Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)
Коллекция фотографий Иосифа БродскогоЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ПОЭТ ИОСИФ БРОДСКИЙ И РОССИЙСКИЕ ЧИТАТЕЛИ: ДЕТАЛИ, ЧАСТНОСТИ, ОСКОЛКИ, НАБЛЮДЕНИЯ к.ф.-м.н., с.н.с. ИИЕТ РАН
Вулканический поэт Евгений Рейн на поминальном дне рождения поэта и переводчика Аркадия Штейнберга 11 декабря 1984 г., говоря о своем посещении Грузии, рассказал о любопытном эпизоде. На одном из пиров его пригласил в гости местный знакомый. Мне в этом рассказе больше всего нравится заключительная фраза Рейна: "А если бы я не стал ломиться в дверь, что бы я получил?" 2. Предпосылки
Впервые возможность внимательно прочесть стихи Бродского была мне предоставлена в мае 1975 г., когда художник и бард Евгений Бачурин дал мне "на сколь угодно долгое и тщательное чтение" аккуратную ксерокопию американской книжки поэта "Остановка в пустыне" (1972) - увы, эта копия была изъята 7 декабря 1982 г. с мешком других "компроматов" во время обыска моей квартиры органами КГБ (в тот памятный день подобные обыски прошли еще, по слухам, в 150 московских "странных" квартирах). В студенческие годы, пытаясь, наряду с физикой и математикой в МИФИ, изучать в Исторической библиотеке русскую прозу и поэзию в ее первоисточниках, я не мог пройти мимо попыток Андрея Белого, а позднее Эйхенбаума, Томашевского и других, подвергнуть конкретному анализу (с привлечением математического аппарата) поэтические тексты. Проникновение точных научных методов в зыбкий и прихотливый мир искусства давало богатую пищу для ума и эстетических переживаний. Поразительно, но при чтении стихов Бродского чувствовалось, что им тщательно и очень прочно усвоены уроки и открытия мастеров прошлого, более того, он отчетливо видит огромные области российского поэтического языка, практически не разработанные и не освоенные предшественниками и современниками, и взваливает на себя огромный труд быть здесь первопроходцем. Именно это знание (при наличии, конечно, огромного таланта, любви к российской и мировой литературе, поразительного поэтического чутья и вкуса, огромной внутренней работоспособности, дисциплине и ответственности), мне представляется, позволило ему творить с принципиальной установкой на новое качество стиха. Хотелось бы подтвердить сказанное несколькими примерами (строфика, словарь, рифма, размер, диалоговая форма, развернутый образ). 3. Строфика Поразительно, но большая часть усилий (а для читателей - наследия) поэтов прошлого и настоящего века в нашей стране сосредоточилась на выявлении художественных и смысловых возможностей простой, узкой и короткой, как прокрустово ложе, стихотворной формы: 4-6-стопный ямб с рифмовкой в строфах "abab" (реже "aabb", еще реже - "abba"). Стихотворения этого типа составляют как бы километровые океанические толщи солоноватых вод, в которых растворены бесспорные шедевры. Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, 22 июля 2011 г.
Для своих поисков и экспериментов Бродский в 60-е годы выбирает преимущественно строфу из 8 строк, последовательно реализуя различные виды рифмовки, устойчивые в рамках одного стихотворения (наиболее интересно прослеживать реализацию приема именно в пределах полного объема), доходя до самых изощренных, при которых писание стиха становится похожим на пытку власяницей, жестко дисциплинирующей, но и поднимающей поэта на неисхоженные вершины. Итак: "aaabcccb" Волхвы забудут адрес твой. "abbacddc" Наступила зима. Песнопевец, "ababccdd" Северный край, укрой. "aabcddbc" Сатир, покинув бронзовый ручей, Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, 24 июля 2011 г. Э.Ларионова. Брюнетка. Дочь "aabbccdd" Скрип телег тем сильней, "ababcddceecffghghiijjklmml" А.Горбунову "ababab" Генерал! Я не думаю, что ряды "abbaba" (строфика этого стихотворения -в соответствии с названием и поэтическим заданием - напоминает очертания фонтана) Из пасти льва "aaabbbccc" Есть города, в которые нет возврата. "abcabc" Северо-западный ветер его поднимает над "abacdbdc" Я заражен нормальным классицизмом. "ababcdcd" Я пишу эти строки, сидя на белом стуле (У меня нет никаких доказательств, кроме внутреннего ощущения, что это возможно, но кажется, что появление у Ахматовой в "Поэме без героя" новой усложненной рифмовки в строфе отчасти навеяно возможными разговорами с Бродским или чтением его стихотворений. Конечно, возможно и обратное влияние, но, кажется, что тут есть какая-то связь). 4. Словарь Используемый Бродским поэтический словарь характерен богатством и причудливым смешением высоких и низких стилей лексики, причем роль последних, по-видимому, заключается в выполнении функции своеобразного эстетического укола, замедляющего чтение, придающему строчке терпкость, горечь, крепость, заставляющего читателя мысленно выполнить сравнительный анализ на новизну и удачность использования, раскрывающему второй план подтекста и иносказания. Он охотно использует богатейшие возможности словотворчества русского языка ("женогрудый", "распатроненный", "драконоборческий Егорий", "завшивленный", "Тихотворение мое немое..."), а также редко используемые и кажущиеся непоэтическими географические, математические, исторические, медицинские, экономические, зоологические и многие другие термины и специальные (или, наоборот, просторечные) выражения (стратосфера, Скагеррак, схоластика, Эвклид, катет, кочет, перпендикуляр, треугольник, диаграмма, Калхас, Брайль, постскриптум, Ла Гарда, Буонапарт, абсида, Беобахтер, Зептембер, Цумбайшпиль, ихтиозавры, фелюка, хамса, гортань, конфедератка, трельяж, распатроненный, раструб, софиты, чухна, количество труда, прибавочная стоимость, "ох ты бля", деклассированный, физорг, фурункулез, Лорелей, "дрочил таблицы Брадиса", невпечатлительна, поползновения, гениталии, бестиарий, "кончай пороть херню", "вира или майна", крендель, галифе, древоточец-жук, дятел-краснодеревщик, Гринвич, "заморозки на почве и облысенье леса", прахоря, гермафродиты, говно и др.). Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, февраль 2011 г. Поэтические доказательства Бродского - по лексике и внешнему рисунку - почти словесная формула из школьного учебника: "Разлука //есть сумма наших трех углов, //а вызванная ею мука //есть форма тяготенья их //друг к другу; и она намного //сильней подобных форм других"; "Классический балет есть замок красоты". Его сильный и свежий прием - наделение памятью, подтекстом, скрытой пружинящей позой, вторым планом плоского образа, крахмальной оболочки, стоящей перед глазами: "И, веления щучьего слыша речь, //подавальщица в кофточке из батиста //перебирает ногами, снятыми с плеч //местного футболиста" (сравни: «Либо — пляской волн, отражающих как бы в вялом / зеркале творящееся под одеялом»). 5. Рифма Рифма Бродского щедра диссонансами, ассонансами, приблизительными созвучиями, тщательно выверена на "неистертость". Автор статьи в 1975-1976 гг. выполнил - не в надежде на публикацию, но исключительно для собственного удовольствия и удовлетворения своих специальных вопросов (ведь прочесть об этом было просто негде) - довольно пространное сравнительное исследование некоторых аспектов творчества ряда поэтов прошлого и настоящего, в том числе И.Бродского (частично материалы из той работы, да извинит меня читатель, использованы в настоящей статье). Употребляемая Бродским в нередких случаях смысловая и ассоциативная рифма (сплетней-последней, волхвы-головы, боязни-казни, поневоле-подробности боли, укоризну-отчизну, режим-постижим, лжи-этажи, балласт-не даст, зрю-зарю, оплошность-расколовшись, глаз-средь нас, ни на шаг-мрак, улики-разнолики, и ты-без еды, зерно-черно, грызли-мысли, место-известно, жильцу-не к лицу, вынь-жизнь, мессия-Россия, взрежь-брешь, грусть-наизусть, упруг-круг, думая свое-на острие, в чести-вести, загублен-зазубрин, взглянуть-путь, чуждых-чувствах, волчок-зрачок, колею-свою, как раз-от нас, любил-пыл, молода-не на года, пионеры-новой эры, слова-от А, к тебе-от Б, во мгле-об игле, глаза-небеса, весна-тесна, хруст-куст, хрусталем-за январем, ольхи-верхи, забытье-свое, зимы-отстали мы, следы-беды, разрыв-раскрыв, ни звука-разлука, влез-здесь, неволишь-всего лишь, страну-ширину, бытия-полагаю я, славе-державе, в виду-в Аду, соха-греха, стекло-утекло, хмелем-поделим, до дна-вина, об отце-дворце, секретарем-нетопырем, холмы-и мы, судьбу-в гробу, меч суда-плывут суда, как раз-за нас, телес-наш вес, колыбелью-купелью, рождество-озорство, ввысь-взвились, видна-одна, слеповат-двадцать ватт, груди-буди, зари-внутри, примята-пятна, всегда-еда, языком-о том, отваги-во мраке, думал-умер, соединить-существует нить, изобретаешь-обитаешь, теперь-артель, потеряем-смертью и раем, по цветочку-в одиночку, щелчок-зрачок, ничего-у него, негатив-остановив, небытия-улица моя, тех ног-не мог, коня-огня, пустота-до хвоста, не надо-лимонада, место-неизвестно, угрюмость-юность, посредник-напоследок, напрасно-прекрасна, встреча-плечи, ну что ж-попадешь, нужен-на ужин, вина-вина, понемногу-слава Богу, связан-обязан, во тьму-одному, провожала-вокзала, спеша-душа, неоткровенных-переменах, смерч-смерть, пальто-решето, стенанье-непониманье, полнота-живота, пьяна-сполна, была-отпила, палачем-в чем, во мгле-в петле, нас-спас, грудь-путь, притих-моих, ты и я-сия, лестно мне-вполне, тот-ждет, понос-гроз, без-небес, дик-двойник, слажу-кражу, небес-лес, тепло-дупло, вспомнить-восполнить, здоровым-словом, время-племя, наплакал-оракул, массы-маски, время-племя, снаружи-хуже, гоголь-вдоволь, проза-спроса, тише-выше, объятья-распятья, вето-века, птичка-яичка, черты-четы, подбородке-перегородки, людей-жердей, лужу-наружу, осетин-один, пряди-тетради, живот-и вот, не сведущ-светоч, отыскав-рукав, учтиво-коллектива, а днем-о нем, из колодца-колоться, не жена-не нужна, неточно-заочно, салют-абсолют, сопромат-аромат, топором-вчетвером, не встретил-ветер, но и тут-институт, исчез-интерес, отец-сердец, у нее-свое, из райкома-незнакомо, жили врозь-и началось, Ариадны-варианты, доблесть-сподоблюсь, лагерь-Лазарь, воскресну-к креслу, погибель-мебель, голубки-мясорубки, в июле-от пули, осмелюсь-через, муки-руки, правил-оставил, дорогой-двуногой, упыри-внутри, невзгоде-непогоде, весеннем-весельем, на Бога-для монолога, звончей-ручей, платья-объятья, и т.д.) сообщает парным строкам дополнительную энергию и выразительность. Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, 24 июля 2011 г. У смысловой рифмы - свои законы, но, думается, Бродский-читатель не прошел мимо выразительных возможностей смысловой рифмы, выявленных Велемиром Хлебниковым с его острейшим чувством соответствия звука, смысла и эмоциональной ауры русского слова (ничего нема-в стране ума, мучая-созвучия, выстрела в себя-любя, бабочки-баб очки, наги-овраги, грезы-березы, у ног-зверок, краснокожие-прохожие, гнев-нараспев, затеи-змеи, разум-указом, мотылек-прилег, путь-жуть, жен-звон, безбожник-художник, лавка-давка, во сне-весне, медь и щит-смешит, шута-нищета, лик-велик, полны-сны, от тела-летела, пророки-уроки, ум-дум, она-полна, шелк-умолк, прелести-шелесте, обмана-панна, жгучие-созвучия, клятву дали-вы угадали, двуличный корень-у кокорин, звезд кокошник-небес помощник, Печоры жемчуга-силой рычага, созвездья Псов-по сетям лесов, его трещины-тобой обещаны, к глазам небес-глазами бес, проволока гроз-у стрекоз, по небу-требуй, молоток-восток, поверни-шестерни, багровыми крылами-спичечное пламя, силой рычага-ночи воздвигал, ужин-нужен, пожарного-угарного, часы-весы, знаки уравненья-власти без сомненья, трудом-державный лом, любовью-к изголовью, чертежи-колос ржи, гудок-ходок, пустяк-толстяк, доску я-тоскуя, тело-пела, скачет легко точно серна-в этом мое верую, виски-тоски, меня-кляня, умерших-в их, вершах, мои пути-зацвести, скрылся кто-то - пальцы пота, кумирен-жирен, печали-обнимали, твердый скат-которой кат, каждый сух-вынимает дух, слез-чашу нес, привязана святою-строчка запятою, выломал суставы-отгородилась от забавы, тяну улыбки нитки-на паутине пытки, громоотвод-для звездных вод, смешишь-в небе шиш, плачешь-одурачу, я и ты-мои даю цветы, густой ковер-на небе спер, две ошибки-ночной улыбки, грустна ты-тароваты, золу ем-поцелуем, мирового гнева-печали дева, грустя-шутя, у паяца-боятся, горя-поспорю, ноги звезд-недорогих острот, страну-вину, трясуся-дуся, сквозны-казны, не там-счета, во времени-от темени, гробам-не там, гробам-божбам, беды-горды, пророки-сроки, горе и смех-белый доспех, гроб-лоб, венками зависти-глаза вести, шустрые мыши-с крыши, треска-занавеска, на руке-вдалеке, Китежи-бегите же, не снится-ресницей и т.д.). В качестве отвлечения можно отметить, что с точки зрения формализации (компьютеризации) поиска смысловых созвучий представляет интерес матрица разложения исходного слова на простые смысловые составляющие и последующий поиск близких по звучанию слов (понятно, что число строк и столбцов в этой матрице не является строго ограниченным):
6. Размер
Чаек не спросишь, и тучи скрылись. Читая эти строки, читатель чувствует мерное покачивание волн, чаек, лодки, купальщицы, автора стихотворения, ему разрешено пару раз широкой амплитудой взглянуть на небо и один раз оттуда вниз... Каким размером написано это стихотворение? (Автор позвонил трем московским поэтам - А.М.Ревичу, О.Чугай и М.Синельникову - и смог услышать только от последнего, что, по его мнению, это усеченный 4-дольный дактиль). Тяга Бродского к паузникам, хореямбам и ямбохореям дают ему еще одну возможность уйти от плоских подражателей и массива предшественников, работавших в жестко-однообразном ритме. Используемые Бродским размеры - крупная и интересная специальная тема, требующая высокой точности исходных определений и большого массива конкретных исследований, поэтому здесь мы ограничимся только данным примером. Бродский мастерски использует монологовую и диалоговую форму как в рифмованных, так и в белых стихах, полностью или частично выделяя на нее объем строфы, стихотворения или даже целой поэмы ("ГОРБУНОВ И ГОРЧАКОВ"). Рваный ритм диалога позволяет ему замедлить читательское восприятие, насытить строки переносами, паузами, включить ненормативную разговорную лексику, неожиданные интонационные переходы, жесты (повороты, указания, всматривание, вслушивание, насмешка, удивление) и т. д. Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, апрель 2011 г. "Ушли". "Эй, Горчаков, твоя моча?" "В тот вечер батя отвалил в театр, ...Баран трясет кудряшками (они же - "Я, профессор, тоже в молодости мечтал 8. Развернутый образ Развернутый образ Бродского узнаваем по какой-то фантастически непривычной точке зрения, из которой он единственно может складываться в динамичную смысловую картинку. Перо не рисует, но складывает из неожиданных кусочков мозаичный понятийно-образный символ, для распознавания которого читателю требуется тоже известное напряжение (тем большее, чем больше по объему обслуживающий образ текст, но и достигаемый эффект тоже, как правило, сильнее). ...На скатертях 9. Труд и талант versus тунеядство Цель настоящей статьи - показать Бродского-труженника, пристального читателя и ученика своих великих предшественников, в творчестве которого явлен не только громадный природный талант, но и колоссальная работоспособность, более того - тяга к неисхоженным и неизбитым поэтическим формам, работа с которыми требует огромной затраты труда и нервной энергии. Только примитивные люди могли устроить ему судилище как "тунеядцу" и выслать на принудительные работы, результат которых - вырытые траншеи, срубленные деревья, вычищенные свинарники - являл бы их "отеческому" взору правильность выбранных ими карательно-воспитательных мер. Но, слава Богу, Бродский оказался достоин себя и своего таланта, дополнив работы по принуждению работой по призванию. Честный труд поэта, большая часть которого не была востребована правившим строем (но не страной, в которой, при жизни Бродского в СССР, у него были опубликованы лишь несколько стихотворений), воспринимался читателем как здоровый протест одаренного интеллигента против насаждаемой бездуховности, примитива, запрета эксперимента и критических высказываний, вызывал дополнительное сочувствие и сопереживание его творчеству и судьбе. В конце концов и жизнь разобралась с этим явлением: Бродскому присуждены многие литературные премии, крупнейшей из которых является Нобелевская, а в России его стихи после 1985 г. не только регулярно печатаются в главных литературных журналах и альманахах, но и в виде отдельных книг, двухтомников и многотомника, его творчеству посвящены радио- и телепередачи. Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, 15 июля 2011 г. Мои слова, я думаю, умрут,
А.Буров - тракторист - и я, сельскохозяйственный рабочий Бродский, мы сеяли озимые - шесть га. Я созерцал лесистые края и небо с реактивною полоской, и мой сапог касался рычага. Топорщилось зерно под бороной, и двигатель окрестность оглашал. Пилот меж туч закручивал свой почерк. Лицом в поля, к движению спиной, я сеялку собою украшал, припудренный землицею как Моцарт. август - сентябрь 1964 Сжимающий пайку изгнанья в обнимку с гремучим замком, прибыв на места умиранья, опять шевелю языком. Сияние русского ямба упорней - и жарче огня, как самая лучшая лампа, в ночи освещает меня. Перо поднимаю насилу, и сердце пугливо стучит. Но тень за спиной на Россию, как птица на рощу, кричит, да гордое эхо рассеян засело по грудь в белизну. Лишь ненависть с Юга на Север спешит, обгоняя весну. Сжигаемый кашлем надсадным, все ниже склоняясь в ночи, почти обжигаюсь. Тем самым от смерти подобье свечи собой закрываю упрямо, как самой последней стеной. И это великое пламя колеблется вместе со мной. 26 марта 1964 Архангельская пересыльная тюрьма 10. Вместо резюме Судьба и стихи Бродского для российского читателя в эпоху, позволявшую быдлу жить строго по законам разграфленой тетради, удобной для бездарей, трусов, бездельников (социальных паразитов), тупых и наглых начальников, значили очень много. Свежесть, незатасканность в рифмах, строфике, ритмах, словаре, интонациях, содержании, мощь и желанная сложность образов, четкая, как у компасной стрелки, ориентация на индивидуальность, свой путь, свои открытия манили читателя, заставляли пристально вглядываться в структуру стиха (как сделано?!), допуская возможность новой содержательной формы поэтической кодировки и богатства эстетических переживаний во времена стандарта интеллектуального двоемыслия и эзоповых иносказаний. В спертой атмосфере несвобод и запретов, страха и ненапрасных предостережений российской интеллигенции требовался свежий воздух, озон и кислород великой культуры. Добывая его по каплям (чего стоили огромные очереди и трудности, связанные с добыванием билета, пропуска, книги, пластинки, статьи, фильма, просто с возможностью встречи и общения с интересным современником-творцом), приходилось выполнять дополнительную работу, связанную с "рыхлением" добытого и извлечением дополнительной смысловой и эстетической информации. Такая духовная работа шла в России повсеместно, позволяя, благодаря "круговой поруке" (Арс.Тарковский), быть в курсе многих новостей и иметь возможность их адекватно оценивать самостоятельно и в компании единомышленников. Компьютерная графика - А.Н.Кривомазов, февраль 2010 г. ________________ Текст доклада, подготовленного для конференции по Нобелевским лауреатам в Тамбове, 28-30 ноября 1995 г. ________________ПОСЛЕСЛОВИЕ. Кажется, наступили времена, когда кому-то может показаться интересной история написания этого текста. В июле 1995 г. я получил от организатора Тамбовских конференций по информатике и науковедению В.М.Тютюнника заказ на доклад и статью о работах какого-нибудь Нобелевского лауреата для готовящейся в ноябре в Тамбове конференции по Нобелевским лауреатам. На одной из полок книжного шкафа у меня пылились многочисленные карточки с выписками и заметками относительно прочитанных стихотворений Бродского. Мое предложение представить в сборник статью о Бродском возражения не вызвало. В сентяре 1995 г. статья была завершена и передана в Тамбов для публикации в сборнике трудов соответствующей конференции. Однако по неведомым мне причинам (можно предположить, что они были экономического характера) конференция по Нобелевским лауреатам в Тамбове в ноябре 1995 г. не состоялась. Мне ничего не оставалось, как опубликовать в декабре 1995 г. эту статью в "своем" журнале "Компьютерная хроника" (1995, № 12, с. 119-132). В качестве факсимиле эта и последующая статья о смерти Бродского ("Компьютерная хроника", 1996, № 1, с. 101-103) были опубликованы в другом издаваемом мною журнале "АНТОЛОГИЯ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ" (1998, № 7). В Интернете эта статья впервые появилась на сайте (со ссылкой на публикацию в "АНТОЛОГИИ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ"), посвященном жизни и творчеству Марины Цветаевой, в декабре 1999 г. Примерно тогда же мне был передан из Тамбова сборник, в котором (наконец-то!) был опубликован этот мой текст скоро уже пятилетней давности: НОБЕЛИСТИКА. НАУКОВЕДЕНИЕ. ИНФОРМАТИКА. Материалы международных конференций. (К 15-летию Тамбовских научных конференций). Материалы 5 Международной встречи-конференции лауреатов Нобелевских премий и нобелистов; 5 Международной (7 Тамбовской) научной конференции "Информатика и науковедение" (Тамбов, 17-20 ноября 1998 г.). Тамбов: Издательство ТГУ им. Г.Р.Державина, Издательство МИНЦ, 1999. Данная статья опубликована полностью в этом сборнике на стр. 107-124 с примечанием редакции: "Руководство Международного Информационного Нобелевского Центра благодарит Александра Николаевича Кривомазова за предоставление в Нобелевскую научную библиотеку МИНЦ материалов, а также за участие во всех тамбовских конференциях". Литературные ссылки: Биография Иосифа Бродского (4 части) | Русский некролог Иосифу Бродскому, январь 1996 | Большая коллекция фотографий Иосифа Бродского | Стихи и проза Бродского в Интернете | Арсений Тарковский и Марина Цветаева | Комментарий отношений Арсения Тарковского и Марины Цветаевой | Последние дни жизни Марины Цветаевой | Воспоминания об Арсении Тарковском | Поминки сына поэта, кинорежиссера Андрея Тарковского | Воспоминания Семена Липкина об Арсении Тарковском (интервью) | Воспоминания Григория Корина об Арсении Тарковском (интервью) | Воспоминания Александра Ревича об Арсении Тарковском (интервью) | Другие сайты, связанные с именем Арсения Тарковского |
Деград |