)
* Галерея Академии (galleria dell’Accademia)
* Музей Опера-дель-Дуомо (museo dell’Opera del Duomo)
* Палаццо Барджелло, Национальный музей (palazzo Bargello)

Дворцы (палаццо):

* Палаццо Веккьо (palazzo Vecchio), он же дворец Синьории (palazzo della Signoria)
* Палаццо Питти (palazzo Pitti)
* Палаццо Ручеллаи (palazzo Rucellai)
* Палаццо Строцци (palazzo Strozzi)
* Палаццо Барджелло (palazzo Bargello)
* Палаццо Медичи-Риккарди (palazzo Medici Riccardi)

Площади (пьяцца):

* Площадь Синьории ( _it. Piazza della Signoria)
* Площадь Республики ( _it. Piazza della Repubblica)
* Площадь Сантиссима-Аннунциата ( _it. Piazza della Santissima Annunziata)
* Площадь Свободы ( _it. Piazza della Liberta)

Мосты:

* Понте Веккьо (ponte Vecchio)
* Понте Санта-Тринита (ponte S. Trinita)

Культура

В XIV веке, в годы расцвета гражданской жизни флорентийской коммуны, гуманисты и общественные деятели видели в республиканском Риме прежде всего образец общественного устройства, а также неисчерпаемый источник воспитания идеальных граждан.

В значительной степени именно контрастом между идеализированным образом античного Рима и тем унизительным положением, в котором он оказался к началу раннеренессансной эпохи, была порождена концепция: Флоренция — второй Рим. Одним из первых её сформулировал Джованни Виллани в своей «Истории города Флоренции».

Если в ХIV веке преобладало чувство благоговейной зависти, то с первых лет кватроченто растёт ощущение соперничества и даже преводсходства «…Цветок Тосканы, зеркало Италии, соперница славного славного города Рима, от которого она произошла и древнему величию которого подражает, борясь за спасение Италии и её свободу», — писал Колуччо Салутати

На одном из домов в самом центре Флоренции висит табличка, которая дословно гласит следующее «В этом доме в 1868—1869 Фёдор Михайлович Достоевский закончил роман „Идиот“»

Великие люди Флоренции

* Данте Алигьери (1265 — 1321) — великий поэт
* Джотто (1276 — 1337) — скульптор и архитектор
* Джованни Бокаччо (1313 — 1375) — выдающийся писатель и поэт
* Филиппо Брунеллески (1377 — 1446) — архитектор
* Лоренцо Гиберти (1381 — 1455) — скульптор
* Донателло (1386 — 1466) — выдающийся скульптор
* Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи) (1445 — 1510) — великий художник
* Доменико Гирландайо (1449 — 1494) — известный художник, первый учитель Микеланджело
* Леонардо да Винчи (1452 — 1519) — великий художник и учёный
* Никколо Макиавелли (1469 — 1527) — поэт и философ
* Рафаэль Санти (1473 — 1520) — великий художник, уроженец города Урбино
* Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564) — великий скульптор, художник и архитектор
* Америго Веспуччи (1451 — 1512) — путешественник, по имени которого названа Америка
* Джорджо Васари (1511 — 1574) — художник, архитектор и историк
* Галилео Галилей (1564 — 1642) — выдающийся учёный и философ, уроженец города Пиза
* Флоренс Найтингейл (1820 — 1910) — медсестра и общественная деятельница (Великобритания)
* Карло Коллоди (1826 — 1890) — автор сказки «Пиноккио»

Интересные факты

* Великий русский поэт Иосиф Бродский был избран почётным гражданином Флоренции.

Города-побратимы

* Гемлик, Турция
* Вождовач, Сербия
* Краков, Польша
* Афины, Греция
* Дрезден, Германия
* Кассель, Германия
* Эдинбург, Шотландия
* Санкт-Петербург, Россия
* Гранада, Испания
* Реймс, Франция
* Рига, Латвия
* Турку, Финляндия
* Стамбул, Турция
* Эль Ааюн, Марокко
* Асмара, Эритрея
* Фес, Марокко
* Газиантеп, Турция
* Исфаган, Иран
* Киев, Украина
* Кувейт (город), Кувейт
* Киото, Япония
* Нанкин, Китай
* Назарет, Израиль
* Филадельфия, США
* Провиденс, США
* Салвадор, Баия, Бразилия
* Сидней, Австралия
* Тирана, Албания
* Вальядолид, Испания
* Ереван, Армения

Внешние ссылки

* [http://en.firenze-online.com Florence Travel Guide] ref-en ref-it ref-de ref-es ref-fr
* [http://www.florence-photos.eu Florence Photos] ref-en
* [http://www.fotogalerien.ch/index.php?gallery=10&lang=2 Фотогалерея ref-en ]

Литература

* "Джованни Виллани ". [http://www.belpaese2000.narod.ru/Teca/Tre/villani/villani.htm Новая хроника или история Флоренции] . М. Наука. 1997. ( _it. Giovanni Villani, Nuova Cronica)

* Salutati. Epistolario. A cura di F. Novati. V.1. Roma, 1891, p.227

Виды Флоренции

Мосты

Соборы

Дворцы и здания

См. также в других словарях:

  • Флоренция — жен.; геогр. Florence… (Большой англо-русский и русско-английский словарь)
  • Флоренция — (город) Firenze… (Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь)
  • Флоренция — (город) Florencia… (Большой испано-русский и русско-испанский словарь)
  • Флоренция — (город) Florenz n… (Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь)
  • Флоренция — (Fireze) город в Центральной Италии, один из важнейших экономических и культурных центров страны. Административный центр провинции Флоренция и области Тоскана. Расположен на р. Арно, в центре межгорной котловины. 464,9 тыс. жителей (1975).… (Большая советская энциклопедия)
  • Флоренция* — (итал. Fireze, прежде Fioreza, лат. Floretia "цветущий город") главный город провинции Ф., до 1859 г. главный город Тосканского великого герцогства, с 1865 до 1871 г. столица Итальянского королевства, под 43°46' с. ш. и 11°17' в. д. от… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
  • Флоренция — Ч город в Центральной Италии, в области Тоскана. Основан в 1 в. до н.э. римлянами на месте поселения лигуров. В средние века важный ремесленно-торговый центр, который, подчинив себе значительные земли вокруг города, стал… (Исторический словарь)
  • ФЛОРЕНЦИЯ — , город в Италии. 408 тыс. жителей. Металлургия, разнообразное машиностроение; химическая, нефтеперерабатывающая, текстильная, кожевенно-обувная, деревообрабатывающая, стекольная, полиграфическая, пищевая промышленность. Производство… (Современная энциклопедия)
  • флоренция — Florence… (Большой англо-русский и русско-английский словарь)
  • Флоренция, провинция — Флоренция, или Флорентийская провинция Итальянского королевства. 5873,54 кв. км. Жит. (1891) 815506. 4 округа с 74 общинами. Провинция занимает среднюю часть бассейна р. Арно с долинами его притоков Сиеве, Визенцио, Омброне, Пеза и Эльза; в… (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)
Биография Бродского, часть 1                 Биография Бродского, часть 2       
Биография Бродского, часть 3


Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.

Почта