Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
СТРАНИЦЫ САЙТА ПОЭТА АРСЕНИЯ ТАРКОВСКОГО
Некоторые главы из второй части (Опубликовано в журнале "Компьютеры в учебном процессе", 1998, № 6, с. 103-160) А.Н.Кривомазов ОБ ЭТИХ ЗАМЕТКАХ Приближается июнь. Иногда, если хватает сил и времени, в каком-либо из наших журналов мы отмечаем очередной день рождения выдающегося русского поэта и переводчика Арсения Александровича Тарковского. Эти заметки лихорадочно быстро писались на моем ноутбуке в мае, в дождливые дни и ночи, в крошечной дворовой халупке в Гурзуфе (Подвойского, 17) к июньской дате, но, по смыслу, они являются продолжением единого текста воспоминаний автора о восьми годах дружбы с замечательными российскими литераторами - Арсением Александровичем Тарковским и Татьяной Алексеевной Озерской-Тарковской. А.А.Тарковский и Т.А.Озерская-Тарковская. Автографы А.А.Тарковского и Т.А.Озерской-Тарковской. Поэтому здесь автор изначально не говорит о многом, сказанном ранее, предполагая, что читатель уже знаком (или имеет возможность ознакомиться) с частью первой. Без этого знакомства, думаю, часть вторая подарит читателю больше вопросов, чем ответов. Последнее замечание: композиционно данный текст не является простым механическим продолжением первого; эти заметки должны быть вставлены в первоначальный текст в разных местах, ибо - более-менее равномерно - лежат в периоде 1981-1989 гг. Возможно, внимательный читатель выполнит это самостоятельно. Надеюсь, жизнь еще предоставит мне возможность с любовью и тщательностью сделать это самому. В ходе писания этих страниц - для отдыха и отвлечения на пляже - читал томик Омара Хайяма, а потом с удивлением обнаружил, что эпиграфы из него там и сям попали в этот текст... ОН И ДРУГИЕ ПОЭТЫ
Всегда воспринимал творчество Арсения Тарковского как заведомо более высокое, нежели стихи подавляющего большинства его современников. В то же время видел (было время, когда мой круг общения был очень широк и интенсивен), что существует традиция принижения его стихов, отношения к ним как к подражаниям, как к чему-то вторичному. Мне казалось, что многие современные поэты чувствовали бы себя гораздо более комфортно и им жизнь подарила бы гораздо больше лучей славы, если бы где-то рядом не существовал тихий и неприметный искалеченный войной старик Тарковский со своими малоизвестными широкой публике книжками. Другие могли сколь угодно долго заниматься поэзией, но они оставались непосвященными в ее тайны - их печатные стихотворные потуги красноречиво говорили об этом. Но он не любил комплиментов в свой адрес. - Пишу и пишу, а как получается - не мне судить... - Но неужели Вы не видите, что у других получается в 1000 раз слабее?!. - Все зависит от задачи. От ее сложности. От ее новизны. От наличия первопроходца и его достижений, его примера. Не мне судить, кто и какую задачу себе выбрал и когда достигнет своей вершины. Хватит ли ему жизни на это. Думаю, автору прежде всего не нужно мешать - в том числе и советами. Поэзия - беспредельна. Абсолютно свободна. Тонкость в том, что поэт часто внутренне несвободен. Это чувствут читатель. Происходит отторжение... - Арсений Александрович! Я в ужасе от того, что Вы говорите. Ведь если в поэзии существует абсолютная свобода - значит, оправданы килотонны макулатуры, которые наварили, ради пропитания и дешевой популярности, Ваши собратья по перу! - Лишите поэзию свободы, и она умрет. Прикажите писать только так и не иначе, и все сейчас же начнут писать в стол... - Я где-то уже это слышал, Арсений Александрович. Если честно, считаю это очень слабым доказательством. Давайте его проотрицаем и посмотрим, что получится. Итак, мы приказываем всем писать абсолютно свободно, больше того, делаем крен - пишите, гады, похуже! И что же: все назавтра накропают новые "Евгении Онегины" и новые "Возмездия"? Как бы не так! Украсят Родину такими цветами, что по три часа будет рвать от каждой книжки... Что тут рассуждать: бараны останутся баранами и ослы - ослами... Другое дело, что Тарковский и тут останется Тарковским и будет карабкаться на свои вершины... И обнаружит: при всех кренах и приказах его участь одна: писать в стол... Вот тебе и абсолютная свобода, разве не так? Смеется: - Спасибо, что дали слово, Сашенька! Не обижайтесь, но и Ваше доказательсво не ново, я его тоже где-то слышал или читал что-то подобное, и оно тоже слабо, потому что мало что объясняет... Вы не находите, что все в нашем предмете обсуждения слишком субъективно и зависит, вдобавок, от чужой точки зрения: для одних Блок - гений и недосягаемая вершина, а для других - восемь толстых томов, как Вы выразились, сплошной макулатуры? - Блок - нехороший пример... Я в студенчестве, стиснув зубы от скуки и сплошного неприятия, промчался по его восьми томам и тому записных книжек и был в шоке - где же Поэт? Но ведь другие - асы! - падают перед ним на спинку... Я был тогда упрям, как черт: второй, третий полет низко-низко, с лупой в руке: ну где же там оно? покажите!.. и вдруг однажды - в какой-то первозданной росе и красоте, безумной и острой, - встало во весь рост и слегка так закачалось: "Когда в листве, сырой и ржавой, рябины заалеет гроздь, когда палач рукой костлявой забьет в ладонь последний гвоздь..." - и понеслось, понеслось... Таким же "закрытым" для меня долго был Брюсов: утюжил-утюжил, утюжил-утюжил, и только потом, потом, потом... постепенно... Кстати о Блоке. У Гиппиус есть воспоминания о молодом Блоке - о его тихой глухой речи, немногословии, скромной манере держаться в тени... В первые месяцы знакомства с Вами часто ловил себя на мысли, что поздний Тарковский по манере общения напоминает молодого Блока... - Не помню.. не знаю... - Продолжим спор? - Ни в коем случае!.. - ??? - !!! - Что так? - Я устал... - И... - Будем просто пить чай... (Все ясно, чего он хочет. Детское время кончилось. Мне пора уходить.) С непосредственностью молодости (иногда мне казалось, что ему эта черта во мне нравится, иногда - что он дает мне чуть-чуть больше свободы, чем остальным) тяну: - Ну вот, только разогрелись... так неохота уволакивать... - А Вас никто и не гонит... - Так, - громко говорю я (он с подчеркнутым холодом смотрит в сторону, демонстрируя свой царственный равнодушно-непроницаемый профиль), - думай, Саша, думай: что же тебе предлагают? Шахматы уже были... Так... Так-так... Ага! Не согласитесь ли, Арсений Александрович, 10-15 минут попозировать молодому рабоче-крестьянскому и трудово-интеллигентскому фотохудожнику-самоучке? Любопытная штучка, знаете ли: никому неведомый разночинец... Сделайте милость! Он будет тих, как мышка... Он спокойно и очень серьезно, о чем-то размышляя, смотрит (вынимаю фотоаппарат), как будто бы видит меня сегодня впервые, еще немного думает... и разрешительно кивает... Щелкаю, щелкаю, щелкаю... Иногда ладонью касаюсь своего носа и отвожу ее вправо - он послушно разворачивается вправо, иногда кончиками пальцев свободной руки прижимаю свой подбородок к груди - он послушно опускает голову. Мы тихонько работаем час, а, может, два; он пластичен и предельно выразителен, эта работа доставляет мне огромное наслаждение, наконец я опускаю камеру (в полутемном поле видоискателя дешевой зеркалки безумно устают от напряжения глаза при практически постоянной смене наводки на резкость!) и говорю: - Согласитесь, Арсений Александрович, как фотограф я Вам гораздо интереснее, чем собеседник?!. Он не спешит отвечать, но и не держит ответ в себе так долго, чтобы я успел забыть вопрос. Мягко и добро улыбается: - Вы не правы... - Ого! Эта моя неправота делает меня счастливым! Пауза. Улыбка (усталая, но по-прежнему добрая): - Меня - тоже... Прокручиваю в голове нашу беседу и вдруг начинаю хохотать. Он недоуменно смотрит на меня и тихо спрашивает, что я нахожу смешного? - Мы говорили - каждый о своем, почти не слыша собеседника! Классический дуэт! Как в знаменитой украинской опере... Дуэт Одарки и ее мужа... "...И не буду я молчать!" - Отчего же, - говорит он, - контакт был... - думает и называет автора либретто, композитора, имена героев, имена исполнителей, говорит, что у него есть пластинка, он ее любит и может поставить... - В другой раз, в другой раз, - говорю, - мне пора уезжать... (Думал, что таких встреч у нас впереди много, но нет, период его относительной речевой активности обрывается 85-86-м годами... Дальше он будет просто любить - любить всех! - и ждать встречи.) * * * |
|
|
Cтраницы в Интернете о поэтах и их творчестве, созданные этим разработчиком:
Деград