Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.

СТРАНИЦЫ САЙТА ПОЭТА АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО

Музей Арсения Тарковского ] Стихотворения Арсения Тарковского ] Стихотворения Арсения Тарковского (ПРОДОЛЖЕНИЕ 1) ] Стихотворения Арсения Тарковского (ПРОДОЛЖЕНИЕ 2) ] ИЗ ПРОЗЫ ПОЭТА ] ФОТОГРАФИИ ] А.Н.Кривомазов: Арсений Тарковский и Марина Цветаева ]

Воспоминания А.Н.Кривомазова о поэте А.А.Тарковском. Некоторые главы из второй части. ОН И ДРУГИЕ ПОЭТЫ ] ЗНАКОМСТВО ДО ЗНАКОМСТВА, МОИ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ВЕЧЕРА, ЗНАКОМСТВО И ПЕРВЫЕ ПОРТРЕТЫ ] НИЦШЕ? НЕТ - ЛЕРМОНТОВ! ] СИНТАКСИС БЕЛОГО ] ИВАНОВА ИВА ] ЭКЗЕКУЦИЯ И ФОТОГРАФИИ КИЕВЛЯНКИ ] НЕНАПИСАННОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ] В ГОЛИЦЫНО ] ЛЮБОВЬ ЧЕРЕЗ НЕПОНИМАНИЕ ] ПОСЛАНИЕ ОТ АНДРЕЯ ] ЗНАТЬ ИЛИ ВЕРИТЬ? ] ПОМИНКИ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО ] СОН НА ПОЛУ ] БРИТЬЕ, МАССАЖ, ХАННА ШИГУЛА И ДРУГИЕ ВИЗИТЕРЫ ] ЯЗЫК ПРИНАДЛЕЖИТ ВСЕМ! ] МОТЫЛЕК ] ЗВЕЗДЫ ] ПОПРОШАЙКА ] РАССКАЗ ПЛАТОНА ] ТЕРПИМОСТЬ ] ГОТОВНОСТЬ ПОМОЧЬ ] ЕГО КТО-ТО СИЛЬНО РАССТРОИЛ ] ОДНАЖДЫ Я НЕ ОСТАВИЛ ИМ ПАЧКУ ФОТОГРАФИЙ ] ИГРЫ В ШАХМАТЫ ] БЕЛЫЙ ГОЛУБЬ ] ПОСЛЕДНИЙ ЖИВОЙ ПОРТРЕТ, ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА, ТАЛЛИНН, НООРУС, ЕРЕВАН ] ПОЧТИ ПРОЩАНИЕ - ПОСЛЕДНЯЯ ПРОСЬБА ] СТИХИ ТАРКОВСКОГО НА ДРУГИХ САЙТАХ, ВСЕ ФИЛЬМЫ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО, ВОСПОМИНАНИЯ МАРИНЫ ТАРКОВСКОЙ ] ЕГО ЗАГАДКИ ] НАДПИСИ НА ФОТОГРАФИЯХ И КНИГАХ ] ПОХОРОНЫ ]
Письмо художнику в Киев ] Письма Арсения Тарковского поэтессе Евдокии Мироновне Ольшанской в Киев ] Воспоминания Семена Липкина об Арсении Тарковском (интервью) ] Воспоминания Григория Корина об Арсении Тарковском (интервью) ] Воспоминания Александра Ревича об Арсении Тарковском (интервью) ] Воспоминания Инны Лиснянской об Арсении Тарковском (интервью) ] Инна Лиснянская - повесть "Отдельный" - воспоминания об Арсении Тарковском ]


ПИСЬМО ХУДОЖНИКУ В КИЕВ

А.Н. Кривомазов

Форма возникает непостижимо
Из повседневной стихии
Афродитой из пены
На кончике карандаша
В ритме зрачка
И в музыкальной терцине
Она несет в себе загадку
Неповторимость воплощенья
И вероятность гибели
Она не требует жертвы
Ибо сама жертва
В каждом изгибе
И минуте существованья
И сам воздух насыщен
Вероятностью формы

Дмитрий Корсунь

    Дорогой Дима!

    Спасибо за письмо. Я испытал большую радость от того, что ты сел за машинку и отстукал мне такое сердечное и умное послание. Оно для меня очень значимо потому, что до этого я стал поклонником твоих живописных работ (вижу в них то, что мне бесконечно дорого: способность учиться у самых высоких классиков, но не упасть при этом во вторичность и подражательность, сохраняя свой талант ранимым и прекрасным, высоким и неожиданным, щедрым и трагически-глубоким... светлого и большого Будущего тебе!), а когда Наталья Савейкова привезла от тебя выставочный буклет с чудесным стихотворением в конце, то я стал поклонником и твоей поэтической музы. Меня поразила твоя высокая оценка главки о Цветаевой и Тарковском. Дело в том, что сам я считаю эту главку самой слабой по той простой причине, что просто не успел ее сделать - не хватило времени (я гнал текст со скоростью пули, пытаясь сделать два подарка двум людям сразу к их дням рождения - Тарковскому (фактом публикации) и себе (отчего за большой стол в мой день рождения сели всего пять человек, ибо я элементарно забыл обзвонить близких друзей и пригласить их к Лене, с которой теперь Рита в больших друзьях (и ты - в заочных!), так как несколько последних дней и ночей я не разгибал спину над клавиатурой компьютера, который своими зависаниями и сбоями тоже неслабо потрепал бесконечно усталые нервы, отвлекая от главного). В этой главе мне хотелось поведать о своем видении ситуации: оказавшаяся в России никому не нужной, с обрубленной семьей (расстрел мужу и каторга дочери), трагически тонущая в кипящих хлябях подлейших роковых обстоятельств огромная глыбища таланта Цветаевой пытается зацепиться за яркую блестящую щепочку таланта и порядочности молодого (ему 33!) русского поэта Арсения Тарковского, и, оказывается, что это мираж, обман, крошечный скользкий обмылок, страшное в условиях всеобщего обнуления личностей не то: он бесконечно молод (вечный ребенок!) и слаб, самовлюблен и справедливо, как показала история, весь еще в будущем, и это будущее, которое даст ему возможность реализоваться как поэту (создать достаточный по объему и качеству корпус стихов и, конечно, книги, книги, слава, слава), а не просто много обещать, для него единственно тогда дорого и значимо, ради него он готов бросить и жену с детьми, и лучшего друга-поэта (упрек Штейнберга, что он не заступился за него, не бился за него!), и глубинное нежелание-боязнь (именно это слово, а не неумение!) подставить мужское плечо поддержки ангелу гнева Цветаевой... Он еще так молод, красив и мал, у него еще целы все перышки, ему кажется, что по ночам у него светятся два крыла... Жизнь совсем скоро сделает его пожизненным калекой (кто скажет, как он читал на скрижалях веры и справедливости это возмездие судьбы себе - за что?), толкнет профессорскую дочку Цветаеву к самоубийству (согласись, в ее ужасных обстоятельствах смерть от своей руки гораздо выше, прекраснее и бесконечно трагичнее (как для художника), чем от уже изготовленной и загнанной в ствол пули из винтовки безвестного нуля-красноармейца или удара тяпкой по черепу или серпом по шее любой из свирепых от голода и горя нищих тыловых домохозяек рядом)... Судьба и личность Цветаевой здесь становятся воистину исполинскими...
       Думаю, это про нее он написал:

Загородил полнеба гений,
Не по тебе его ступени,
Но даже под его стопой
Ты должен стать самим собой...

    То, замечательное, что он писал ей в ее время, было в значительной степени придумано, ложно раздуто, может быть, желаемо им по размеру себя (понятно ли я выражаюсь?), но его личность, позвонки, самость были еще так малы, так беспомощны.... Он, странным образом, начинает расти и углубляться лишь от потерь: чем больше от него отнимала жизнь, тем больше и крупнее он становился, хотя до социального поступка-вызова он так и не дорос. Отсюда его тяга к легенде, к равенству с ней, его ты в обращении к ней, его местами попытки подняться над ней и ситуацией и увидеть шире и глубже...

    Возможно, ты все это увидел сам внутренним зрением, но все это прописать я тогда просто не успел...

    Извини, убегаю в Пенсионный фонд и Налоговую инспекцию - сегодня предпоследний день сдачи балансов (я директор и главный бухгалтер двух организаций) - и там сейчас настоящий серный черно-красный ад очередей, давок, спертого воздуха и женских истерик.

    Спасибо за картину! Если честно, мне мечталось иметь твою работу. Как ты смотришь на мое предложение: приехать в Москву, поработать, походить по музеям и выставкам, твое проживание (стол и жилье) я обеспечу (2-4 недели, полагаю, ты сможешь увезти в Киев что-то фантастическое!) - у меня теперь для этого есть возможности (и я бесконечно благодарен тебе и Рите за кров в 1990 г. в Киеве).

    Дружески обнимаю,

Твой Александр Кривомазов

    29.07.97

    P.S. Твое стихотворение в начале письма означает лишь то, что я набрал его с буклета, попытался далее залить твой текст с дискеты, но не смог: VENTURA не проходит! И неожиданно написал тебе ответ ниже. Не смог бы твой друг-компьютерщик передать мне твой текст в простом формате txt? Впрочем, подумал я, почему бы не попытаться сделать это в Москве самому? Попытаюсь, но теперь ты понимаешь, почему письмо начинается с тебя...

________________________

    ПОСЛЕСЛОВИЕ. После выхода в свет первой части моих воспоминаний о поэте Арсении Тарковском (А.Н.Кривомазов. К 90-летию поэта и переводчика Арсения Тарковского. - КОМПЬЮТЕРЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ, 1997, № 6, с. 103-166) я получил из Киева два письма с отзывами. Их написали мои друзья, муж и жена - Маргарита Черненко и Дмитрий Корсунь. Вместе с письмами Маргарита привезла дискету с текстом своей диссертации о творчестве Арсения Тарковского и подарок от Дмитрия - его картину. Зная, что жизнь в Киеве посуровее московской, я предложил Рите на основе диссертации подготовить большую статью для одного из моих журналов и заранее выплатил гонорар. Я предупредил Риту и ее подругу и коллегу С.Руссову (у которой тогда же, тоже заранее, купил большую статью на основе ее диссертации по сравнительному анализу философской лирики Николая Заболоцкого и Арсения Тарковского), что если не смогу опубликовать эти весьма объемные тексты, то требовать возврата гонорара не буду - это будут мои проблемы (журнал "АНТОЛОГИЯ МИРОВОЙ ПОЭЗИИ", в первом и втором номерах которого в 1998 г. в итоге были опубликованы эти статьи, тогда не существовал в моей голове даже в виде замысла). И вот, пока Рита мучила компьютер своим могучим текстом (или компьютер мучил ее своей хилостью), я, присев рядом за свободную машину, с головой, забитой балансами и отчетными формами, для минутного отвлечения и наслаждения, для чтения в очереди и попытки запомнить этот чудесный текст, набил стихотворение Дмитрия из буклета - и неожиданно лихорадочно быстро написал ниже ответ на его письмо. Оба киевских письма я собираюсь поместить в отдельной главке в третью часть воспоминаний об Арсении Тарковском (эта главка называется "Третий глаз" и там помещены письменные отзывы на первую и вторую части: потрясающе то, что совершенно разные люди, не подозревая о письмах друг друга, слепили некий "народный рентген", просвечивающий разные грани наших отношений с Тарковскими), но неожиданно (по срокам) часть письма к Дмитрию, которую я выделил здесь курсивом, была опубликована в декабре 1999 г. на партнерском сайте, посвященном жизни и творчеству Марины Цветаевой в разделе "Отрывок из письма".

А.К., 10 мая 2000 г.

    Во время командировки в Москву, 11 мая 2000 г. в редакцию зашла Маргарита Черненко (напомню - жена Дмитрия Корсуня), познакомилась с нашим сайтом и упомянула, что работы Дмитрия Корсуня представлены в Интернете.
    С помощью поисковой системы мы нашли требуемый сайт и теперь с удовольствием предоставляем эту ссылку нашим читателям:

    ДМИТРИЙ КОРСУНЬ.
Родился в 1959 году в Ивано-Франковской области.
В 1982 году закончил исторический факультет Педагогического Университета им. Драгоманова.
В 1995 году закончил Украинскую Академию искусства, факультет живописи, отделение реставрации.


Литературные ссылки: Биография Иосифа Бродского (4 части) | Русский некролог Иосифу Бродскому, январь 1996 | Большая коллекция фотографий Иосифа Бродского | Стихи и проза Бродского в Интернете | Арсений Тарковский и Марина Цветаева | Последние дни жизни Марины Цветаевой | Воспоминания об Арсении Тарковском | Поминки сына поэта, кинорежиссера Андрея Тарковского | Воспоминания Семена Липкина об Арсении Тарковском (интервью) | Воспоминания Григория Корина об Арсении Тарковском (интервью) | Воспоминания Александра Ревича об Арсении Тарковском (интервью) | Статья о поэзии Тарковского | Другие сайты, связанные с именем Арсения Тарковского | Воспоминания об Аркадии Штейнберге |


Требуйте в библиотеках наши деловые, компьютерные и литературные журналы:
Современное управление ] Маркетинг успеха ] Экономика XXI века ] Управление бизнесом ] Ноу-хау бизнеса ] Бизнес-команда и ее лидер ] Компьютеры в учебном процессе ] Компьютерная хроника ] Деловая информация ] Бизнес. Прибыль. Право ] Быстрая продажа ] Рынок. Финансы. Кооперация ] Секретные рецепты миллионеров ] Управление изменением ] Антология мировой поэзии ]

Деград

Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.