Рождество Твое, Христе Боже наш,
возсия мирови свет разума,
в нем бо звездам служащии
звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу Правды,
и Тебе ведети с высоты востока.
Господи, слава Тебе!
Окна из алюминия в Севастополе — это новые возможности при остеклении больших площадей и сложных форм. Читайте отзывы. Так же рекомендуем завод Горницу.
Страницы сайта поэта Иосифа Бродского (1940-1996)Коллекция фотографий Иосифа Бродского"Что нужно для чуда? Кожух овчара, “У меня была идея в свое время, когда мне было 24-25 лет... на каждое Рождество писать по стихотворению... У меня семь или восемь рождественских стихотворений... Это был 1972 год. В те времена я относился к этому более, так сказать, “систематически”... Если хотите, это опять связано с Пастернаком. После его “стихов из романа” масса русской интеллигенции, особенно еврейские мальчики, очень воодушевились новозаветными идеями... за этим стоит совершенно замечательное культурное наследие... К этому можно еще добавить, что художественное произведение мешает вам удержаться в доктрине, в той или иной религиозной системе, потому что творчество обладает колоссальной центробежной энергией и выносит вас за пределы, скажем,того или иного религиозного радиуса. Простой пример: “Божественная комедия”, которая куда интереснее, чем то же самое у отцов церкви. То есть Данте сознательно удерживает себя в узде доктрины, но в принципе, когда вы пишете стихотворение, вы очень часто чувствуете, что можете выйти за пределы религиозной доктрины...” И.Б. Рождество 1963 года * * * Снег идет, оставляя весь мир в меньшинстве. В эту пору — разгул Пинкертонам, и себя настигаешь в любом естестве по небрежности оттиска в оном. За такие открытья не требуют мзды; тишина по всему околотку. Сколько света набилось в осколок звезды, на ночь глядя! как беженцев в лодку. Не ослепни, смотри! Ты и сам сирота, отщепенец, стервец, вне закона. За душой, как ни шарь, ни черта. Изо рта — пар клубами, как профиль дракона. Помолись лучше вслух, как второй Назорей, за бредущих с дарами в обеих половинках земли самозваных царей и за всех детей в колыбелях. 1986 Рождественская звезда В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; мело, как только в пустыне может зимой мести. Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы - Балтазар, Гаспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях ребенка, издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца. 24 декабря 1987 Бегство в Египет …погонщик возник неизвестно откуда. В пустыне, подобранной небом для чуда, по принципу сходства, случившись ночлегом, они жгли костер. В заметаемой снегом пещере, своей не предчувствуя роли, младенец дремал в золотом ореоле волос, обретавших стремительно навык свеченья - не только в державе чернявых, сейчас, но и вправду подобно звезде, покуда земля существует: везде. 25 декабря 1988 Бегство в Египет (2) В пещере (какой ни на есть, а кров! Надёжней суммы прямых углов!), В пещере им было тепло втроём; пахло соломою и тряпьём. Соломенною была постель. Снаружи молола песок метель. И, припоминая его помол, спросонья ворочались мул и вол. Мария молилась; костёр гудел. Иосиф, насупясь, в огонь глядел. Младенец, будучи слишком мал, чтоб делать что-то ещё, дремал. Ещё один день позади - с его тревогами, страхами; с "о-го-го" Ирода, выславшего войска; и ближе ещё на один - века. Спокойно им было в ту ночь втроём. Дым устремлялся в дверной проём, чтоб не тревожить их. Только мул во сне (или вол) тяжело вздохнул. Звезда глядела через порог. Единственным среди них, кто мог знать, что взгляд её означал, был младенец; но он молчал. * * * Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере, используй, чтоб холод почувствовать, щели в полу, чтоб почувствовать голод - посуду, а что до пустыни, пустыня повсюду. Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере, огонь, очертанья животных, вещей ли, и - складкам смешать дав лицо с полотенцем - Марию, Иосифа, сверток с Младенцем. Представь трех царей, караванов движенье к пещере; верней, трех лучей приближенье к звезде, скрип поклажи, бренчание ботал* (Младенец покамест не заработал на колокол с эхом в сгустившейся сини). Представь, что Господь в Человеческом Сыне впервые Себя узнает на огромном впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном. 1989 * * * Не важно, что было вокруг, и не важно, о чем там пурга завывала протяжно, что тесно им было в пастушьей квартире, что места другого им не было в мире. Во-первых, они были вместе. Второе, и главное, было, что их было трое, и всё, что творилось, варилось, дарилось отныне, как минимум, на три делилось. Морозное небо над ихним привалом с привычкой большого склоняться над малым сверкало звездою - и некуда деться ей было отныне от взгляда младенца. Костер полыхал, но полено кончалось; все спали. Звезда от других отличалась сильней, чем свеченьем, казавшимся лишним, способностью дальнего смешивать с ближним. 25 декабря 1990 Presepio (Ясли) Младенец, Мария, Иосиф, цари, скотина, верблюды, их поводыри, в овчине до пят пастухи-исполины - все стало набором игрушек из глины. В усыпанном блестками ватном снегу пылает костер. И потрогать фольгу звезды пальцем хочется; собственно, всеми пятью - как младенцу тогда в Вифлееме. Тогда в Вифлееме все было крупней. Но глине приятно с фольгою над ней и ватой, розбросанной тут как попало, играть роль того, что из виду пропало. Теперь Ты огромней, чем все они. Ты теперь с недоступной для них высоты - полночным прохожим в окошко конурки из космоса смотришь на эти фигурки. Там жизнь продолжается, так как века одних уменьшают в объеме, пока другие растут - как случилось с Тобою. Там бьются фигурки со снежной крупою, и самая меньшая пробует грудь. И тянет зажмуриться, либо - шагнуть в другую галактику, в гулкой пустыне которой светил - как песку в Палестине. Декабрь 1991 25. XII.1993 Что нужно для чуда? Кожух овчара, щепотка сегодня, крупица вчера, и к пригоршне завтра добавь на глазок огрызок пространства и неба кусок. И чудо свершится. Зане чудеса, к земле тяготея, хранят адреса, настолько добраться стремясь до конца, что даже в пустыне находят жильца. А если ты дом покидаешь - включи звезду на прощанье в четыре свечи, чтоб мир без вещей освещала она, вослед тебе глядя, во все времена. 1993 Фараджев К. Жертвенный космос и Вифлеемская звезда: Время и вечность у Бродского и его рождественский цикл Не секрет, что поэзия Бродского зачастую настораживает неискушенного читателя на первый взгляд избыточным глубокомыслием, сложностью ритмики, неотчетливостью ассоциативных рядов. Но при более пристальном знакомстве с его стихами возникает странное ощущение, что они представляют собой последовательную систему интимно прочувствованных категорий, выражающих основы мироощущения поэта. Бродского особенно интересовала идея об ограниченности человеческого восприятия тем, что в классической философии называют априорными формами познания — тенетами субъективности, сотканными из понятий времени и пространства. |
|||
Автор статьи: КИРИЛЛ ФАРАДЖЕВ© "Русская мысль", Париж, N 4319, 25 мая 2000г. Источник: http://www.countries.ru/library/twenty/brodsky/faradjev.htm Рождество Христово в русской поэзии
|
|||
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие В.Соловьев. ИММАНУ-ЭЛЬ РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО А.Фет. «Ночь тиха. По тверди зыбкой...» Л.Мей. «То были времена чудес...» А.Блок. «Был вечер поздний и багровый...» К.Р. ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ (Отрывок) Е.Львова. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО К.Льдов. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО В.Ходасевич. ВЕЧЕР (Отрывок) И.Бунин. БЕГСТВО В ЕГИПЕТ В.Набоков. (ЕВАНГЕЛИЕ ИАКОВА, ГЛ. 18) В ПЕЩЕРЕ Г.Иванов. «Наконец-то повеяла мне золотая свобода...» К.Липскеров. ИЗ ЦИКЛА «ТРИ СОНЕТА». ВОЛХВЫ Б.Пастернак. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА Архиепископ Иоанн (Шаховской). «СЛАВА В ВЫШНИХ БОГУ» И.Бродский. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА «Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере...» Д.Щедровицкий. ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ Л.Колодяжная. ВОЛХВЫ БЕГСТВО В ЕГИПЕТ Из русской народной духовной поэзии ГОЛУБИНАЯ КНИГА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО (Во славном было городе Вифлееме...) ОБ ИРОДЕ И РОЖДЕСТВЕ ХРИСТОВОМ СВЕТ ВИФЛЕЕМА В. Бенедиктов. ЕЛКА. 24 декабря 1857 А. Фет. «Звезда сияла на востоке...» А. Блок. СОЧЕЛЬНИК В ЛЕСУ З. Гиппиус. НАШЕ РОЖДЕСТВО С. Есенин. «То не тучи бродят за овином...» «О Матерь Божья...» О. Мандельштам. «Где ночь бросает якоря...» М. Кузмин. РОЖДЕСТВО В. Набоков. РОЖДЕСТВО Д. Кленовский. «Елочка с пятью свечами...» Б. Пастернак. СНЕГ ИДЕТ Б. Ахмадулина. ЕЛКА В БОЛЬНИЧНОМ КОРИДОРЕ Н. Карташева. РОЖДЕСТВО Л. Колодяжная. «Каждого ждет воздаянье по вере...» Т. Шорыгина. РОЖДЕСТВО БОЖИЯ МАТЕРЬ М. Лермонтов. МОЛИТВА А. Фет. AVE MARIA А. Плещеев. ПРИ ПОСЫЛКЕ РАФАЭЛЕВОЙ МАДОННЫ А. Толстой. МАДОННА РАФАЭЛЯ А. Фет. К СИКСТИНСКОЙ МАДОННЕ М. Волошин. ХВАЛА БОГОМАТЕРИ С НАМИ БОГ! М. Ломоносов. УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ Г. Державин. БОГ К. Батюшков. БОГ К. Рылеев. КНЯЗЮ Е. П. ОБОЛЕНСКОМУ А. Пушкин. «Отцы пустынники и жены непорочны...» М. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Е. Баратынский. МОЛИТВА А. Жемчужников. ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ И СЕМЕНАХ И. Никитин.МОЛЕНИЕ О ЧАШЕ Ф. Тютчев. «О вещая душа моя...» «Над этой темною толпой» А. Толстой. ГРЕШНИЦА (Отрывок) ИОАНН ДАМАСКИН (Отрывок) В.Соловьев. НОЧЬ НА РОЖДЕСТВО К. Бальмонт. «Одна есть в мире красота...» И ДА И НЕТ (Отрывок) З. Гиппиус. ХРИСТУ И. Бунин. «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» В. Набоков. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ О. Мандельштам. «В хрустальном омуте какая крутизна...» Н. Гумилев. СЛОВО М. Волошин. ТВАРЬ (Отрывок) А. Ахматова. «В каждом древе распятый Господь...» Б. Пастернак. ГЕФСИМАНСКИЙ САД |
Предисловие Нет такого русского поэта, в творчестве которого не затрагивались бы темы, связанные с жизнью и спасительным подвигом Господа нашего Иисуса Христа. Практически все наши отечественные поэты всех времен (вплоть до современных), непосредственно или косвенно, но откликались в своем творчестве на Благую весть христианства. В настоящем сборнике, приуроченном к великому юбилею - 2000-летию Рождества Христова, представлены стихи около 50 русских поэтов от XVIII века до наших дней. Книга состоит их четырех разделов. В первый раздел «Рождество Христово» включены произведения, авторы которых наиболее близко следуют Евангельскому повествованию. Раздел «Свет Вифлеема» составляют стихи, в содержании которых присутствуют рождественские мотивы. Стихи третьего раздела «Божия Матерь» посвящены Матери Младенца Христа - Пресвятой Богородице. Наконец, в заключительном разделе «С нами Бог!» содержатся стихотворения, являющиеся философскими раздумьями на тему «Бог и человек». Внутри каждого раздела стихи упорядочены по времени их создания. |
Владимир Соловьев ИММАНУ-ЭЛЬ* Во тьму веков та ночь уж отступила, Когда, устав от злобы и тревог, Земля в объятьях неба опочила И в тишине родился С-нами-Бог. И многое уж невозможно ныне: Цари на небо больше не глядят, И пастыри не слушают в пустыне, Как ангелы про Бога говорят. Но вечное, что в эту ночь открылось, Несокрушимо временем оно, И Слово вновь в душе твоей родилось, Рожденное под яслями давно. Да! С нами Бог, - не там, в шатре лазурном, Не за пределами бесчисленных миров, Не в злом огне, и не в дыханье бурном, И не в уснувшей памяти веков. Он здесь, теперь, - средь суеты случайной, В потоке мутном жизненных тревог Владеешь ты всерадостною тайной: Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог! 1892
Лев Мей
|
К. Р. ЦАРЬ ИУДЕЙСКИЙ (Отрывок) И о а н н а:* На память мне приходит ночь одна На родине моей. Об этой ночи Ребенком малым слышала нередко Я пастухов бесхитростную повесть. Они ночную стражу содержали У стада. Ангел им предстал; [и слава Господня осияла их. И страх Напал на пастухов. И ангел Божий, Их ободряя, молвил им: «Не бойтесь! Великую я возвещаю радость И вам, и людям всей земли: родился Спаситель вам. И вот вам знак: в пещере Найдете вы Младенца в пеленах; Он в яслях возлежит». И появилось На небе много ангелов святых; Они взывали: «Слава в вышних Богу, Мир на земле, благоволенье людям!» И смолкло все, и в небе свет погас, И ангел Божий отлетел.] По слову Его они пошли и увидали И ясли, и спеленатого в них Прекрасного Младенца Иисуса, И радостную Мать Его, Марию. 1912 Е. Львова |
Константин Льдов РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют...» Пустыня спит. Горят светила На ризе ночи голубой. Чья мысль их властно превратила В завет, начертанный судьбой? Кто поспешает в мраке зыбком За звездным факелом во след? К каким восторгам и улыбкам? К каким виденьям юных лет? То мудрецы, цари Востока, Провидцы в жизни и во снах, Рожденье нового Пророка Прочли в небесных письменах. Они чеканные сосуды Везут с дарами... Путь далек. Идут, колеблются верблюды, Вздымая облаком песок... Святое всех роднит со всеми, - Как смерть, как совесть, как грехи. Под утро, в горном Вифлееме, Проснулись в страхе пастухи. Как озарилась их обитель! Само вещает Божество: «Рожден для смертных Искупитель, Идите, - узрите Его!» Смиренных духом сочетало Преданье с мудрыми земли: Одно их чувство волновало, Одни надежды их влекли. Для них Избранник неизвестный Уже идет и в этот час На подвиг Свой - на подвиг Крестный Во искупление за нас! 1890-е Владислав Ходасевич
|
Владимир Набоков ЕВАНГЕЛИЕ ИАКОВА, гл. 18 И видел я: стемнели неба своды, и облака прервали свой полет, и времени остановился ход... Все замерло. Реки умолкли воды. Седой туман сошел на берега, и наклонив над влагою рога, козлы не пили. Стадо на откосах не двигалось. Пастух, поднявши посох, оцепенел с простертою рукой взор устремляя ввысь, а над рекой, над рощей пальм, вершины опустивших, хоть воздух был бестрепетен и нем, повисли птицы на крылах застывших. Все замерло. Ждал чутко Вифлеем... И вдруг в листве проснулся чудный ропот, и стая птиц звенящая взвилась, и прозвучал копыт веселый топот, и водных струй послышался мне шепот, и пастуха вдруг песня раздалась! А вдалеке, развея сумрак серый, как некий Крест, божественно-светла, Звезда зажглась над вспыхнувшей пещерой, где в этот миг Мария родила. 1918
|
Борис Пастернак РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА Стояла зима. Дул ветер из степи. И холодно было Младенцу в вертепе На склоне холма. Его согревало дыханье вола. Домашние звери Стояли в пещере, Над яслями теплая дымка плыла. Доху отряхнув от постельной трухи И зернышек проса, Смотрели с утеса Спросонья в полночную даль пастухи. Вдали было поле в снегу и погост, Ограды, надгробья, Оглобля в сугробе, И небо над кладбищем, полное звезд. А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела, как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне. Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой. Растущее зарево рдело над ней И значило что-то, И три звездочета Спешили на зов небывалых огней. За ними везли на верблюдах дары. И ослики в сбруе, один малорослей Другого, шажками спускались с горы. И странным виденьем грядущей поры Вставало вдали все пришедшее после. Все мысли веков, все мечты, все миры, Все будущее галерей и музеев, Все шалости фей, все дела чародеев, Все елки на свете, все сны детворы. Весь трепет затепленных свечек, все цепи, Все великолепье цветной мишуры... ... Все злей и свирепей дул ветер из степи... ... Все яблоки, все золотые шары. Часть пруда скрывали верхушки ольхи, Но часть было видно отлично отсюда Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи. Как шли вдоль запруды ослы и верблюды, Могли хорошо разглядеть пастухи. - Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, - Сказали они, запахнув кожухи. От шарканья по снегу сделалось жарко. По яркой поляне листами слюды Вели за хибарку босые следы. На эти следы, как на пламя огарка, Ворчали овчарки при свете звезды. Морозная ночь походила на сказку, И кто-то с навьюженной снежной гряды Все время незримо входил в их ряды. Собаки брели, озираясь с опаской, И жались к подпаску, и ждали беды. По той же дороге чрез эту же местность Шло несколько ангелов в гуще толпы. Незримыми делала их бестелесность, Но шаг оставлял отпечаток стопы. У камня толпилась орава народу. Светало. Означились кедров стволы. - А кто вы такие? - спросила Мария. - Мы племя пастушье и неба послы, Пришли вознести Вам Обоим хвалы. - Всем вместе нельзя. Подождите у входа. Средь серой, как пепел, предутренней мглы Топтались погонщики и овцеводы, Ругались со всадниками пешеходы, У выдолбленной водопойной колоды Ревели верблюды, лягались ослы. Светало. Рассвет, как пылинки золы, Последние звезды сметал с небосвода. И только волхвов из несметного сброда Впустила Мария в отверстье скалы. Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба, Как месяца луч в углубленье дупла. Ему заменяли овчинную шубу Ослиные губы и ноздри вола. Стояли в тени, словно в сумраке хлева, Шептались, едва подбирая слова. Вдруг кто-то в потемках, немного налево От яслей рукой отодвинул волхва, И тот оглянулся: с порога на Деву, Как гостья, смотрела звезда Рождества. 1947
|
Иосиф Бродский РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЗВЕЗДА В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе, Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти; мело, как только в пустыне может зимой мести. Ему все казалось огромным: грудь Матери, желтый пар из воловьих ноздрей, волхвы - Бальтазар, Каспар, Мельхиор; их подарки, втащенные сюда. Он был всего лишь точкой. И точкой была Звезда. Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака, на лежащего в яслях Ребенка издалека, из глубины Вселенной, с другого ее конца, Звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца. 1987 *** Представь, чиркнув спичкой, тот вечер в пещере, используй, чтоб холод почувствовать, щели в полу, чтоб почувствовать голод - посуду, а что до пустыни, пустыня повсюду. Представь, чиркнув спичкой, ту полночь в пещере, огонь, очертанья животных, вещей ли, и - складкам смешать дав лицо с полотенцем - Марию, Иосифа, сверток с Младенцем. Представь трех царей, караванов движенье к пещере; верней, трех лучей приближенье к звезде, скрип поклажи, бренчание ботал* (Младенец покамест не заработал на колокол с эхом в сгустившейся сини). Представь, что Господь в Человеческом Сыне впервые Себя узнает на огромном впотьмах расстояньи: бездомный в бездомном. 1989
Людмила Колодяжная
|
Из русской народной духовной поэзии
ОБ ИРОДЕ
Владимир Бенедиктов |
Афанасий Фет *** Звезда сияла на востоке, И из степных далеких стран Седые понесли пророки В дань злато, смирну и ливан. Изумлены ее красою, Волхвы маститые пошли За путеводною звездою И пали до лица земли. И предо мной, в степи безвестной, Взошла звезда твоих щедрот: Она свой луч в красе небесной На поздний вечер мой прольет. Но у меня для приношенья Ни злата, ни ливана нет, - Лишь с фимиамом песнопенья Падет к стопам твоим поэт. 1887
*** |
Осип Мандельштам *** Где ночь бросает якоря В глухих созвездьях Зодиака, Сухие листья октября, Глухие вскормленники мрака, Куда летите вы? Зачем От древа жизни вы отпали? Вам чужд и странен Вифлеем, И яслей вы не увидали. Для вас потомства нет - увы, Бесполая владеет вами злоба, Бездетными сойдёте вы В свои повапленные гробы. И на пороге тишины, Среди беспамятства природы, Не вам, не вам обречены, А звёздам вечные народы. 1920
Дмитрий Кленовский Борис Пастернак |
Белла Ахмадулина ЕЛКА В БОЛЬНИЧНОМ КОРИДОРЕ В коридоре больничном поставили елку. Она и сама смущена, что попала в обитель страданий. В край окна моего ленинградская входит луна и не долго стоит: много окон и много стояний. К той старухе, что бойко бедует на свете одна, переходит луна, и доносится шорох стараний утаить от соседок, от злого непрочного сна нарушенье порядка, оплошность запретных рыданий. Всем больным стало хуже. Но все же - канун Рождества. Завтра кто-то дождется известий, гостинцев, свиданий. Жизнь со смертью - в соседях. Каталка всегда не пуста - лифт в ночи отскрипит равномерность ее упаданий. Вечно радуйся, Дево! Младенца Ты в ночь принесла. Оснований других не оставлено для упований, но они так важны, так огромны, так несть им числа, что прощен и утешен безвестный затворник подвальный. Даже здесь, в коридоре, где елка - причина для слез (не хотели ее, да сестра заносить повелела), сердце бьется и слушает, и - раздалось донеслось: - Эй, очнитесь! Взгляните - восходит Звезда Вифлеема. Достоверно одно: воздыханье коровы в хлеву, поспешанье волхвов и неопытной Матери локоть, упасавшей Младенца с отметиной чудной во лбу. Остальное - лишь вздор, затянувшейся лжи мимолетность. Этой плоти больной, изврежденной трудом и войной, что нужней и отрадней столь просто описанной сцены? Но - корят то вином, то другою какою виной и питают умы рыбьей костью обглоданной схемы. Я смотрела, как день занимался в десятом часу: каплей был и блестел, как бессмысленный черный фонарик, - там, в окне и вовне. Но прислышалось общему сну: в колокольчик на елке названивал крошка-звонарик. Занимавшийся день был так слаб, неумел, неказист. Цвет - был меньше, чем розовый: родом из робких, не резких. Так на девичьей шеe умеет мерцать аметист. Все потупились, глянув на кроткий и жалобный крестик. А как стали вставать, с неохотой глаза открывать - вдоль метели пронесся трамвай, изнутри золотистый. Все столпились у окон, как дети: - Вот это трамвай! Словно окунь, ушедший с крючка: весь пятнистый, огнистый. Сели завтракать, спорили, вскоре устали, легли. Из окна вид таков, что невидимости Ленинграда или невидали мне достанет для слез и любви. - Вам не надо ль чего-нибудь? - Нет, ничего нам не надо. Мне пеняли давно, что мои сочиненья пусты. Сочинитель пустот, в коридоре смотрю на сограждан. Матерь Божия! Смилуйся! Сына о том же проси. В день рожденья Его дай молиться и плакать о каждом! 1985 Нина Карташева Людмила Колодяжная Татьяна Шорыгина |
Б О Ж И Я М А Т Е Р Ь
Афанасий Фет Алексей Плещеев Алексей К. Толстой Афанасий Фет Максимилиан Волошин |
С Н А М И Б О Г ! Михаил Ломоносов Гавриил Державин
Константин Батюшков
Кондратий Рылеев
|
Евгений Баратынский МОЛИТВА Царь небес! успокой Дух болезненный мой! Заблуждений земли Мне забвенье пошли И на строгий Твой рай Силы сердцу подай. 1840-е Алексей Жемчужников Иван Никитин |
Федор Тютчев *** О вещая душа моя! О, сердце, полное тревоги, О, как ты бьёшься на пороге Как бы двойного бытия!.. Так, ты - жилица двух миров, Твой день - болезненный и страстный, Твой сон - пророчески-неясный, Как откровение духов... Пускай страдальческую грудь Волнуют страсти роковые - Душа готова, как Мария, К ногам Христа навек прильнуть. 1855 *** Над этой темною толпой Непробужденного народа Взойдешь ли ты когда, Свобода, Блеснет ли луч твой золотой?.. Блеснет твой луч и оживит, И сон разгонит и туманы... Но старые, гнилые раны, Рубцы насилий и обид, Растленье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет, - Кто их излечит, кто прикроет?.. Ты, риза чистая Христа... 1857
|
Владимир Соловьев НОЧЬ НА РОЖДЕСТВО Пусть все поругано веками преступлений, Пусть незапятнанным ничто не сбереглось, Но совести укор сильнее всех сомнений, И не погаснет то, что раз в душе зажглось. Великое не тщетно совершилось; Не даром средь людей явился Бог; К земле недаром Небо преклонилось, И распахнулся вечности чертог. В незримой глубине сознанья мирового Источник истины живет, не заглушен, И над руинами позора векового Глагол ее звучит, как похоронный звон. Родился в мире Свет, и Свет отвергнут тьмою, Но светит он во тьме, где грань добра и зла, Не властью внешнею, а правдою самою Князь века осужден и все его дела. 1894 Константин Бальмонт *** Одна есть в мире красота. Не красота богов Эллады, И не влюбленная мечта, Не гор тяжелые громады, И не моря, не водопады, Не взоров женских чистота. Одна есть в мире красота - Любви, печали, отреченья И добровольные мученья За нас распятого Христа. 1893 И ДА И НЕТ Зинаида Гиппиус Иван Бунин Владимир Набоков |
Осип Мандельштам *** В хрустальном омуте какая крутизна! За нас сиенские предстательствуют горы, И сумасшедших скал колючие соборы Повисли в воздухе, где шерсть и тишина. С висячей лестницы пророков и царей Спускается орган, Святого Духа крепость, Овчарок бодрый лай и добрая свирепость, Овчины пастухов и посохи судей. Вот неподвижная земля, и вместе с ней Я христианства пью холодный горный воздух, Крутое «Верую» и псалмопевца роздых, Ключи и рубища апостольских церквей. Какая линия могла бы передать Хрусталь высоких нот в эфире укреплённом, И с христианских гор в пространстве изумлённом, Как Палестрины песнь, нисходит благодать! 1919 Николай Гумилев СЛОВО В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо Свое, тогда Солнце останавливали Словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только Слово средь земных тревог, И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества, И, как пчелы в улье омертвелом, Дурно пахнут мертвые слова. 1920 Максимилиан Волошин Анна Ахматова Борис Пастернак |
Ранее |
|
Деград