Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)Коллекция фотографий Иосифа БродскогоОн на короткое время сменил смог Нью-Йорка на чистый воздух Неаполя, КАЛАШНИКОВ Сергей Борисович
Поэтическая интонация в лирике И. А. Бродского
10.01.01 - русская литература АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук
Волгоград - 2001 Диссертация выполнена на кафедре литературы Волгоградского государственного университета
Общая характеристика работы Творчество И. А. Бродского (1940 - 1996), одного из крупнейших поэтов XX века, не было обделено вниманием ни при жизни поэта, ни тем более после его смерти. Внезапная кончина Бродского в январе 1996 года повлекла за собой целую волну публикаций самого широкого диапазона: от сугубо мемуарных и биографических до собственно научных. Не ослабевает она и по сию пору. Однако ошибочно полагать, что интерес к творчеству поэта несправедливо запоздал. При всей сложности отношений Бродского с советской властью, всех трудностях, связанных с публикацией его произведений в «возлюбленном Отечестве», и спецификой эмиграции, недостатка внимания со стороны критиков и исследователей в последние десятилетия он не испытывал. Общий список работ по Бродскому на сегодняшний день превысил тысячу наименований, поэтому, как считает один из первых отечественных исследователей и библиографов творчества поэта В. Куллэ, «полная библиография текстов Бродского, как и работ, ему посвященных, представляется делом заведомо безнадежным, едва ли не титаническим»1. Все работы о поэте могут быть разделены на несколько групп. Первую составляют статьи биографического и мемуарного характера, куда входят как материалы знаменитого «процесса», так и многочисленные вариации на тему поэта-изгнанника, оказавшегося лауреатом Нобелевской премии. Среди них как наиболее значительные могут быть отмечены работы Я. Гордина, А. Гениса, Л. Лосева, В. Полухиной, Л. Штерн и др. Вторую группу составляют статьи, авторы которых стремятся дать «итоговую» оценку творчества Бродского либо определить его место в литературной «табели о рангах». Сюда можно отнести и некоторые работы, в которых содержится ряд ценных наблюдений о соотнесенности поэзии Бродского с определенной традицией (Л. Баткина, С. Гандлевского, И. Ефимова, Вяч. Вс. Иванова, А. Кушнера, 1 Куллэ В. Иосиф Бродский. Библиографический обзор .•/ Литературное обозрение. - 1996. - ^ 3, С 53, Дм. Радышевского, А. Ранчина, А. Расторгуева и др.), а также ряд опубликованных интервью с известными современными писателями, в которых «феномен Бродского» рассматривается в целом. Третью группу составляют исследования, посвященные разным аспектам поэтики Бродского (Д. Бетеа, В. Полухиной, А. Жолковского, Л. Лосева, И. Шайтанова, С. Кузнецова, Ю. Лотмана, Е. Курганова, В. Куллэ и др.), в частности проблемы лирического «я» ( В. Полухина, В. Куллэ), метафорического строя стихотворений поэта (В. Полухина, Л. Лосев), метафизического стиля (И. Шайтанов), пародии и интертекстуальных заимствований (А. Жолковский), элегической модели (Е. Курганов), основополагающих принципов поэтики (Ю. Лотман, С. Кузнецов). Объектом нашего изучения является творчество Бродского в аспекте поэтической интонации. Предмет исследования - поэтическая интонация как ведущий фактор изменения традиционных и оригинальных жанровых форм в творчестве Бродского, ее художественные особенности и функции в произведениях поэта. Актуальность диссертации определяется тем, что в последнее время перед исследователями творчества Бродского отчетливо обозначилась проблема изучения специфики и генезиса жанра так называемых «больших стихотворений». Многие из них являются синкретическими образованиями, объединяя в себе разноприродные, а порою даже взаимоисключающие художественные принципы и тенденции. Попытки выявления генезиса «больших стихотворений» осуществлены только в работе Д. Ахапкина2, а многочисленные краткие замечания и наблюдения об особенностях этого жанра у Бродского «рассеяны» в мемуарной и исследовательской литературе и носят отнюдь не систематический характер. Проблема «больших стихотворений» - одна из центральных в изучении творчества поэта. При всей сложности произведений этой уникальной жанровой формы у Бродского, синтезирующей и преобразующей основой «не- 2 Ахапкин Д. «Прощальная ода»: у истоков жанра «больших стихотворений» /' Звезда. - 2000. - № 5. - С. 104 -ПО. екая интонация есть нечто «совершенно определенное и чрезвычайно важное в семантическом отношении»8. В связи с этим стиховед выделяет в лирике три ведущих интонационных типа: декламативный (риторический), напевный и говорной. В каждом из указанных типов построение лирической интонации имеет существенное значение, но степень этого значения различна. Из современных исследователей существенный вклад в изучение типов интонации русского классического стиха внес В. Е. Холщевников, который считает интонацию существенным смысловым элементом звучащей речи, в том числе и стиховой, причем стиховая речь рассматривается исследователем как разновидность именно звучащей речи, т.е. им актуализируется установка стиха на говорение. Исследователь признает за стихотворной речью большую степень интонационной организованности, структурности, а поэтому и эстетической значимости интонации в стихах, чем в прозаической речи9. Большое теоретическое значение в изучении интонационного строя стиха имеют работы Ю. М. Лотмана. «Стих, — считает исследователь, — это единица ритмико-синтаксического и интонационного членения поэтического текста (...) Восприятие отдельного отрезка текста как стиха априорно, оно должно предшествовать выделению конкретных «признаков» стиха (...) Осознание единицы текста как стиха первично, а конкретные признаки, характеризующие стих в данной системе, — вторичны»10. Такое первичное осознание текста как поэтического задается, на наш взгляд, именно интонацией, возникающей буквально с первой строки стихотворения, когда «вторичные» признаки еще практически не реализованы, и «сопровождающей» его вплоть до последнего стиха. «Читая стихи, — отмечает М. Л. Распаров, — мы никогда не воспринимаем только то. что сказано смыслом их слов (...) Стих — это текст, ощущаемый * Эйхенбаум Б. Мелодика русского лирического стиха >/' Эйхенбаум Б. О поэзии. — Л.: Сов. писатель, 1969. • — С. 330. ' Холшевников В. Е. Стиховедение и поэзия. -Л.. 1491. -С 85. !° Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. -М.:Гнозис, 1994.- С. 174—175. как речь повышенной важности (курсив наш — С. К.), рассчитанная на запоминание и повторение»11. Эту же особенность поэтической речи отмечает Ю. И. Левин12. В истории изучения поэтической интонации можно отметить также работы Е. В. Невзглядовой, в которых подведен своеобразный итог размышлений о сущности этого элемента стихотворной речи. Е. В. Невзглядова приходит к выводу о том, что вне зависимости от лексико-грамматического содержания речи, актуализируя ее принципиальную неадресованность, поэтическая интонация является не просто ведущим компонентом стихотворной речи, но главным конструктивным фактором, образующим стих13. Поэтическую интонацию, таким образом, следует понимать как один из ведущих принципов стихообразования, включающий в себя совокупность просодических средств (мелодии, паузы, динамики речи, темпа), ритма, рифмы, строфической организации, образующий дополнительное семантическое измерения стиха, в котором приобретает относительно самостоятельную значимость сама звуковая организация поэтической речи. Такое понимание поэтической интонации не только существенно корректирует наше представление о стихе как объекте исследования, но и способствует разработке новых методик анализа поэтического текста. Вопрос об интонации замыкает на себе практически весь круг стиховедческих проблем, начиная от ритмической вариативности и заканчивая эволюцией жанровых форм и индивидуального стиля автора. Основная цель диссертации обусловлена стремлением определить своеобразие поэтической интонации Бродского и - шире - характера его поэтического мышления в целом. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: 11 Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. — М.: Наука, 1989. — С. 3, 8. 12 Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 467. 13 Невзглядова ЕВ. Проблема стиха (на материале русской лирической поэзии) // Русская литература. - 1994. № 4. - С. 90. екая интонация есть нечто «совершенно определенное и чрезвычайно важное в семантическом отношении» . В связи с этим стиховед выделяет в лирике три ведущих интонационных типа: декламативный (риторический), напевный и говорной. В каждом из указанных типов построение лирической интонации имеет существенное значение, но степень этого значения различна. Из современных исследователей существенный вклад в изучение типов интонации русского классического стиха внес В. Е. Холшевников, который считает интонацию существенным смысловым элементом звучащей речи, в том числе и стиховой, причем стиховая речь рассматривается исследователем как разновидность именно звучащей речи, т.е. им актуализируется установка стиха на говорение. Исследователь признает за стихотворной речью большую степень интонационной организованности, структурности, а поэтому и эстетической значимости интонации в стихах, чем в прозаической речи9. Большое теоретическое значение в изучении интонационного строя стиха имеют работы Ю. М. Лотмана. «Стих, — считает исследователь, — это единица ритмико-синтаксического и интонационного членения поэтического текста (...) Восприятие отдельного отрезка текста как стиха априорно, оно должно предшествовать выделению конкретных «признаков» стиха (...) Осознание единицы текста как стиха первично, а конкретные признаки, характеризующие стих в 10 т, данной системе, — вторичны» . Такое первичное осознание текста как поэтического задается, на наш взгляд, именно интонацией, возникающей буквально с первой строки стихотворения, когда «вторичные» признаки еще практически не реализованы, и «сопровождающей» его вплоть до последнего стиха. «Читая стихи, — отмечает М. Л. Распаров, — мы никогда не воспринимаем только то, что сказано смыслом их слов (...) Стих — это текст, ощущаемый * Эйхенбаум Б Мелодика русского лирического стиха / Эйхенбаум Б. О поэзии -- Л.: Сов. писатель. 1969. — С. 330. '' Холшевников В. Ь. Стиховедение и поэзия.-Л.. 1991.-С. 85. 10 Лотман Ю. М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа.-М.: Гнозис, 1994,- С. 174— 175. как речь повышенной важности (курсив наш — С. К.), рассчитанная на запоминание и повторение»11. Эту же особенность поэтической речи отмечает Ю. И. Левин12. В истории изучения поэтической интонации можно отметить также работы Е. В. Невзглядовой, в которых подведен своеобразный итог размышлений о сущности этого элемента стихотворной речи. Е. В. Невзглядова приходит к выводу о том, что вне зависимости от лексико-грамматического содержания речи, актуализируя ее принципиальную неадресованность, поэтическая интонация является не просто ведущим компонентом стихотворной речи, но главным конструктивным фактором, образующим стих13. Поэтическую интонацию, таким образом, следует понимать как один из ведущих принципов стихообразования, включающий в себя совокупность просодических средств (мелодии, паузы, динамики речи, темпа), ритма, рифмы, строфической организации, образующий дополнительное семантическое измерения стиха, в котором приобретает относительно самостоятельную значимость сама звуковая организация поэтической речи. Такое понимание поэтической интонации не только существенно корректирует наше представление о стихе как объекте исследования, но и способствует разработке новых методик анализа поэтического текста. Вопрос об интонации замыкает на себе практически весь круг стиховедческих проблем, начиная от ритмической вариативности и заканчивая эволюцией жанровых форм и индивидуального стиля автора. Основная цель диссертации обусловлена стремлением определить своеобразие поэтической интонации Бродского и — шире — характера его поэтического мышления в целом. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи: 11 Гаспаров М. Л. Очерк истории европейского стиха. — М.: Наука. 1989. -— С. 3, 8. 12 Левин Ю. И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. — М.: Языки русской культуры, 1998. — С. 467. 13 Невзглядова Е.В. Проблема стиха (на материале русской лирической поэзии) // Русская литература. - 1994. - №4.-С. 90. - реконструировать на основе всего корпуса текстов Бродского инвариантную модель его поэтического мира «Пространство - Время - Язык»; - определить факторы литературного генезиса жанра «большого стихотворения» в лирике поэта; - выявить динамику элегической интонации стихотворца и функцию поэтической монотонии как ведущего фактора ее трансформации; - сформулировать понятие интонационной модели и определить ее специфику в творчестве Бродского; - рассмотреть зависимость поэтической интонации автора от реализации орфического комплекса на уровне существования языка как онтологического абсолюта; - выявить характер ритмико-интонационной подосновы лирических произведений Бродского. Методология исследования опирается на системный подход к изучению текста художественного произведения, и в частности стиха, сформулированный в трудах Ю. М. Лотмана: «Изучение стиха как структуры подразумевает создание единой методологии для рассмотрения всех сторон поэтического произведения в их единстве. На смену искусственно противопоставляемым (или разделяемым) «идейному анализу» и «анализу формы» должно прийти исследование художественной природы литературного творчества, исходящее из органической связи всех сторон изучаемого явления»14. Методы исследования определяются конкретными задачами, решаемыми на разных этапах анализа художественного текста. Основу составляет структурный подход (Ю. Лотман), предполагающий рассмотрение произведения на всех уровнях его организации. В работе также использованы принципы истори-ко-функционального изучения литературы (С. Аверинцев), приемы стиховедческого (М. Гаспаров) и семиотического (Ю. Левин, Б. Успенский) анализа, элементы интертекстуального подхода (А. Жолковский). 14 Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. - М.: Гнозис, 1994. - С. 24. 7 Материалом данного исследования служат наиболее показательные для творческой эволюции поэта так называемые «большие стихотворения», а также произведения, соотнесенные автором с элегической и одической традициями, его эссеистика, драматургия и интервью, в той или иной мере проясняющие поэтическую практику исследуемого автора. Научная новизна диссертации связана с обращением, с одной стороны, к недостаточно изученному творчеству И. Бродского, а с другой - с подходом к поэтической интонации как важнейшему структурообразующему принципу стихотворного произведения. Изучение отдельных элементов организации поэтического текста (метра, ритма, рифмы, строфы) не позволяет оценить всей степени его эстетического воздействия, которое осуществляется на уровне интонации, т.е. всего комплекса средств, обеспечивающего глубинную зависимость между содержанием поэтической речи и смыслом ее звучания. Теоретическая значимость работы состоит в определении интонации как одного из ведущих принципов организации поэтического текста; в выявлении факторов изменения лирических жанров в поэзии Бродского; в определении понятия «интонационная модель»; в выявлении генезиса жанра «больших стихотворений» в творчестве поэта. Практическое значение исследования состоит в выработке комплексной методики интонационного анализа. Материалы и результаты данной работы могут быть использованы в вузовских курсах, спецкурсах и спецсеминарах по истории русской литературы XX века и литературы русской эмиграции, а также по теории стиховедения. Апробация материала. Основные положения диссертации изложены на Международном Конгрессе поэтов (Санкт-Петербург, 1999), Всероссийских межвузовских конференциях «Природа и человек в художественной литературе» (Волгоград, 1998, 2000), научно-практической межвузовской конференции студентов и молодых ученых Волгоградской области (Волгоград, 1997), научных конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета (Волгоград, 1997, 1998, 1999, 2000), Пушкинских чтениях (Волгоград, 1999). На защиту выносятся следующие положения: - Бродский - автор, обладающий системой интонационного мышления, определяющего характер жанрообразования и образотворчества в поэтическом мире автора; - поэтическая интонация Бродского является одним из ведущих структурообразующих принципов организации его текстов, в частности так называемых «больших стихотворений». Она объединяет разнородный лирический материал и «вторичные» (Ю. М. Лотман) стиховые признаки в единство высшего порядка - собственно стихотворение; - Бродский - поэт преимущественно одический, существенно трансформировавший традиционную для русской поэзии элегическую модель, вплоть до ее полного расподобления, и придавший стиху приподнятое торжественное звучание за счет использования риторической систематизации речи; - «большое стихотворение» - уникальное для русской поэтической традиции жанровое образование, которое характеризуется разноприрод-ностью и синкретизмом составляющих его элементов, объединенных у Бродского интонацией высокоинтеллектуального говорения. Появление формы «большого стихотворения» в творчестве автора обусловлено приведением к интонационному однообразию элегической, буколической и одической жанровых разновидностей; - орфические принципы аутентичности речи и пространства и трансформации субъектно-объектных отношений находят воплощение и на уровне образной системы стихотворений, и на уровне интонационной модели, определяя существование поэтической речи в ситуации автокоммуникации; - интонационная модель Бродского характеризуется благодаря интенсивному использованию анжамбемана уникальными параметрами: смещением каденции в глубину стиха, а антикаденции - к его исходу. Прием переноса в структуре стихотворений поэта выполняет функцию преодоления дискретности мира и разобщенности его явлений посредством непрерывности потока стихотворной речи. Объем и структура диссертации. Общий объем диссертации - 235 страниц. Она состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы. Основное содержание работы Поставленные задачи определяют следующее расположение материала. Во введении дается обзор литературы по проблеме поэтической интонации в отечественном стиховедении, обосновываются характер и задачи исследования, определяются актуальность и новизна диссертации. В первой главе «Инвариант поэтического текста Бродского» на основании всего корпуса текстов поэта реконструируется инвариантная схема его поэтического текста «Пространство - Время - Язык», выражающая иерархическую зависимость этих трансцендентных категорий на уровне смысловой организации текста. Обладая в философии Бродского привилегированным статусом, они определяют также основные свойства поэтического мышления стихотворца. Так, Пространство у Бродского, занимая подчиненное по отношению ко Времени положение, обладает конечностью, немотой и неподвижностью. Оно неравномерно и сходит на конус в месте пребывания человека, придавая его существованию особый экзистенциальный смысл: человек вытесняется пространством в сторону смерти (Абсолютного Времени). В структуре мироздания Бродский выделяет время относительное, обладающее субстанциональностью и выраженное через образы воды, пыли (песка), снега, ткани (материи), человеческого ю тела и связанное с прошлым индивидума, а также Время Абсолютное, отождествляемое со смертью и пустотой и заключающее в себе одновременность прошлого, настоящего и будущего. По своим свойствам Язык метонимически уподобляется Пространству и Времени, поэтому стихотворение понимается поэтом в метафизическом смысле как преодоление пространства и реорганизация времени средствами просодии. Природа этого уподобления основана на нейтральности и бесстрастности Времени, что и определяет в поэтическом мире Бродского качество интонации. Человеческое бытие у поэта приравнивается именно к бытию в слове. Язык мыслится как субстанция, способная растворить в себе не только отдельного человека, но и пространство со временем. Свойство языка преодолевать «законы тяготения» и «собственную массу» (Бродский), его способность ко взгляду со стороны на происходящее во времени и пространстве объясняют одну из принципиальных особенностей эстетики автора — чувство отстраняющей дистанции, задающей «вертикаль» мироздания. Глубинная связь между этими компонентами эстетики Бродского позволяет понять ведущую роль интонации в структуре стихотворных произведений поэта. Таким образом, Язык у Бродского выступает в роли главного структурирующего мироздание феномена, подчиняющего себе и Время, и Пространство за счет способности отстранения от рассматриваемого объекта. Речь приобретает в поэтическом мире стихотворца статус онтологического абсолюта, а интонационный строй стихотворения Бродского определяется реализацией - полной или частичной - модели «Пространство - Время - Язык» в конкретных произведениях поэта. Построение инвариантной схемы поэтического текста Бродского помогает также глубже понять специфику оригинального жанра «больших стихотворений», для которых она является наиболее актуальной. Во второй главе «Трансформация элегической интонации в лирике Бродского» рассматривается элегическая интонация автора и факторы ее изменения, а также выявляется орфический комплекс творчества поэта. При почти общем единодушии в определении доминирующей интонации стихов Бродского и ее качества (уход от традиционной мелодичности русской поэзии к холодности, размеренности и бесстрастности), вопрос о ее функции в поэтической системе Бродского остается спорным, если и вовсе не открытым. Разговор об элегичности Бродского, как правило, связан с именем Е. А. Боратынского. Развивая мысль об элегической направленности творчества Бродского в целом, Е. Курганов говорит о так называемой «модели элегического поэта»15, которая включает в себя категорию изгнания, вытеснения эле-гика миром в некую пустоту; неизбежность утрат; самооплакивание себя в чуждом и враждебном веке; ощущение себя «последним поэтом»; элегическую монотонию как «мощнейшее средство отторжения от века»16. Предложенная Е. Кургановым «модель элегического поэта», на наш взгляд, далеко не во всех положениях применима к творчеству Бродского. Трудно согласиться с определением интонации поэта как рыдающей, а также с положением о несовпадении Бродского со временем (веком, эпохой). При построенной стихотворцем «эстетике времени» (Е. Рейн) этот тезис оказывается крайне сомнительным. Наконец, отсутствие гармонии и согласованности бытия у Бродского преодолевается именно Словом: дискретность жизни исчезает в процессе творческого акта. Элегизм, на наш взгляд, должен связываться именно с интонацией стихотворения. Элегия предполагает множество интонационных оттенков, синхронных душевному состоянию субъекта речи. Такое понимание элегизма актуализируется в исконном значение термина, выработанном еще в античности и заинтересовавшем Бродского в «Путешествии в Стамбул». Элегизм проявляется не на жанровом уровне (уже у романтиков первой трети XIX в. не было четкой границы элегического жанра: это была просто «печальная песнь») и не в лирической композиции (она могла быть различной). Его действительная природа заложена в интонационно-ритмических нюансах стихотворной речи. Следовательно, в Боратынском Бродский находит прежде всего чрез- " Курганов Е. Ьродский и Боратынский ;'/ Звезда. - 1997. -№ 1. -С. 201. "' Там же. 12 вычайно последовательного аналитика душевных состояний, используя сходные принципы организации самого стихотворения. В связи с тем, что признаки элегического жанра крайне размыты, предлагаем выделить ведущие из них, влияющие, на наш взгляд, на формирование элегического «направления» (Ю. Тынянов): специфическая элегическая интонация, основанная на нюансировке психологических состояний субъекта речи; особый семантический ореол метрической структуры; монолог лирического героя в ситуации лирического драматизма; определенный круг «элегических» тем: смерть, душа, разлука с возлюбленной, самоустранение из мира, подведение жизненного итога и некоторые другие. Однако при анализе стихотворений Бродского мы учитывали то, как сам автор определяет жанровую принадлежность произведения (как правило, обозначенную уже в заглавии), соотнося его с определенной традицией. В раннем творчестве Бродский обращается к традиционным для русской элегии мотивам: утраты, разлуки с возлюбленной, забвения. В стихотворениях 1960 года «Элегия» и «Стрельнинская элегия» даже лексически он приближается к словарю элегиков XIX века: «утраты внезапные», «лета прошедшие», «забвение», «тоска и боль», «тень любви напрасной» и т.д. В конце 1960-х годов представление Бродского о жанре значительно трансформируется: традиционная элегичность русского стиха разрушается под воздействием уже выработавшейся и получившей к этому времени у поэта метафизическое обоснование интонации. Особенно очевидно это в произведениях 1968 г. «Почти элегия» и «Я выпил газированной воды...». И то и другое стихотворения как будто бы близки элегии: отчасти из-за свойственной этому жанру ретроспективы в прошлое, которая к тому же усиливается разлукой с возлюбленной; отчасти из-за отчужденно-элегического пятистопного ямба. Но уже в этих двух стихотворениях Бродский сознательно избегает любых мелодраматических эффектов, отвергает традиционные решения элегических тем самоустранения и разлуки, существенно меняя ко всему прочему и их тональность. Ее- ли в «Я выпил газированной воды...» жизнь пока еще не претворилась в музыку, не возвысилась над собой и вместо «элегической грусти» вызывает лишь иронию, переходящую в инвективу, то в «Почти элегии» благодаря разработанной теме творчества мы имеем дело со смешанным чувством печали и радости — тем самым, что составляло содержательную сущность античной элегии. По-своему уникально античное представление об элегичности воплощается в «Римских элегиях» (1981) Бродского. Заявленная топографическая точность имеет для поэта концептуальное значение: Рим мыслится не только как географический и исторический центр целой цивилизации, но и — метафизически — как символ Империума Культуры, некоего насыщенного эстетического пространства, знаменующего собой Вечность. Традиционное элегическое самоустранение заменяется полным слиянием с миром в самом его центре, поэтому и свойственная элегии ретроспекция оказывается неактуальна. Самозабвение лирического «я» поддерживается даже метрически: длинная стихотворная строка, располагающая к перечислению, обильному использованию придаточных предложений, позволяет говорящему «затеряться» среди «развалин мира», превратить собственную автохарактеристику в их описание. Дальнейшая трансформация элегического жанра у Бродского связана с той бесстрастной, вибрирующей на предельной высоте, интонацией, повторяющейся с начала 1980-х годов почти в каждом стихотворении. «Взятый вне мяса звук» (Бродский) показывает степень удаленности субъекта от предмета речи, превращаясь в своеобразную реализацию принципа отстранения. «Элегия» 1982 года — убедительный тому пример. Ее особенностями становятся натурфилософия (обычно для этой цели используются эклоги) и наукообразие. В «Элегии» отчетливо намечается самоустранение лирического субъекта из текста стихотворения, которое тяготеет к объективированному научному повествованию и отчасти воспроизводит его стилистику. С начала 80-х годов в лирике Бродского обнаруживается явная тенденция не просто к пересмотру традиционных элегических схем, но к их разрушению; не к приглушению господ- ствующей в элегии печальной интонации, а к ее вытеснению на периферию стихотворения и даже к полному устранению. Так, «Элегия» 1986 г. демонстрирует нейтрально-бесстрастную поэтическую интонацию, граничащую с полным безразличием к предмету говорения. Основа лирического сюжета остается намеренно непроясненной; личная драма перестает восприниматься таковой и из интимной превращается в трагедию всего миропорядка. Бродским сохраняется лишь метрическое уподобление элегическому дистиху, поддерживаемое парной рифмовкой. Поэт движется по пути расподобления элегического жанра, достигающего своего апофеоза в «Элегии» (1988). Ни один из обозначенных нами признаков элегии в этом стихотворении не проявлен. Вместо свойственного элегии лирического монолога от первого лица демонстрируется окончательная обезличенность лирической персоны. Тематически стихотворение уподоблено научному докладу, трактату о «победе воспоминаний над действительностью», о непреложности законов эволюции, распространяющихся на все мироздание. Интонационной доминантой становится безучастность, символизирующая максимальную объективность. Сплошное интонирование задается также интенсивным использованием анжамбемана, количество стихов с которым составляет 66,5 % от общего числа строк. Наконец, даже на метрическом уровне организации стиха происходит «конец элегии»: она написана верлибром. Метафизическое обоснование этого стихотворения следует, на наш взгляд, искать в том, что перед нами — своеобразная ода голоса самому себе, заинтересованность звучащей речи в обозначении предела своих возможностей, существование говорения независимо от его субъекта, говорение как самоцель. Еще одной разновидностью элегии, демонстрирующей сходные процессы трансформации традиционной элегичности у Бродского, являются стихотворения «На смерть...». В данной жанровой форме доминирует особый тип субъ-ектно-объектных отношений: самоотождествление лирического героя с другим лицом, вызванное отчасти отношением к неизбежной собственной смерти, отчасти возможностью дополнительных медитаций о потустороннем существова- 15 нии вообще. В связи с этим целесообразно говорить об особом орфическом комплексе лирики Бродского, в основе которого лежит трансформация субъ-ектно-объектных отношений до максимальной степени совмещения «я» художника и окружающего его познаваемого пространства. Подобное совмещение оказывается возможным благодаря постоянной корреляции языка и пространства. В этом Бродский смыкается не столько с Рильке, сколько с его мифическим героем - пра-поэтом Орфеем. Орфическая метаморфоза состоит в том, что поэт перепоручает свой голос адресату послания, создавая тем самым эффект «присутствия отсутствующего» в целостности жизни и смерти, в единстве противоположных начал бытия. Это превращение и становится местом рождения голоса как онтологического абсолюта, стихотворения как реорганизованного времени. Таким образом, орфический комплекс лирики Бродского можно определить как специфическую трансформацию субъектно-объектных отношений в стихотворении, основанную на эквивалентности речи и пространства, их постоянном взаимопревращении друг в друга. Характерным и одним из ранних примеров такого стихотворения является «Большая элегия Джону Донну» (1963). В ней Бродским задана универсальная модель самого стихотворения, сущности поэтического творчества в целом, по которой стихотворение становится «слушателем» себя самого же. Поэтическая речь только потому и существует, что движение голоса в ней есть разговор поэта с собственной душой, постоянный возврат («кругообращение») ее к себе самой. В этом смысле любое стихотворение, по Бродскому, апеллирует к самому себе и является рефлексией над собственным развертыванием. «Большая элегия...», как представляется, и есть орфический «кругооборот», осуществляемый за счет двух взаимонаправленных процессов: движения голоса и его саморефлексии. В «Большой элегии Джону Донну» вместо традиционного для элегии самоотчужденного «я» в стихотворении возникает образ «я» самоопределяющегося, характерного для произведений одической направленности, в структуре которого происходит полагание идентичности с собой (лирический субъект Бродского осуществляет его благодаря аналогии с поэтом Джоном Донном). Наконец, в пользу одической направленности стихотворения говорит и специфическая система интонирования, придающая всему произведению особую одическую торжественность и приподнятость. Таким образом, во второй главе нами установлено, что ведущим фактором, влияющим на трансформацию и расподобление элегического жанра в творчестве Бродского являются не столько тематические новации, сколько специфический характер его поэтической интонации, связанный с метонимическими уподоблениями стихотворной речи свойствам пространства и времени. Отстраняющая дистанция, перечислительная монотония, орфический комплекс, интенсивное использование анжамбемала способствуют формированию интонационной модели, при которой паузирование в стихотворении Бродского стянуто от исхода стиха к его середине, создавая эффект непрерывности речи, многоступенчатого выяснения смысла, направленного в «другие сферы». В третьей главе «Одический субстрат в лирике Бродского» определяется преимущественно одический характер поэтической интонации Бродского, выявляется специфика его интонационной модели, рассматриваются связи с поэзией английских метафизиков XVII в. и русской одической традицией XVIII в. В связи с этим целесообразно, на наш взгляд, для обозначения подобной зависимости ввести определение одического субстрата. Под ним мы предлагаем понимать не буквальную, но опосредованную зависимость поэтической системы Бродского от стихотворной теории и практики XVIII в., тематическую, образную, композиционную и ритмико-интонационную общность, генетически восходящую к тому обобщенному представлению об оде, которое было сформировано поэтами-классицистами. Таким образом, одический субстрат есть преимущественная подоснова творчества поэта, связанная не столько с одой как жанром, сколько как определенным направлением поэзии. Интонационные новации Бродского проявляются не только в элегических стихотворениях, но и буколических, которые также являются у поэта разновид- 17 ностью жанра «большого стихотворения». В одном из ранних стихотворений «Полевая эклога» (1963) Бродским уже заявлена специфическая модель интонирования, основанная на использовании анжамбемана. Особенность возникающей здесь асемантической паузы заключается в том, что она возникает там, где в естественном потоке речи не должна была появиться. С одной стороны, кратчайшая - на доли секунды - остановка поэтической речи вызвана сильной инерцией стихотворного ритма, который внезапно обрывается на середине синтагмы, но требует очередного почти мгновенного голосового приступа в начале следующего стиха, чтобы уменьшить возникший разрыв между смыслом и инерцией речи. С другой стороны, эта вынужденная, навязанная анжамбеманом пауза, не может длиться столь же долго, как при нормальном говорении и естественном паузировании на знаках препинания. В противном случае единство и взаимообусловленность речи и смысла в поэтическом тексте окажутся нарушенными. Таким образом, асемантическая пауза есть некое «иррациональное пустое время» (Ю. Тынянов), обеспечивающее одновременную «нераздельность и неслиянность» поэтического ряда. В конце 60-х годов Бродский обращается еще к одной разновидности буколической поэзии - идиллии. Однако осуществляется оно в сугубо пародийном ключе, поэтому традиционные жанровые признаки «пастушеской поэзии» переосмысливаются не только в образной системе, но и интонационно. В «Лесной идиллии» Бродского лексико-грамматическое и интонационное членение в пределах одной поэтической строки совпадают, что объясняется сознательной ориентацией на традиции не «говорного» (В. Холщевников), но «песенного» типа стиха. Естественно-разговорная речь и песенная интонация противопоставлены здесь высокоинтеллектуальному говорению «метафизических» стихотворений поэта. В 1980 году Бродский пишет «Эклогу 4-ю (зимнюю)», а годом позже создает «Эклогу 5-ю (летнюю)». Впоследствии обе они войдут в книгу «Урания» — возможно, одну из самых сосредоточенных в творчестве поэта медитаций на тему пространства и времени. Именно в ней обозначается отчетливый переход от «корябающей» пронзительности цикла «Часть речи» к бесстрастности и сдержанности поэтической интонации, ее уравновешенности и монотонности. Ведущая особенность эклог Бродского состоит в том, что интеллектуальное переживание от начала стихотворения к его концу постепенно переносится из пространственного восприятия во временное. Статическая данность переходит во внутренний, метафизический пейзаж — ив этом случае стихотворение строится на основе перечисления примет, синхронных онтологичским ощущениям субъекта речи. Поэтому каждое из времен года в изображении стихотворца — абстракция, каталог примет отвлеченного, умозрительно пейзажа, хотя и детально разработанного. Теме природы здесь отводится сугубо вспомогательная функция. Наряду с темами любви и разлуки, утраты друзей, изгнания, она становится у Бродского еще одной из многочисленных вариаций инвариантной схемы «Пространство — Время — Язык». В центр стихотворения поставлена не природа как таковая, данная в переживании конкретной лирической персоны, а, по сути, весь миропорядок. На интонационном уровне организации текста эта особенность находит воплощение в специфических свойствах «вторичных» стихообразующих принципов. Используя тактовик, поэт добивается эффекта особой весомости каждого слова в стихе. Выделенное метрическим ударением, оно приобретет большую, чем в регулярных размерах, самостоятельность и значимость. Сегменты интонационных фраз заканчиваются у поэта женскими безударными окончаниями, которые как бы притупляют фразовую интонацию, смещая «интонационные переломы» вглубь строки, придавая строю речи плавность и равномерность. Строфа Бродского не имеет строго фиксированного синтактико-интонационного членения, что обусловлено несовпадением лексико-грамматического и собственно интонационного членения стихотворной фразы. Поскольку «интонационный перелом» не совпадает у Бродского с исходом стиха или строфы, то создается эффект непрерывности говорения. У поэта интонация не подчеркивает границу периода, но, напротив, 19 скрадывает ее, делая деление на строфы сугубо графическим, формальным элементом стихотворения. Устойчивая повторяемость этих признаков, их постоянная воспроизводимость на уровне художественного воплощения в лирике Бродского позволяет говорить об определенной интонационной модели, которую можно, таким образом, определить как тип функционирования поэтической речи, основанный на использовании ведущего интонационного приема - анжамбемана. Этот тип характеризуется сдвигом каденции с исхода стиха к его середине, причем преобразование это связано с глубоким метафизическим обоснованием переноса как средства преодоления дискретности мироздания, его синтезирующего, объединяющего разнородные явления действительности свойства. Бродский — поэт, обладающий риторической системой мышления, поскольку чувство у него часто соединено с отстраненным, холодно-отрешенным анализом. Поэтическая программа автора сводится к осмыслению всех явлений действительности с учетом эстетического воздействия слова. Система закономерностей, пронизывающих мироздание, помогает поэту слиться и отождествиться с миром. Творчество приобретает целенаправленность и призвано оказывать риторической системой аргументации конкретно-мобилизующее воздействие на читателя, «навязать» ему объективную истину. Наиболее показательным примером метафизического стихотворения и риторической разработки темы у Бродского может служить «Пенье без музыки» (1970). В стихотворении доминирующим типом речи становится рассуждение. Оно оказывается наиболее адекватным ситуации, максимально приближенной к автокоммуникации (адресат удален на непредставимое расстояние, а само обращение к нему носит условный характер), определяемой повышенной степенью рефлективности. В сложившейся ситуации переориентированной на себя адресованности речи поэтическая техника Бродского объектом изображения делает сам способ изображения, демонстрируя как бы самосознание природы языка, рефлексию самого стихотворения. Весь текст «Пенья без музыки» тему пространства и времени. Именно в ней обозначается отчетливый переход от «корябающей» пронзительности цикла «Часть речи» к бесстрастности и сдержанности поэтической интонации, ее уравновешенности и монотонности. Ведущая особенность эклог Бродского состоит в том, что интеллектуальное переживание от начала стихотворения к его концу постепенно переносится из пространственного восприятия во временное. Статическая данность переходит во внутренний, метафизический пейзаж — ив этом случае стихотворение строится на основе перечисления примет, синхронных онтологичским ощущениям субъекта речи. Поэтому каждое из времен года в изображении стихотворца — абстракция, каталог примет отвлеченного, умозрительно пейзажа, хотя и детально разработанного. Теме природы здесь отводится сугубо вспомогательная функция. Наряду с темами любви и разлуки, утраты друзей, изгнания, она становится у Бродского еще одной из многочисленных вариаций инвариантной схемы «Пространство — Время — Язык». В центр стихотворения поставлена не природа как таковая, данная в переживании конкретной лирической персоны, а, по сути, весь миропорядок. На интонационном уровне организации текста эта особенность находит воплощение в специфических свойствах «вторичных» стихообразующих принципов. Используя тактовик, поэт добивается эффекта особой весомости каждого слова в стихе. Выделенное метрическим ударением, оно приобретет большую, чем в регулярных размерах, самостоятельность и значимость. Сегменты интонационных фраз заканчиваются у поэта женскими безударными окончаниями, которые как бы притупляют фразовую интонацию, смещая «интонационные переломы» вглубь строки, придавая строю речи плавность и равномерность. Строфа Бродского не имеет строго фиксированного синтактико-интонационного членения, что обусловлено несовпадением лексико-грамматического и собственно интонационного членения стихотворной фразы. Поскольку «интонационный перелом» не совпадает у Бродского с исходом стиха или строфы, то создается эффект непрерывности говорения. У поэта интонация не подчеркивает границу периода, но, напротив, 19 скрадывает ее, делая деление на строфы сугубо графическим, формальным элементом стихотворения. Устойчивая повторяемость этих признаков, их постоянная воспроизводимость на уровне художественного воплощения в лирике Бродского позволяет говорить об определенной интонационной модели, которую можно, таким образом, определить как тип функционирования поэтической речи, основанный на использовании ведущего интонационного приема - анжамбемана. Этот тип характеризуется сдвигом каденции с исхода стиха к его середине, причем преобразование это связано с глубоким метафизическим обоснованием переноса как средства преодоления дискретности мироздания, его синтезирующего, объединяющего разнородные явления действительности свойства. Бродский — поэт, обладающий риторической системой мышления, поскольку чувство у него часто соединено с отстраненным, холодно-отрешенным анализом. Поэтическая программа автора сводится к осмыслению всех явлений действительности с учетом эстетического воздействия слова. Система закономерностей, пронизывающих мироздание, помогает поэту слиться и отождествиться с миром. Творчество приобретает целенаправленность и призвано оказывать риторической системой аргументации конкретно-мобилизующее воздействие на читателя, «навязать» ему объективную истину. Наиболее показательным примером метафизического стихотворения и риторической разработки темы у Бродского может служить «Пенье без музыки» (1970). В стихотворении доминирующим типом речи становится рассуждение. Оно оказывается наиболее адекватным ситуации, максимально приближенной к автокоммуникации (адресат удален на непредставимое расстояние, а само обращение к нему носит условный характер), определяемой повышенной степенью рефлективности. В сложившейся ситуации переориентированной на себя адресованности речи поэтическая техника Бродского объектом изображения делает сам способ изображения, демонстрируя как бы самосознание природы языка, рефлексию самого стихотворения. Весь текст «Пенья без музыки» 20 физическое стихотворение и ода образуют разновидность «большого» лирического стихотворения с преимущественно одической подосновой. Заключение содержит основные итоги и выводы исследования. Характеризуя в целом особенности поэтического мышления Бродского, стоит, на наш взгляд, говорить о нем как создателе уникального метафизического эпоса о пространстве, времени и языке и обладателе не столько жанровой, сколько интонационной системы мышления. Бродский - стихотворец, думающий голосом и на него уповающий. В конце диссертации приведен список использованной литературы из 279 наименований. Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях: 1. Мифологема статуи в лирике И. Бродского // Сборник трудов молодых ученых и студентов Волгоградского государственного университета. - Волгоград: Изд-во Волгоградского государственного университета, 1997. -С. 389-392. 2. «Дорогая, я вас любил...» Пушкин и Бродский // Отчий край. - 1999. - № 2. -С. 66-70. 3. О композиции стихотворений А. С. Пушкина «Я вас любил...» и И. А. Бродского «Дорогая, я вышел сегодня из дому...» // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия Филология. Вып. 4. - Волгоград, 1999. - С. 56 - 60 (в соавторстве с А. И. Смирновой). 4. К мифологеме птицы в лирике И. Бродского: «Осенний крик ястреба» и русская поэтическая традиция // Природа и человек в русской литературе: Материалы всероссийской научной конференции. - Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2000. - С. 111 - 119. 5. К вопросу о поэтической интонации в отечественном стиховедении // Акценты. Альманах. - Воронеж, 2000. - С. 54 - 60.Источник: http://www.dissertation1.narod.ru/avtoreferats3/b20.htm Источник: http://www.cd.weo.ru/hot-10x1x14391.html
Деград |