Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.

Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)

Январский некролог 1996 г. ] Иосиф Бродский и российские читатели ]

Коллекция фотографий Иосифа Бродского




Лирика И.Бродского. -М., ЭС ГУМАНИТАРИЙ. -2004. -26 c.
ОГЛАВЛЕНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ 2
§ 1. ХРИСТИАНСКИЙ ТЕКСТ И. БРОДСКОГО 5
§ 2. ЛИРИКА МЕТАФИЗИКИ ИЗГНАНИЯ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Настоящая работа - «Основные мотивы лирики И. Бродского» - преследует цель - проследить поэтические интонации лирики Иосифа Бродского на примере цикла «Песни счастливой зимы», занимающего в поэзии Бродского особое положение.
Актуализируя тему исследования необходимо отметить, количество написанного Бродским огромно, а написанного о нем - и вовсе не поддается исчислению.
Работы, посвященные творчеству Бродского, отмечает Виктор Куллэ , могут условно быть разделены на несколько групп.
Первую составляют статьи биографического и мемуарного характера, куда входят как материалы знаменитого «процесса», так и многочисленные вариации на тему поэта-изгнанника, оказавшегося лауреатом Нобелевской премии. Среди них как наиболее значительные могут быть отмечены работы Я. Гордина, А. Гениса, Л. Лосева, В. Полухиной, Л. Штерн и др. Вторую группу составляют статьи, авторы которых стремятся дать «итоговую» оценку творчества Бродского либо определить его место в литературной «табели о рангах». Сюда можно отнести и некоторые работы, в которых содержится ряд ценных наблюдений о соотнесенности поэзии Бродского с определенной традицией (Л. Баткина, С. Гандлевского, И. Ефимова, Вяч. Вс. Иванова, А. Кушнера, Дм. Радышевского, А. Ранчина, А. Расторгуева и др.), а также ряд опубликованных интервью с известными современными писателями, в которых «феномен Бродского» рассматривается в целом. Третью группу составляют исследования, посвященные разным аспектам поэтики Бродского (Д. Бетеа, В. Полухиной, А. Жолковского, Л. Лосева, И. Шайтанова, С. Кузнецова, Ю. Лотмана, Е. Курганова, В. Куллэ и др.), в частности проблемы лирического «я» (В. Полухина, В. Куллэ), метафорического строя стихотворений поэта (В. Полухина, Л. Лосев), метаюфизического стиля (И. Шайтанов), пародии и интертекстуальных заимствований (А. Жолковский), элегической модели (Е. Курганов), основополагающих принципов поэтики (Ю. Лотман, С. Кузнецов).
Определяя направление исследования, необходимо определиться с терминологией: ЛИРИКА, 1. Род литературных произведений, преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская классическая лирика.
2. Совокупность произведений этого рода поэзии .
МОТИВ, - побудительная причина, повод к какому-ниибудь действию .
Таким образом, объектом нашего изучения является творчество Бродского в аспекте поэтической интонации: чувства, переживания, окрашенные интимной обращенностью автора к читателю.
Предмет исследования – лирика, поэтическая интонация как ведущий фактор изменения традиционных и оригинальных жанровых форм в творчестве Бродского, ее художественные особенности и функции в произведениях поэта.
При всей сложности произведений этой уникальной лирической формы у Бродского, синтезирующей и преобразующей основой «некая интонация есть нечто «совершенно определенное и чрезвычайно важное в семантическом отношении». В связи с этим стиховед выделяет в лирике три ведущих интонационных типа: декламативный (риторический), напевный и говорной. В каждом из указанных типов построение лирической интонации имеет существенное значение, но степень этого значения различна.
Из современных исследователей существенный вклад в изучение типов интонации русского классического стиха внес В. Е. Холщевников, который считает интонацию существенным смысловым элементом звучащей речи, в том числе и стиховой, причем стиховая речь рассматривается исследователем как разновидность именно звучащей речи, т.е. им актуализируется установка стиха на говорение. Исследователь признает за стихотворной речью большую степень интонационной организованности, структурности, а поэтому и эстетической значимости интонации в стихах, чем в прозаической речи.
Большое теоретическое значение в изучении интонационного строя стиха имеют работы Ю. М. Лотмана. «Стих, - считает исследователь, - это единица ритмико-синтаксического и интонационного членения поэтического текста (...) Восприятие отдельного отрезка текста как стиха априорно, оно должно предшествовать выделению конкретных «признаков» стиха (...) Осознание единицы текста как стиха первично, а конкретные признаки, характеризующие стих в данной системе, - вторичны» . Такое первичное осознание текста как поэтического задается, на мой взгляд, именно интонацией, возникающей буквально с первой строки стихотворения, когда «вторичные» признаки еще практически не реализованы, и «сопровождающей» его вплоть до последнего стиха.
Поэтическую интонацию, таким образом, следует понимать как один из ведущих принципов стихообразования, включающий в себя совокупность просодических средств (мелодии, паузы, динамики речи, темпа), ритма, рифмы, строфической организации, образующий дополнительное семантическое измерения стиха, в котором приобретает относительно самостоятельную значимость сама звуковая организация поэтической речи. Такое понимание поэтической интонации не только существенно корректирует наше представление о стихе как объекте исследования, но и способствует разработке новых методик анализа поэтического текста. Вопрос об интонации замыкает на себе практически весь круг стиховедческих проблем, начиная от ритмической вариативности и заканчивая эволюцией жанровых форм и индивидуального стиля автора.
Таким образом, исходя из цели работы, будут решены следующие задачи:
В первой главе работы рассмотрены суждения о «христианском тексте» Бродского в рамках 70-72-го годов. Жизнь есть неумолимое превращение «мокрой гортани» в «мертвую натуру», тела - в «голую вещь». А можно увидеть в нем еще одну оппозицию, согласно которой поэт есть слуга языка, а язык есть средство поэта, центробежная сила ускорения мысли. Бинарная оппозиция живого и мертвого, преодолеть которую когда-то удавалось только Богу, теперь становится треугольником, выход из которого определяется словом поэта в его смертной/бессмертной сущности. Согласно которой поэт и язык есть последняя надежда мира, без них обреченного не только на отсутствие голоса, но на отсутствие знания бесконечного о себе самом.
Во второй главе лирика Бродского предстанет перед нами как метафизика изгнания, путь к которой описан в «Литовском ноктюрне» - в самом простом, тематическом плане. Из насильственного тупика эмиграции, каким оно было в действительности, изгнание становится метафизическим выбором, предпочтением отказа - согласию, свободы - рабству и неба - земле.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1. Александр Генис «Частный случай» в его книге «Иван Петрович умер». М., 1999, с. 215-218.
2. Анатолий Найман. Рассказы о Анне Ахматовой. М., 1989, с. 21.
3. Баткин Л.М. Тридцать третья буква. Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М., 1997. С. 69.
4. Бельская Л.Л. «Часть речи» Иосифа Бродского // Русская речь. М., 1998. №1. С. 21-27.
5. Биркертс С. Искусство поэзии / Бродский И. Большая книга интервью. С. 76.
6. Бродский И. Девяносто лет спустя // Звезда. 1997. №1. С. 32-33.
7. Бродский И. Нобелевская лекция... С. 16.
8. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. С. 244.
9. Денис Ахапкин. Лингвистическая тема в статьях и эссе Бродского о литературе. «Russian Literature», ХLVII (2000), Nort-Holland, с. 435-447.
10. Джордж Клайн. Карта стихотворения поэта. В кн.: Иосиф Бродский. Большая книга интервью. Сост. Валентины Полухиной. М., 2000, с. 13.
11. Езерская Б. Если хочешь понять поэта... / Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000. С. 193.
12. Ефим Эткинд. Материя стиха. СПб., 1998, с. 115-118.
13. Жолковский А.К. «Я вас любил»... Бродского» / Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 214).
14. Исупов К.Г. О жанровой природе стихотворного цикла // Цельность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977. С. 165.
15. Ковалева И.И., Нестеров А.В. О некоторых пушкинских реминисценциях у И.А.Бродского // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. М., 1999. № 4. С. 12-17
16. Ковалева И.И., Нестеров А.В. О некоторых пушкинских реминисценциях... С. 12-17.
17. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor, 1986. С. 246-254
18. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского... С. 6; Лосев А. Иосиф Бродский. Предисловие // Эхо. Париж, 1980. №1. С. 30
19. Кузнецов С. Пушкинские контексты в поэзии Иосифа Бродского / Материалы III и IV Пушкинского Коллоквиума в Будапеште, 1991, 1993. Budapest, 1995. С. 223-230.
20. Куллэ В. Иосиф Бродский. Библиографический обзор/Литературное обозрение. - 1996. - 3, С 53.
21. Куллэ В.А. «Структура авторского «я» в стихотворении Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью» // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. СПб, 1998. С. 136-142
22. Куллэ В.А. «Там, где они кончили, ты начинаешь...». О переводах Иосифа Бродского // Russian Literature..., p. 276.
23. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. -М.:Гнозис, 1994.- С. 174-175.
24. Лурье С.А. Свобода последнего слова / Иосиф Бродский размером подлинника. Таллинн, 1990. С. 172-173.
25. Науменко А.В. «Часть речи» И. Бродского // Язык и культура: Третья междунар. конф.: Тез. докл. Киев, 1994. С. 246-247
26. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80 000 слов и фразеологических выражений. Ин-т русского языка им.В.В.Виноградова РАН - М.: Азбуковник, 1999; 943 с.
27. Петрушанская Е.М. «Remember her». «Дидона и Эней» в памяти и творчестве поэта / Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. С. 76.
28. Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского / Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. СПб, 1998. С. 147-148.
29. Полухина В.П. Грамматика метафоры и художественный смысл // Поэтика Бродского. N.J., 1986. С. 69.
30. Полухина В.П. Жанровая клавиатура Бродского // Russian Literature. Vol. 38, no. 2-3. Amsterdam, North-Holland, 1995, p. 146.
31. Пярли Ю. Синтаксис и смысл. Цикл «Часть речи» И. Бродского // Модернизм и постмодернизм в русской литературе и культуре. Helsinki, 1996. С. 409-418
32. Слово в поэзии Иосифа Бродского. Автореферат дисс. канд. филол. наук. Тбилиси, 1998. С. 27.
33. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. Дисс. ... докт. филол. наук. Калинин, 1989. С. 121.

Источник: http://www.dp5.ru/0_RKD_demo/00124.htm

В начало

    Ранее          

Далее


Требуйте в библиотеках наши деловые, компьютерные и литературные журналы: Современное управление ] Маркетинг успеха ] Экономика XXI века ] Управление бизнесом ] Ноу-хау бизнеса ] Бизнес-команда и ее лидер ] Компьютеры в учебном процессе ] Компьютерная хроника ] Деловая информация ] Бизнес. Прибыль. Право ] Быстрая продажа ] Рынок. Финансы. Кооперация ] Секретные рецепты миллионеров ] Управление изменением ] Антология мировой поэзии ]

Деград

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.