-
ОГЛАВЛЕНИЕ
-
-
ВВЕДЕНИЕ
2
-
§ 1.
ХРИСТИАНСКИЙ ТЕКСТ И. БРОДСКОГО 5
-
§ 2.
ЛИРИКА МЕТАФИЗИКИ ИЗГНАНИЯ 15
-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
-
-
-
ВВЕДЕНИЕ
-
-
Настоящая работа -
«Основные
мотивы лирики И. Бродского»
-
преследует цель - проследить поэтические интонации лирики Иосифа
Бродского на примере цикла
«Песни счастливой зимы»,
занимающего в поэзии Бродского особое положение.
-
Актуализируя тему исследования необходимо отметить, количество
написанного Бродским огромно, а написанного о нем - и вовсе не
поддается исчислению.
-
Работы, посвященные творчеству Бродского, отмечает Виктор Куллэ
, могут условно быть разделены на несколько групп.
-
Первую составляют статьи биографического и мемуарного характера,
куда входят как материалы знаменитого
«процесса»,
так и многочисленные вариации на тему
поэта-изгнанника, оказавшегося лауреатом Нобелевской премии.
Среди них как наиболее значительные могут быть отмечены работы
Я. Гордина, А. Гениса, Л. Лосева, В. Полухиной, Л. Штерн и др.
Вторую группу составляют статьи, авторы которых стремятся дать
«итоговую»
оценку творчества Бродского либо
определить его место в литературной
«табели
о рангах».
Сюда можно отнести и некоторые работы,
в которых содержится ряд ценных наблюдений о соотнесенности
поэзии Бродского с определенной традицией (Л. Баткина, С.
Гандлевского, И. Ефимова, Вяч. Вс. Иванова, А. Кушнера, Дм.
Радышевского, А. Ранчина, А. Расторгуева и др.), а также ряд
опубликованных интервью с известными современными писателями, в
которых
«феномен Бродского»
рассматривается в целом. Третью группу составляют исследования,
посвященные разным аспектам поэтики Бродского (Д. Бетеа, В.
Полухиной, А. Жолковского, Л. Лосева, И. Шайтанова, С.
Кузнецова, Ю. Лотмана, Е. Курганова, В. Куллэ и др.), в
частности проблемы лирического
«я»
(В. Полухина, В. Куллэ),
метафорического строя стихотворений поэта (В. Полухина, Л.
Лосев), метаюфизического стиля (И. Шайтанов), пародии и
интертекстуальных заимствований (А. Жолковский), элегической
модели (Е. Курганов), основополагающих принципов поэтики (Ю.
Лотман, С. Кузнецов).
-
Определяя направление исследования, необходимо определиться с
терминологией: ЛИРИКА, 1. Род литературных произведений,
преимущ. поэтических, выражающих чувства и переживания. Русская
классическая лирика.
-
2. Совокупность произведений этого рода поэзии .
-
МОТИВ, - побудительная причина, повод к какому-ниибудь действию
.
-
Таким образом, объектом нашего изучения является творчество
Бродского в аспекте поэтической интонации: чувства, переживания,
окрашенные интимной обращенностью автора к читателю.
-
Предмет исследования – лирика, поэтическая интонация как ведущий
фактор изменения традиционных и оригинальных жанровых форм в
творчестве Бродского, ее художественные особенности и функции в
произведениях поэта.
-
При всей сложности произведений этой уникальной лирической формы
у Бродского, синтезирующей и преобразующей основой
«некая
интонация есть нечто
«совершенно
определенное и чрезвычайно важное в семантическом отношении».
В связи с этим стиховед выделяет в лирике три ведущих
интонационных типа: декламативный (риторический), напевный и
говорной. В каждом из указанных типов построение лирической
интонации имеет существенное значение, но степень этого значения
различна.
-
Из современных исследователей существенный вклад в изучение
типов интонации русского классического стиха внес В. Е.
Холщевников, который считает интонацию существенным смысловым
элементом звучащей речи, в том числе и стиховой, причем стиховая
речь рассматривается исследователем как разновидность именно
звучащей речи, т.е. им актуализируется установка стиха на
говорение. Исследователь признает за стихотворной речью большую
степень интонационной организованности, структурности, а поэтому
и эстетической значимости интонации в стихах, чем в прозаической
речи.
-
Большое теоретическое значение в изучении интонационного строя
стиха имеют работы Ю. М. Лотмана.
«Стих,
- считает исследователь, - это единица ритмико-синтаксического и
интонационного членения поэтического текста (...) Восприятие
отдельного отрезка текста как стиха априорно, оно должно
предшествовать выделению конкретных
«признаков»
стиха (...) Осознание единицы текста
как стиха первично, а конкретные признаки, характеризующие стих
в данной системе, - вторичны»
.
Такое первичное осознание текста как поэтического задается, на
мой взгляд, именно интонацией, возникающей буквально с первой
строки стихотворения, когда
«вторичные»
признаки еще практически не реализованы, и
«сопровождающей»
его вплоть до последнего стиха.
-
Поэтическую интонацию, таким образом, следует понимать как один
из ведущих принципов стихообразования, включающий в себя
совокупность просодических средств (мелодии, паузы, динамики
речи, темпа), ритма, рифмы, строфической организации, образующий
дополнительное семантическое измерения стиха, в котором
приобретает относительно самостоятельную значимость сама
звуковая организация поэтической речи. Такое понимание
поэтической интонации не только существенно корректирует наше
представление о стихе как объекте исследования, но и
способствует разработке новых методик анализа поэтического
текста. Вопрос об интонации замыкает на себе практически весь
круг стиховедческих проблем, начиная от ритмической
вариативности и заканчивая эволюцией жанровых форм и
индивидуального стиля автора.
-
Таким образом, исходя из цели работы, будут решены следующие
задачи:
-
В первой главе работы рассмотрены суждения о
«христианском
тексте»
Бродского в рамках 70-72-го годов. Жизнь есть неумолимое
превращение
«мокрой
гортани»
в
«мертвую натуру»,
тела - в
«голую
вещь».
А можно увидеть в нем еще одну
оппозицию, согласно которой поэт есть слуга языка, а язык есть
средство поэта, центробежная сила ускорения мысли. Бинарная
оппозиция живого и мертвого, преодолеть которую когда-то
удавалось только Богу, теперь становится треугольником, выход из
которого определяется словом поэта в его смертной/бессмертной
сущности. Согласно которой поэт и язык есть последняя надежда
мира, без них обреченного не только на отсутствие голоса, но на
отсутствие знания бесконечного о себе самом.
-
Во второй главе лирика Бродского предстанет перед нами как
метафизика изгнания, путь к которой описан в
«Литовском
ноктюрне»
-
в самом простом, тематическом плане.
Из насильственного тупика эмиграции, каким оно было в
действительности, изгнание становится метафизическим выбором,
предпочтением отказа - согласию, свободы - рабству и неба -
земле.
-
-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
-
1. Александр Генис
«Частный случай»
в его книге
«Иван
Петрович умер».
М., 1999, с. 215-218.
-
2. Анатолий Найман. Рассказы о Анне Ахматовой. М.,
1989, с. 21.
-
3. Баткин Л.М. Тридцать третья буква. Заметки
читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М., 1997. С. 69.
-
4. Бельская Л.Л.
«Часть речи»
Иосифа Бродского // Русская речь. М., 1998. №1. С. 21-27.
-
5. Биркертс С. Искусство поэзии / Бродский И. Большая
книга интервью. С. 76.
-
6. Бродский И. Девяносто лет спустя // Звезда. 1997.
№1. С. 32-33.
-
7. Бродский И. Нобелевская лекция... С. 16.
-
8. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998. С.
244.
-
9. Денис Ахапкин. Лингвистическая тема в статьях и
эссе Бродского о литературе.
«Russian
Literature»,
ХLVII (2000), Nort-Holland, с.
435-447.
-
10. Джордж Клайн. Карта стихотворения поэта. В кн.:
Иосиф Бродский. Большая книга интервью. Сост. Валентины
Полухиной. М., 2000, с. 13.
-
11. Езерская Б. Если хочешь понять поэта... / Бродский
И. Большая книга интервью. М., 2000. С. 193.
-
12. Ефим Эткинд. Материя стиха. СПб., 1998, с. 115-118.
-
13. Жолковский А.К.
«Я вас любил»...
Бродского»
/
Жолковский А.К. Блуждающие сны и
другие работы. М., 1994. С. 214).
-
14. Исупов К.Г. О жанровой природе стихотворного цикла
// Цельность художественного произведения и проблемы его анализа
в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977. С.
165.
-
15. Ковалева И.И., Нестеров А.В. О некоторых пушкинских
реминисценциях у И.А.Бродского // Вестник Московского
университета. Серия 9. Филология. М., 1999. № 4. С. 12-17
-
16. Ковалева И.И., Нестеров А.В. О некоторых пушкинских
реминисценциях... С. 12-17.
-
17. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor,
1986. С. 246-254
-
18. Крепс М. О поэзии Иосифа Бродского... С. 6; Лосев
А. Иосиф Бродский. Предисловие // Эхо. Париж, 1980. №1. С. 30
-
19. Кузнецов С. Пушкинские контексты в поэзии Иосифа
Бродского / Материалы III и IV Пушкинского Коллоквиума в
Будапеште, 1991, 1993. Budapest, 1995. С. 223-230.
-
20. Куллэ В. Иосиф Бродский. Библиографический
обзор/Литературное обозрение. - 1996. - 3, С 53.
-
21. Куллэ В.А.
«Структура авторского
«я»
в стихотворении Иосифа Бродского
«Ниоткуда
с любовью»
//
Иосиф Бродский: творчество, личность,
судьба. СПб, 1998. С. 136-142
-
22. Куллэ В.А.
«Там, где они кончили, ты начинаешь...».
О переводах Иосифа Бродского //
Russian Literature..., p. 276.
-
23. Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.
М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. -М.:Гнозис,
1994.- С. 174-175.
-
24. Лурье С.А. Свобода последнего слова / Иосиф
Бродский размером подлинника. Таллинн, 1990. С. 172-173.
-
25. Науменко А.В.
«Часть речи»
И. Бродского // Язык и культура: Третья междунар. конф.: Тез.
докл. Киев, 1994. С. 246-247
-
26. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского
языка. 80 000 слов и фразеологических выражений. Ин-т русского
языка им.В.В.Виноградова РАН - М.: Азбуковник, 1999; 943 с.
-
27.
Петрушанская
Е.М.
«Remember her».
«Дидона
и Эней»
в памяти и творчестве поэта / Иосиф
Бродский: творчество, личность, судьба. С. 76.
-
28. Полухина В. Поэтический автопортрет Бродского /
Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. СПб, 1998. С.
147-148.
-
29. Полухина В.П. Грамматика метафоры и художественный
смысл // Поэтика Бродского. N.J., 1986. С. 69.
-
30. Полухина В.П. Жанровая клавиатура Бродского //
Russian Literature.
Vol. 38, no. 2-3. Amsterdam, North-Holland, 1995, p. 146.
-
31.
Пярли
Ю.
Синтаксис
и
смысл.
Цикл
«Часть речи»
И. Бродского // Модернизм и постмодернизм в русской литературе и
культуре. Helsinki, 1996. С. 409-418
-
32.
Слово в поэзии Иосифа Бродского. Автореферат дисс.
канд. филол. наук. Тбилиси, 1998. С. 27.
-
33. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. Дисс. ...
докт. филол. наук. Калинин, 1989. С. 121.
Источник: http://www.dp5.ru/0_RKD_demo/00124.htm
Требуйте в библиотеках наши деловые, компьютерные и литературные журналы:
[ Современное управление ]
[ Маркетинг успеха ]
[ Экономика XXI века ]
[ Управление бизнесом ]
[ Ноу-хау бизнеса ]
[ Бизнес-команда и ее лидер ]
[ Компьютеры в учебном процессе ]
[ Компьютерная хроника ]
[ Деловая информация ]
[ Бизнес. Прибыль. Право ]
[ Быстрая продажа ]
[ Рынок. Финансы. Кооперация ]
[ Секретные рецепты миллионеров ]
[ Управление изменением ]
[ Антология мировой поэзии ]
Карта сайта: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
|